OLED - быть или не быть?

15 март, 2008 - 17:10Тарас Олейник

Вынесенный в заголовок вопрос, по моему мнению, можно было бы и не поднимать -- ответ, по большому счету, и так казался достаточно очевиден. До недавнего времени.

При современных ценах на ЖК-мониторы больших диагоналей и темпах их снижения ожидать появления на рынке устройств на базе OLED-технологии (вот уже с десяток лет считающейся всего лишь "перспективной" и до сих пор не отлаженной окончательно для коммерческого воплощения) было бы как минимум слишком самонадеянно. Однако последние новости в этой сфере заставляют еще раз взглянуть на положение вещей в ней и несколько пересмотреть мой пессимистичный прогноз.

Итак, первопроходец применения OLED-технологии компания Sony объявила недавно об инвестировании в производство OLED 200 млн. долл. Конечно, по меркам индустрии дисплеев это не слишком большие деньги, однако радует уже сам факт -- после выпуска пробной модели OLED TV XEL-1 компания не разочаровывается в результате, и, по-видимому, рассчитывает в конце-концов все же вывести подобные продукты на полки магазинов.

Сложно даже оценить, сколь значительные преграды -- причем не технологического, а маркетингового плана -- придется преодолеть крупноформатным OLED на этом пути. Ведь несмотря на несомненное лидерство с точки зрения качества отображения, они не могут предоставить основного, рыночного преимущества -- низкой себестоимости производства, которая позволила бы таким устройствам конкурировать с ЖК еще и по цене.

Подчеркнем -- пока не могут. К тому же есть большая уверенность в том, что производители ЖК-панелей приложат все усилия (в том числе и демпинговые), чтобы "задавить" OLED в самом зародыше, не дав ей ни единого шанса на рынке. Сделать это очень просто. Достаточно лишь приучить пользователей к мысли, что монитор формата Full HD с диагональю 24 дюйма может и должен стоить порядка $600-700, и этого уже будет достаточно, чтобы потребители не обратили никакого внимания на гораздо более качественно показывающие OLED-дисплеи, стоимость которых окажется выше на порядок, а то и еще больше. Вся история развития индустрии визуализации подтверждает данную тенденцию -- в ней всегда побеждает не наиболее качественная либо перспективная, а самая дешевая технология, которую "всеми правдами и неправдами" все же доводят до некоего минимального уровня качества, но не снижая акцента на низкой себестоимости.

И вот тут масла в огонь подлила General Electric. Ее исследовательская группа сообщила об успехе попытки печати продуктов органической электроники полиграфическим методом, на обородовании, сходном с типографским "роллом". Важность данного события тяжело переоценить, так как (теоретически) это позволит снизить себестоимость производства OLED на порядок, а то и более! Останется решить лишь ряд технических задач, и -- OLED-мониторы появятся на наших с вами рабочих столах.

Или -- не появятся. К сожалению, на данном этапе дать однозначный прогноз слишком тяжело, очень уж многие факторы остаются неизвестными. Но тем не менее, надежда появилась. И это уже радует.

P.S. Вот еще одна новость в ту же копилку, на этот от Kodak и LG.