Предварительная информация о неких изменениях, которые затронут популярный среди опытных мобильных пользователей бренд Utel, появилась в середине марта. Но только на прошлой неделе были официально названы новая марка и новые продукты, которые Укртелеком запускает на базе своей 3G-сети. Итак, Utel умер, да здравствует «ОГО! Мобiльний»?
Для начала давайте разберемся, что же предлагает Укртелеком абонентам с 1 апреля. Под брендом «ОГО! Мобiльний» представлены два контрактных пакета и один предоплаченный. Сразу понятно, что основным их назначением является доступ в Интернет – «звучание» новой марки безошибочно ассоциирует ее с продуктами для фиксированного доступа к Сети, распространенными по всей территории Украины. С одной стороны, это вполне ожидаемо, поскольку, как показывает практика, связь от Utel преимущественно используется для той же цели. Но так ли уж необходим подобный ребрендинг?
Контрактные пакеты «ОГО! Мобiльний 256» и «ОГО! Мобiльний Необмежений» различаются максимальной скоростью передачи данных, которая в первом случае лимитирована 256 Кб/с в направлении от сети к пользователю, а во втором – не имеет ограничений, помимо технических. Для абонентов предоплаченной связи максимальная пропускная способность канала составляет 1024 Кб/с. Ключевая особенность всех новых пакетов – безлимитный трафик в пределах UMTS-покрытия Укртелекома. За месяц такого удовольствия придется платить 60 грн в младшем пакете и 120 грн – в старшем. По предоплате безлимитный доступ реализуется по принципу посуточной оплаты: при первой попытке соединения со счета списывается 6 грн, и затем предоставляется возможность загружать данные в неограниченном количестве до полуночи.
Отдельно стоит отметить новые «особенности национального роуминга». Напомним, что 3G-покрытие Укртелекома, хоть и не совсем уж маленькое, все же далеко не национальное. За его пределами связь обеспечивает роуминг-партнер. До сих пор им являлся Beeline, а условия работы в его сети были точно такими же, как в самой Utel, т. е. мегабайт стоил 10 коп. С 26 марта 2010 г. национальный роуминг будет предоставлять «Киевстар», чьи расценки далеко не столь выгодные. «Безлимит» в роуминге не работает – ограничение на месячный трафик в сети «Киевстар» составляет 60 МБ для абонентов младшего контрактного пакета, 5 ГБ – старшего и столько же в сумме предоставляется клиентам предоплаченного сервиса, которые могут выбирать в день по 171 МБ. Каждый мегабайт сверх этого лимита обойдется пользователю в 40 коп – вчетверо дороже, чем у Beeline. Учитывая типичную для Киева вероятность нахождения абонента Utel в зоне «родного» и роумингового покрытия, можно предполагать, что большинство высокомобильных абонентов будут укладываться в эти лимиты, так что дополнительные расходы если и появятся, то весьма незначительные. Однако за выбором места, из которого осуществляется доступ, особенно загрузка больших объемов данных, теперь придется тщательно следить.
Хороши ли новые тарифы? Смотря с чем сравнивать. С точки зрения нынешнего абонента Utel они невыгодны. Дело в том, что абонентская база Utel сложилась в основном из опытных пользователей, которым 3G-связь нужна для смартфона – второго мобильного терминала, служащего главным образом для доступа в Интернет, без звонков и SMS. Даже при достаточно интенсивном использовании в таком режиме смартфон генерирует 2–3 ГБ трафика в месяц, в результате чего расходы за этот период обычно не превышают 30–40 грн. В новой тарифной сетке таким людям придется выбирать: либо младший контрактный пакет, в котором и расходы выше, и скорость ограничена практически до уровня EDGE, либо предоплата, которая при ежедневном использовании обойдется в целых 180 грн в месяц. Вполне очевидно, что для этой группы новые тарифы крайне невыгодны, объемы данных избыточны, а подходящих по всем параметрам аналогов на рынке нет. В какой-то мере утешением может служить только то, что нынешних абонентов Utel на новые тарифы принудительно переводить не будут, вырастет только стоимость передачи данных в национальном роуминге.
Но нетрудно понять, что пакеты «ОГО! Мобiльний» на самом деле предназначены не для «смартфонщиков». Фактически с этим продуктом Укртелеком вступает в прямую конкуренцию с нынешними поставщиками мобильного модемного доступа в Интернет – операторами стандартов CDMA и WiMAX. А вот по сравнению с ними предложение госкомпании выглядит куда привлекательнее. Судите сами: безлимит по технологии CDMA2000 1xEV-DO в среднем стоит 300–400 грн в месяц, а за те 120 грн, которые просит за него Укртелеком, у «CDMA Украины», PeopleNet или «МТС» можно получить только 3–5 ГБ. При этом средняя скорость передачи данных по технологии UMTS/HSDPA в реальности сопоставима или выше. У FreshTel полный безлимит стоит 180 грн в месяц, при этом скорости намного больше, но площадь покрытия у этого оператора существенно меньше. Как альтернатива продуктам этих компаний пакеты «ОГО! Мобiльний» выглядят весьма выгодным, если не демпинговым предложением.
Учитывая, что к контрактным тарифам Укртелекома предлагается стартовый комплект с HSUPA-модемом ZTE MF110 по цене 199 грн при подключении к младшему пакету и 99 грн – к старшему (при условии подписания дополнительного соглашения о нерасторжении договора в течение 12 месяцев), агрессивность политики государственного оператора становится еще очевиднее. В итоге нынешним и потенциальным абонентам CDMA и WiMAX есть о чем задуматься.
Означает ли новое название услуги мобильного доступа к Интернету, что марка Utel будет выведена из обращения? Пока все идет к тому. Сайт www.utel.ua перестал обновляться с 22 марта. Вся свежая информация публикуется на сайте Укртелекома (www.ukrtelecom.ua) в разделе «Мобильная связь». Голосовой тарифный план «U'Мобiльний», которым дополняются пакеты «ОГО! Мобiльний» для контрактных абонентов, анонсируется как продукт Укртелекома – он не принадлежит к группе «ОГО!», но и к Utel формально отношения не имеет.
Тем не менее дальнейшая судьба Utel доподлинно неизвестна. Председатель правления Укртелекома Георгий Дзекон объявил, что эта марка с рынка не уходит и под ней будет предоставляться некая услуга. Больше никаких подробностей пока не сообщалось, и остается только гадать, что за сервис это может быть – «полноценная» мобильная 3G-связь, международная IP-телефония (учитывая историю марки Utel) или что-то еще.
В итоге брендирование и позиционирование новых тарифов Укртелекома выглядят абсолютно логичными – они отлично дополняют линейку продуктов фиксированного интернет-доступа «ОГО!». А вот политика в отношении бренда Utel кажется спорной. Безусловно, количество абонентов фиксированного ШПД как минимум вдвое больше, чем мобильного (ориентировочно 1 млн против 450 тыс), а географическое покрытие, в отношении как доступности продукта, так и рекламы, у «ОГО!» значительно шире. К тому же Георгий Дзекон, ссылаясь на результаты фокус-групп, утверждает, что узнаваемость марки Utel очень низка и чрезмерно быстро падает по мере удаления от мегаполисов. Но тем не менее, с учетом вложенных в ее продвижение средств и существующей абонентской базы, нужно признать, что определенную ценность она все же имеет. Поэтому простое упразднение марки в любом случае кажется нелогичным. Впрочем, всех подробностей стратегии в отношении своих брендов Укртелеком не раскрывает, так что, возможно, следующим пунктом в истории Utel будет не финал, а крутой поворот.