«ОГО! Мобiльний»: о брендах и тарифах

12 апрель, 2010 - 12:27Роман Хархалис

Предварительная информация о неких изменениях, которые затронут популярный среди опытных мобильных пользователей бренд Utel, появилась в середине марта. Но только на прошлой неделе были официально названы новая марка и новые продукты, которые Укртелеком запускает на базе своей 3G-сети. Итак, Utel умер, да здравствует «ОГО! Мобiльний»?

Для начала давайте разберемся, что же предлагает Укртелеком абонентам с 1 апреля. Под брендом «ОГО! Мобiльний» представлены два контрактных пакета и один предоплаченный. Сразу понятно, что основным их назначением является доступ в Интернет – «звучание» новой марки безошибочно ассоциирует ее с продуктами для фиксированного доступа к Сети, распространенными по всей территории Украины. С одной стороны, это вполне ожидаемо, поскольку, как показывает практика, связь от Utel преимущественно используется для той же цели. Но так ли уж необходим подобный ребрендинг?

Тарифы

Контрактные пакеты «ОГО! Мобiльний 256» и «ОГО! Мобiльний Необмежений» различаются максимальной скоростью передачи данных, которая в первом случае лимитирована 256 Кб/с в направлении от сети к пользователю, а во втором – не имеет ограничений, помимо технических. Для абонентов предоплаченной связи максимальная пропускная способность канала составляет 1024 Кб/с. Ключевая особенность всех новых пакетов – безлимитный трафик в пределах UMTS-покрытия Укртелекома. За месяц такого удовольствия придется платить 60 грн в младшем пакете и 120 грн – в старшем. По предоплате безлимитный доступ реализуется по принципу посуточной оплаты: при первой попытке соединения со счета списывается 6 грн, и затем предоставляется возможность загружать данные в неограниченном количестве до полуночи.

Отдельно стоит отметить новые «особенности национального роуминга». Напомним, что 3G-покрытие Укртелекома, хоть и не совсем уж маленькое, все же далеко не национальное. За его пределами связь обеспечивает роуминг-партнер. До сих пор им являлся Beeline, а условия работы в его сети были точно такими же, как в самой Utel, т. е. мегабайт стоил 10 коп. С 26 марта 2010 г. национальный роуминг будет предоставлять «Киевстар», чьи расценки далеко не столь выгодные. «Безлимит» в роуминге не работает – ограничение на месячный трафик в сети «Киевстар» составляет 60 МБ для абонентов младшего контрактного пакета, 5 ГБ – старшего и столько же в сумме предоставляется клиентам предоплаченного сервиса, которые могут выбирать в день по 171 МБ. Каждый мегабайт сверх этого лимита обойдется пользователю в 40 коп – вчетверо дороже, чем у Beeline. Учитывая типичную для Киева вероятность нахождения абонента Utel в зоне «родного» и роумингового покрытия, можно предполагать, что большинство высокомобильных абонентов будут укладываться в эти лимиты, так что дополнительные расходы если и появятся, то весьма незначительные. Однако за выбором места, из которого осуществляется доступ, особенно загрузка больших объемов данных, теперь придется тщательно следить.

Хороши ли новые тарифы? Смотря с чем сравнивать. С точки зрения нынешнего абонента Utel они невыгодны. Дело в том, что абонентская база Utel сложилась в основном из опытных пользователей, которым 3G-связь нужна для смартфона – второго мобильного терминала, служащего главным образом для доступа в Интернет, без звонков и SMS. Даже при достаточно интенсивном использовании в таком режиме смартфон генерирует 2–3 ГБ трафика в месяц, в результате чего расходы за этот период обычно не превышают 30–40 грн. В новой тарифной сетке таким людям придется выбирать: либо младший контрактный пакет, в котором и расходы выше, и скорость ограничена практически до уровня EDGE, либо предоплата, которая при ежедневном использовании обойдется в целых 180 грн в месяц. Вполне очевидно, что для этой группы новые тарифы крайне невыгодны, объемы данных избыточны, а подходящих по всем параметрам аналогов на рынке нет. В какой-то мере утешением может служить только то, что нынешних абонентов Utel на новые тарифы принудительно переводить не будут, вырастет только стоимость передачи данных в национальном роуминге.

Но нетрудно понять, что пакеты «ОГО! Мобiльний» на самом деле предназначены не для «смартфонщиков». Фактически с этим продуктом Укртелеком вступает в прямую конкуренцию с нынешними поставщиками мобильного модемного доступа в Интернет – операторами стандартов CDMA и WiMAX. А вот по сравнению с ними предложение госкомпании выглядит куда привлекательнее. Судите сами: безлимит по технологии CDMA2000 1xEV-DO в среднем стоит 300–400 грн в месяц, а за те 120 грн, которые просит за него Укртелеком, у «CDMA Украины», PeopleNet или «МТС» можно получить только 3–5 ГБ. При этом средняя скорость передачи данных по технологии UMTS/HSDPA в реальности сопоставима или выше. У FreshTel полный безлимит стоит 180 грн в месяц, при этом скорости намного больше, но площадь покрытия у этого оператора существенно меньше. Как альтернатива продуктам этих компаний пакеты «ОГО! Мобiльний» выглядят весьма выгодным, если не демпинговым предложением.

Учитывая, что к контрактным тарифам Укртелекома предлагается стартовый комплект с HSUPA-модемом ZTE MF110 по цене 199 грн при подключении к младшему пакету и 99 грн – к старшему (при условии подписания дополнительного соглашения о нерасторжении договора в течение 12 месяцев), агрессивность политики государственного оператора становится еще очевиднее. В итоге нынешним и потенциальным абонентам CDMA и WiMAX есть о чем задуматься.

Бренды

Означает ли новое название услуги мобильного доступа к Интернету, что марка Utel будет выведена из обращения? Пока все идет к тому. Сайт www.utel.ua перестал обновляться с 22 марта. Вся свежая информация публикуется на сайте Укртелекома (www.ukrtelecom.ua) в разделе «Мобильная связь». Голосовой тарифный план «U'Мобiльний», которым дополняются пакеты «ОГО! Мобiльний» для контрактных абонентов, анонсируется как продукт Укртелекома – он не принадлежит к группе «ОГО!», но и к Utel формально отношения не имеет.

Тем не менее дальнейшая судьба Utel доподлинно неизвестна. Председатель правления Укртелекома Георгий Дзекон объявил, что эта марка с рынка не уходит и под ней будет предоставляться некая услуга. Больше никаких подробностей пока не сообщалось, и остается только гадать, что за сервис это может быть – «полноценная» мобильная 3G-связь, международная IP-телефония (учитывая историю марки Utel) или что-то еще.

В итоге брендирование и позиционирование новых тарифов Укртелекома выглядят абсолютно логичными – они отлично дополняют линейку продуктов фиксированного интернет-доступа «ОГО!». А вот политика в отношении бренда Utel кажется спорной. Безусловно, количество абонентов фиксированного ШПД как минимум вдвое больше, чем мобильного (ориентировочно 1 млн против 450 тыс), а географическое покрытие, в отношении как доступности продукта, так и рекламы, у «ОГО!» значительно шире. К тому же Георгий Дзекон, ссылаясь на результаты фокус-групп, утверждает, что узнаваемость марки Utel очень низка и чрезмерно быстро падает по мере удаления от мегаполисов. Но тем не менее, с учетом вложенных в ее продвижение средств и существующей абонентской базы, нужно признать, что определенную ценность она все же имеет. Поэтому простое упразднение марки в любом случае кажется нелогичным. Впрочем, всех подробностей стратегии в отношении своих брендов Укртелеком не раскрывает, так что, возможно, следующим пунктом в истории Utel будет не финал, а крутой поворот.