За последние три года Украина стала одним из наиболее привлекательных государств Восточной Европы для IT-аутсорсинга. Будучи шестой по численности населения в Европе, располагая советским научным наследием (скорее, конечно, его уцелевшими частями) и имея малые культурные различия с западными государствами, наша страна сегодня демонстрирует достаточно высокие темпы роста объемов экспорта софтверной разработки.
Поскольку значительную долю IT-аутсорсинга в нашей стране занимает офшорное программирование, мы решили в этом материале сконцентрироваться именно на нем. Согласно отчету аналитического агентства Goaleurope, объем данного рынка в прошлом году достиг 246 млн долл., увеличившись по сравнению с 2005 г. на 47%. В 2006 г. было трудоустроено свыше 7500 человек. Рынок довольно фрагментирован – из 70 компаний, опрошенных Goaleurope, только 7 имеют штат 300 и более сотрудников, у 21 количество работников превышает 100. Кроме того, по некоторым данным, имеется несколько тысяч мелких «офшорников» и «вольнонаемных» программистов.
Давайте рассмотрим факторы, послужившие причиной таких высоких показателей роста индустрии экспортной софтверной разработки, а также те, что негативно влияют на привлекательность нашей страны в глазах потенциальных заказчиков.
То обстоятельство, что Украина не входит в Европейский Союз, по мнению исследователей, держит здесь цены на умеренном уровне и предотвращает выезд специалистов за рубеж. Не секрет, что интерес к нашей стране есть не только у США, но и у европейских государств. Например, Германия, оценившая по достоинству потенциал Украины, использует 6% здешних офшорных ресурсов.
Развитию индустрии способствует односторонний безвизовый режим со странами ЕС, США, Японией и рядом других. Конечно, самый существенный выигрыш от него получает туристический бизнес, но и для офшора он тоже очень полезен. А наше удачное географическое положение (всего несколько часов лета до Лондона, Амстердама или Парижа) и небольшая разница во времени между Украиной и странами Западной Европы дают возможность заказчику плотнее взаимодействовать с исполнителем – таким образом он лучше контролирует реализацию проекта, а для разработчика уменьшается вероятность ошибки.
Кроме того, немаловажную роль играют сравнительно малые культурные различия между западными странами и Украиной, наличие у нас определенной производственной этики, четкого понимания бизнес-целей. К такому выводу пришли специалисты IDC, узнав мнения зарубежных аутсорсинг-заказчиков. Данный фактор отличает нас от многих стран, занимающихся офшорным программированием, в основном азиатских.
Аналитики также отмечают, что отечественные компании для усиления собственной конкурентоспособности и страны в целом начинают инвестировать значительные средства в развитие инфраструктуры и возможностей управления проектами.
Среди факторов, негативно сказывающийся на образе Украины как реализатора серьезных международных проектов, Goaleurope называет нестабильную экономическую и политическую обстановку, высокий уровень коррупции и преступности. В этом бизнесе, даже более чем в каком-либо другом, одним из важнейших маркетинговых преимуществ является надежность исполнителя. Политическая нестабильность чревата еще и тем, что способствует выводу капитала. Так, по данным Госкомстата, I квартал 2007 г. стал рекордным по этому показателю за последние пять лет – с каждого полученного доллара инвестиций из-за рубежа сорок центов вернулись обратно на счета иностранных банков. То есть деньги, которые могли бы «работать» в Украине, покидают страну, и в этом ничего хорошего нет.
Одним из главных ингредиентов успешной индустрии IT-аутсорсинга считается государственная поддержка, выражаемая в создании непротиворечивой законодательной и нормативно-регулирующей базы и «облегченной» (в отношении офшорных компаний) налоговой системы. О ее важности можно судить по эффективности индийской программы National Task Force on Information Technology and Software Development, не в последнюю очередь повлиявшей на то, что данная страна уже на протяжении ряда лет является лидером отрасли. Интерес же нашего правительства к проблемам этого бизнеса довольно слаб. Для его стимулирования в 2004 г. украинскими IT-компаниями «Миратех», Softline, «Мирасофт», ProFIX, «Укрсофт» и SoftServe, занимающимися разработкой ПО, была создана Ассоциация «Информационные технологии Украины». В марте 2005 г. она подготовила обширный доклад «О неотложных мерах по развитию информационного общества», который был передан Президенту, в Кабмин и Верховную Раду. В нем предлагалось отменить НДС на лицензионные программы, определить порядок его возмещения в случае экспорта ПО, освободить от налогообложения экспортные доходы от лицензионных платежей, оставить исключительно подоходный налог и снять начисления на фонд заработной платы. Представители отрасли также ходатайствовали об упрощении процедуры сертификации оборудования и ввоза ПО, инновационной техники и технологий, внедрении временного режима налоговых льгот или запуска программы создания технопарков для софтверных разработчиков. В ответ на доклад Президент Украины Виктор Ющенко в конце октября того же года подписал Указ «О первоочередных задачах по внедрению новейших информационных технологий», но до детальной разработки стратегии на его основе дело не дошло.
Имеет место и фактор «молодости». Как подчеркивает Анатолий Гавердовский в третьей статье данной Темы номера, Украина еще не может предоставить заказчикам коллективы опытных исполнителей действительно крупномасштабных проектов.
Наконец, из опроса, проведенного IDC, следует, что уровень знания английского языка у нас все еще оценивается как «удовлетворительный». Отечественные разработчики проигрывают по этому параметру тем же индийским.
Впрочем, специалисты IDC уверяют, что язык менее важен, чем межкультурные различия. К тому же уровень знания языка у нас постепенно растет.
Как отмечают аналитики, Украина все еще «по инерции» использует научное наследие, оставленное Советским Союзом. Около 70% взрослых украинцев имеют среднее или высшее образование. В каждом областном и многих районных центрах страны есть одно или несколько высших учебных заведений, специализирующихся на технических и общественных науках, иностранных языках. Однако из-за высокого спроса на специалистов и слабого государственного контроля на протяжении последних лет появилось много негосударственных вузов, уровень обучения в которых нередко недотягивает до стандартов. Сейчас из 670 колледжей 13% являются частными, а из 337 университетов – порядка 30% не регулируются государством.
В настоящее время в Украине обучается около 2,72 млн студентов, из которых 88% – в государственных учреждениях. Из них – 670 тыс. осваивают технические направления. Ежегодно в стране выпускается около 30 тыс. IT-специалистов, теоретически пригодных для работы в сфере софтверной разработки. Однако на практике ситуация куда сложнее – способности, знания и навыки вчерашних студентов нередко не вписываются в требования потенциальных работодателей (см. Тему номера в «Компьютерном Обозрении», № 31, 2007 г.). Среди главных причин этого Goaleurope называет низкую заработную плату преподавательского персонала, устаревшие учебные программы, а также нежелание руководства ряда вузов предоставлять возможность чтения курсов в их заведениях разработчикам-практикам. По идее, положение может несколько улучшиться в результате увеличения финансирования образовательной сферы. По словам министра образования и науки Украины Станислава Николаенко, в текущем году на образование должно быть израсходовано 38,7 млрд грн, что составит 6,52% ВВП (наивысший показатель по Восточной Европе). Планируется обеспечить финансовую поддержку молодых специалистов и учителей, оказать им помощь с жильем, повысить заработную плату педагогам и стипендии студентам.
Наиболее развитым по офшору, разумеется, является Киев – количество работающих «на экспорт» программистов здесь, по оценкам Goaleurope, составляет 53% от общего числа по Украине. Впрочем, из-за сравнительно высокой стоимости жизни в столице компании начинают активно «осваивать» города менее дорогие, но в то же время имеющие достаточное количество высших учебных заведений, готовящих IT-специалистов – Львов, Харьков, Днепропетровск, Винницу, Одессу, Донецк и др. Как результат, в этих городах сейчас довольно быстро растут объемы заказов, связанных с офшорной разработкой.
Город | Население, млн | Средняя (наивысшая) з/п разработчика, долл.) * | Средняя з/п в регионе ** | Стоимость жилплощади, долл. за м² *** |
Киев | 2,800 | 852 (3500) | 329 | 2600 |
Харьков | 1,700 | 600 (2800) | 186 | 1170 |
Днепропетровск | 1,200 | 600 (2700) | 226 | 1340 |
Одесса | 1,100 | 600 (1700) | 190 | 1820 |
Донецк | 1,100 | 475 (950) | 232 | 865 |
Львов | 0,900 | 550 (2500) | 178 | 1100 |
Запорожье | 0,856 | 340 (700) | 210 | 900 |
Кривой Рог | 0,690 | 250 (500) | 226 | Н/д |
Николаев | 0,512 | 400 (800) | 183 | 1100 |
Мариуполь | 0,490 | 500 (Н/д) | 232 | Н/д |
Луганск | 0,469 | 500 (800) | 198 | 800 |
Севастополь | 0,400 | 300 (Н/д) | 193 | 1275 |
Винница | 0,390 | 350 (600) | 152 | 1000 |
Херсон | 0,356 | 400 (Н/д) | 190 | 750 |
Симферополь | 0,339 | 425 (1200) | 183 | 1120 |
Полтава | 0,315 | 235 (600) | 181 | 820 |
Чернигов | 0,310 | 400 (1500) | 153 | 840 |
Черкассы | 0,309 | 450 (Н/д) | 163 | 820 |
Сумы | 0,298 | 575 (700) | 166 | 760 |
Житомир | 0,282 | 500 (Н/д) | 153 | 910 |
Днепродзержинск | 0,278 | Н/д | 226 | Н/д |
Кировоград | 0,268 | Н/д | 158 | 645 |
Хмельницкий | 0,261 | Н/д | 150 | 1050 |
Черновцы | 0,258 | Н/д | 157 | 820 |
Ровно | 0,245 | 500 (600) | 169 | 925 |
* Источник: www.developers.org.ua и различные сайты c рекламными объявлениями конкретных городов. ** Источник: Госкомстат Украины. *** Источник: Ассоциация специалистов по недвижимости Украины. |
Страна | Население, млн | ВВП, млрд долл.* | Бюджет образования, млрд долл. | Доля бюджета образования в ВВП, % ** |
Россия | 143 | 733 | 27,9 | 3,8 |
Украина | 47 | 82 | 4,4 | 5,4 |
Польша | 39 | 337 | 18,9 | 5,6 |
Румыния | 22 | 79 | 2,8 | 3,5 |
Беларусь | 10 | 29 | 1,7 | 6,0 |
Чешская республика | 10 | 119 | 5,2 | 4,4 |
Венгрия | 10 | 113 | 6,2 | 5,5 |
Болгария | 7 | 28 | 1,0 | 3,5 |
Словакия | 5 | 47 | 2,1 | 4,4 |
Хорватия | 4 | 37 | 1,7 | 4,5 |
Молдова | 4 | 3 | 0,1 | 4,9 |
Литва | 4 | 30 | 1,8 | 5,9 |
Латвия | 2 | 16 | 0,9 | 5,8 |
Словения | 2 | 38 | 2,3 | 6,1 |
Эстония | 1 | 14 | 0,8 | 5,7 |
* Источник: CIA World Factbook, 15 марта 2007. ** Источник: CIA World Factbook, 22 августа 2006. |