`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Очевидное -- невероятное: доткомы выходят на прибыль

+11
голос
Internet-контент
MarketWatch.com

Основной задачей сервера MarketWatch.com является предоставление финансовой информации. С этой целью на сайте постоянно размещаются материалы, рассказывающие о перипетиях фондового рынка, особенностях налогообложения и т. п. Бизнес-модель сайта предусматривает бесплатную информацию, которая снабжается обильной рекламой. Рекламодатели MarketWatch.com в основном предлагают брокерские и финансовые услуги в силу специфики ресурса. Также предполагается, что контент сайта будет лицензирован третьим сторонам, которые и оплатят работу журналистов.

Последний квартал 2002 года компания завершила с прибылью 854 тыс. долл. Общие доходы составили 4,6 млн. долл. за рекламу на сайте и 6 млн. -- за лицензирование контента. Руководство MarketWatch.com сумело выкрутиться в столь трудные для Internet-рекламы времена и заработать на продаже финансовых статей и обзоров. Более того, глава компании в отчете перед инвесторами выразил уверенность, что тенденция к получению прибыли сохранится во всех кварталах нового финансового года.

Между тем не стоит забывать, что в финансовый сайт MarketWatch.com за все пять лет его развития было вложено 252 млн. долл., и при квартальной прибыли ниже одного миллиона компании понадобится несколько десятков лет для "отработки" начальных затрат. Успех MarketWatch.com и оптимистичный прогноз CEO Ларри Креймера (Larry Cramer), не скрою, вызывает удивление, так как финансовую информацию, которую публикует сайт, можно найти еще как минимум на сотне-другой таких же ресурсов, самым известным из которых, пожалуй, является Yahoo! Finance. Однако прибыльный дотком, к тому же сделавший деньги исключительно на рекламе и продаже контента, в наши времена можно считать диковинкой.


WashingtonPost.com

В успехе или, по крайней мере, стабильности онлайн-проекта WashingtonPost.com трудно было сомневаться. При существовании столь авторитетного офлайнового издания популярность уже была обеспечена. Основные публикации сайта принадлежат перу журналистов Washington Post.

Но вернемся к цифрам. Кристофер Шредер (Christopher Schroeder), издатель и генеральный директор Washington Post, назвал прошедший год удачным: в четвертом квартале онлайн-подразделение заработало 10,6 млн. долл. на размещении рекламы на сайте. Эта статья является единственным источником получения доходов, и за весь год на сайте WashingtonPost.com было размещено рекламы на сумму 35,9 млн. долл., что трудно назвать спадом по сравнению с 2001 г. -- 30,4 млн. долл. соответственно.

К чести сотрудников WashingtonPost.com сайт не стал калькой с бумажной публикации. Статьи журналистов иногда используются для продвижения полусамостоятельных проектов, таких, как TechNews.com, а для поддержания имиджа городской газеты на сайте запущен музыкальный проект MP3. WashingtonPost.com, где местные музыканты могут выложить свою цифровую музыку в надежде заполучить международную аудиторию.


New York Times Online

Схожий рост продаж рекламы продемонстрировала и New York Times, которой принадлежит один из наиболее посещаемых информационных сайтов NYT.com. Поскольку онлайн-издание в данном случае является частью крупного издательского дома, опубликованной информации касательно цифрового подразделения и его финансового благополучия нет. Тем не менее Эллен Таус (Ellen Taus), финансовый директор NYT Digital, охарактеризовала прошедший год как удачный.

Продажи рекламы на сайте за четвертый квартал принесли 19,7 млн. долл., что на 19% превысило аналогичные показатели за предыдущий год. Напомним, что сайт NYT.com предоставляет для бесплатного доступа статьи свежих номеров бумажной версии New York Times. Желающие также могут получить платный доступ к цифровому архиву, однако госпожа Таус не назвала сумм, которые сайт заработал на этой услуге.


CNet

Слухи о предстоящем банкротстве крупного онлайн-холдинга ходили довольно долго. Поиск по имени компании на специально созданном для таких слухов сайте выдает 488 результатов, большая часть которых содержит информацию об увольнениях и негативных прогнозах на будущее.

Тем не менее в четвертом квартале 2002 года корпорация CNet задекларировала прибыль в 3,48 млн. долл. Сумма, возможно, вас впечатлит больше, если учесть тот факт, что в четвертом квартале 2001 года CNet потеряла 81 млн. долл.

При этом рекламные доходы CNet продолжали падать. На прибыльность компанию вывели 47 тысяч подписчиков сайта GameSpot.com. Годовая подписка на ресурс, посвященный компьютерным и консольным играм, стоит $25. Кроме GameSpot, CNet также принадлежат такие популярные сайты, как News.com, ZDNet.com, Builder.com, mySimon.com и другие. Известно также, что на прибыль компания выходила путем массовых сокращений сотрудников, что стало необходимым после приобретения сети сайтов ZDNet.com. Только в феврале 2003 года CNet уволила 80 сотрудников -- 5% всего штата.


Wall Street Journal Online

Из всех онлайн-изданий Wall Street Journal может похвастаться наиболее массовыми доходами, полученными от подписки. Все материалы, выкладываемые на сайт, доступны только подписчикам, случайным посетителям предлагается всего лишь взглянуть на колонку последних новостей. Компания даже подняла цены на онлайн-услуги, и сегодня читать материалы сайта можно за $39, будучи подписчиком бумажной версии, или за $79, если вы не выписываете газету.

К концу 2002 года издательский дом Dow Jones с гордостью объявил о наличии 680 тыс. подписчиков. Онлайн-подразделение также поддерживает бесплатный доступ к специальным приложениям Wall Street Journal. Сайты OpinionJournal.com, CareerJournal.com и другие платы за доступ к материалам не требуют, однако содержат рекламные блоки.

Всего же доход цифрового подразделения Dow Jones за 2002 год составил 50,2 млн. долл., что можно считать прогрессом по сравнению с 48,6 млн. долл. в 2001 году. Не раскрывая конкретные цифры, представители Internet-проекта сообщили о росте доходов за рекламу на 34% по сравнению с 2001 годом.


Поисковики

Overture

Однако что это мы все об онлайн-изданиях? Ведь удачным завершением года могут похвастаться не только они. Вот пример -- Overture Services, которая на своем сайте "сводит" онлайн-покупателей и онлайн-торговцев, продавая последним позиции в своем поисковике. Результаты поиска транслируются на такие популярные сайты, как Yahoo!, MSN, Lycos, AltaVista и другие.

За четвертый квартал 2002 года компания заработала почти 200 млн. долл., из которых чистая прибыль составила 14,7 млн. Рост доходов поражает, если учесть, что год назад тот же четвертый квартал принес Overture всего 101,2 млн. долл. Однако подобный успех для Overture Services не в новинку -- компания стабильно получает прибыль уже в течение нескольких лет.


FindWhat

Успех Overture также привлек внимание к неожиданно высоким показателям основного конкурента компании на рынке платных поисковых ссылок. Проект FindWhat отпраздновал вот уже восьмой квартал, завершившийся с прибылями, однако конец 2002 года, который многие связали с падением оборотов рекламного рынка, стал для FindWhat рекордным. При доходах в 13 млн. долл. компании удалось задекларировать прибыль в размере 2,7 млн.

Для поддержания формы два главных конкурента параллельно тратят деньги на адвокатские услуги, финансируя судебные процессы, касающиеся патентных нарушений. Согласно финансовому отчету FindWhat, на следующий год резервируется 1 млн. долл.

Несмотря на жесткую конкуренцию между двумя прибыльными поисковыми сайтами, руководство FindWhat ориентируется на разные рынки. Если Overture предпочитает заключать сделки с крупными сайтами, оплачивая размещение своих ссылок на порталах, то FindWhat работает с более мелкими, редакции которых зачастую состоят из одного человека.

Однако и Overture, и FindWhat изредка оглядываются на внушительного третьего игрока рынка, который в ближайшее время может стать более агрессивным. Компания Google, получив в свое распоряжение крупную долю на рынке поисковых услуг, развивает сотрудничество с рекламодателями, предлагая платные текстовые ссылки в результатах поиска.

Ask Jeeves

Уж если речь зашла о поиске, то в списках победителей по окончании 2002 года, как это ни странно, оказалась компания Ask Jeeves. Собирая материал для этой статьи, автор искренне удивился тому факту, что Ask Jeeves еще не почила в бозе. Как выяснилось, под управлением Джорджа Бэттла (George Battle) "галантному лакею", отвечающему на поисковые запросы на естественном языке, даже удалось заработать 100 млн. долл., из которых 2 млн. -- чистая прибыль.

Бэттл пришел в Ask Jeeves в конце 2000 года, когда вслед за бурным ростом курс акций компании упал с $190 до $5,6. На протяжении 2002 года каждый желающий мог стать акционером Ask Jeeves, распрощавшись с суммой в один доллар США, -- именно во столько оценивалась одна акция компании. За два года Бэттл сократил количество сотрудников с 850 до 347, ввел платные ссылки на поисковиках Ask.com и Teoma.com, а также занялся активным маркетингом поисковых технологий.

Итого, половина всех доходов сегодня получена от продажи платных ссылок, примерно 35% денежных поступлений приносят сайты, которые лицензируют поисковик, а оставшиеся 15% платят компании, использующие поисковые механизмы для общения с клиентами. Прибыль в 2 млн. долл. стала желанным показателем для многих инвесторов, однако те владельцы компании, кто в процессе развития вложил в нее 700 млн. долл., наверняка не прочь вернуть свои деньги раньше, чем через три сотни лет.

LookSmart

LookSmart принадлежит к тому типу компаний, о которых вспоминаешь, когда пишешь обзоры поисковиков, а затем сразу же забываешь. Отсутствие в числе поддерживаемых языков русского только способствует этому, однако прошедший квартал калифорнийской компании удалось завершить с прибылью. При доходе в 31,6 млн. долл. была получена прибыль в 3,4 млн., что сразу же привлекло интерес инвесторов.

Секрет успеха до неприличия прост, и читатель, ознакомившийся с предыдущими тремя прибыльными поисковиками, наверняка сразу же подумает о продаже платных ссылок и рекламы. Так оно и есть. Дополнительный доход компании дает размещение в каталоге LookSmart ссылок на коммерческие сайты. Так, доходы от ссылок на крупные компании составили 23,3 млн. долл., а приход в Internet малого бизнеса принес LookSmart 4 млн. долл.

Платные ссылки компании размещаются на многих популярных сайтах, среди которых MSN, Netscape.com и About.com.


Прибыль как залог стабильности

Данный материал, конечно же, не претендует на то, чтобы представить все прибыльные доткомы. Многие Internet-компании, как то eBay, Yahoo!, Travelocity и другие, приносят прибыль постоянно, изредка скатываясь в убытки из-за крупных приобретений или других финансовых трат. Крупнейший онлайн-торговец Amazon.com также огласил о получении прибыли в последнем квартале прошлого года, однако показатель в 2,6 млн. долл. для компании, рыночная капитализация которой превышает 8 млрд., выглядит совсем уж скромно. Создается впечатление, что доход Amazon.com может приносить или не приносить по команде Джеффа Безоса (Jeff Bezos), который изредка потешает публику, публикуя пресс-релиз о столь мизерных объемах прибыли, а иногда и разочаровывает рынок, отчитываясь о столь же мизерных потерях за квартал.

Однако наличие пусть и небольшой, но прибыли у многих онлайн-проектов, судьба которых, казалось, была предрешена, свидетельствует о том, что в Internet-бизнес постепенно приходит долгожданная стабильность.
+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT