Обновленный Bryce и компания

23 июнь, 2005 - 23:00Артем Юрченко

Как это ни удивительно, но конструктор сюрреалистических миров Bryce по-прежнему остается наиболее распространенным трехмерным приложением на платформе РС. Майская премьера его усовершенствованной версии, помимо всего прочего, стала отличным поводом для знакомства с линейкой графических продуктов компании DAZ Productions – нынешнего владельца именитого редактора.

Завершая в далеком 1993 г. создание компактного генератора горных ландшафтов для Macintosh, французский программист-энтузиаст Эрик Венгер вряд ли предполагал, какое будущее уготовано воплощению его идей. Подготовленное к массовому выпуску приложение весьма проворно справлялось с переводом витиеватых фрактальных структур в радующие глаз цифровые репродукции. Отдельные изображения обладали поразительным сходством с реальными пейзажами североамериканского каньона Bryce, таким образом, проблема с поиском названия для редактора решилась сама собой. Некоторое время спустя к технологическому арсеналу Bryce 1.0 приложил руку гуру в области графики Кай Краузе. Под его чутким руководством редактор трансформировался в полновесный 3D-пакет с поддержкой гибкой системы моделирования, анимации и качественной визуализации. К сожалению, по прошествии нескольких лет флагманский пакет Metacreations стал жертвой финансового краха разработчика и свою пятую реинкарнацию встречал уже в стане компании Corel. Канадский же «программостроитель», так и не найдя именитому генератору ландшафтов достойного места среди собственных продуктов, передал Bryce в полное распоряжение DAZ.

Bryce 5.5

Обновленный Bryce и компания
В новой версии Bryce, по заявлению разработчиков, скорость рендеринга увеличена в среднем на 30%

Попав в незнакомую команду, электронный пейзажист Bryce принялся «налаживать дружеские отношения» с ее старожилами. Это нашло свое отражение в модуле DAZ|Studio Character, который служит для импорта всевозможного трехмерного сырья из OBJ- и Poser-файлов. Кроме загрузки материала в среду Bryce, был решен вопрос стыковки отдельных частей геометрии (например, оперативное изменение поз виртуальных актеров).

Среднее увеличение скоростных характеристик визуализации сцен на 30% было достигнуто за счет пересмотра внутренних алгоритмов модуля рендеринга и оптимизации сцен, подготовленных к финальному этапу. Правда, это преимущество заметно лишь при работе с проектами версии 5.5. Композиции, созданные в прошлых редакциях Bryce, особого сокращения времени визуализации не продемонстрировали.

Расширенная поддержка стандарта OpenGL особенно отчетливо проявляется во время предварительного просмотра проектов. Теперь рабочее окно редактора в реальном времени отображает полностью текстурированные сцены.

Вторая версия утилиты сетевого рендеринга Lightning пополнилась модернизированным блоком компрессии изображений и предельно упростила контроль над выполнением проекта на задействованных в работе машинах. Ограничение на количество станций по-прежнему отсутствует, также не взимается плата за инсталлируемые на клиентских системах пакеты.

Закончить перечисление наиболее значимых достоинств обновленного Bryce необходимо упоминанием о значительном увеличении библиотеки вспомогательных элементов. Согласно заверениям разработчиков количество уникальных объектов, типов материалов и моделей небосклона увеличилось на 500 единиц.

Mimic Studio Pro 3.0

Следующим продуктом, стараниями DAZ избежавшим неминуемого забвения, можно считать редактор Mimic Studio Pro. В 2002 г. с мировых графических горизонтов неожиданно исчезает компания LIPSync. Среди выставленных ею на продажу технологических наработок оказался и пакет для анимации лица Mimic.

Авторы этого популярного у пользователей Poser (itc.ua/11949) и Lightwave 3D (itc.ua/10011) продукта тут же приняли последовавшее от DAZ спасительное предложение и в полном составе перебрались под знамена нового собственника. Как следствие – совершенствование оригинальной технологии категории LIPSynch продолжается.

В настоящее время Mimic Studio Pro находится на третьей ступени своего развития и существует как в виде автономного приложения, так и в виде подключаемых модулей для Poser и Lightwave 3D. Заложенный в нем инструментарий обеспечивает несколько подходов к реалистичной анимации моделей, при этом для использования каждого из них не обязательно быть специалистом в данной области. Все операции организованы предельно просто и понятно. Прежде всего, автор может загрузить собственный WAV-файл с речью на любом языке, и на основании заданного фонемного ряда механизм TalkBack автоматически сгенерирует мимику объекта. Как показывает практика, в этом случае достигается практически идеальная синхронизация звука с движениями соответствующих лицевых мышц модели. Для решения же более сложных задач, как то: проявление эмоций (восторг и радость, грусть и печаль), специфические выражения лица (злость и невозмутимость, бессмысленность и недоумение), резкая смена настроения и т. п. – существуют библиотеки с широким выбором готовых фонем, выражений и жестов. Что важно – после наделения объекта требуемыми гримасами все ключевые параметры остаются доступными для изменений.

DAZ|Studio 0.9.20.9

Судя по порядковому номеру версии, легко догадаться, что герой этого раздела пока только готовится к своему официальному выходу. Не дожидаясь скорой премьеры, заинтересовавшиеся читатели могут загрузить с сайта производителя бета-версию DAZ|Studio и тем самым пополнить 500-тысячную армию тех, кто это уже сделал.

В числе функций виртуальной фотостудии первое место занимает трехмерный компоузинг сцен. Другими словами, в рабочем окне редактора будут проводиться сборка композиций из отдельных 3D-элементов и их последующая визуализация. Поддержка каких-либо техник моделирования не предусмотрена, основная нагрузка по снабжению заготовками возложена на фильтры импорта. Количество загружаемых в проект персонажей неограничено. По завершению всех «транспортных» процедур в действие вступает инструментарий, корректирующий позы фигур, положение их одежды, волосяных покровов и т. д. Здесь же настраиваются многочисленные источники освещения и регулируется положение камер. Естественно, поддерживается работа с главной технологией «выращивания» цифровых персонажей – Morph Targets. Активное применение специальных mesh-объектов позволяет влиять на первоначальный облик персонажей, кардинально изменяя мимику и формы основных частей синтетических тел. Все деформационные процессы осуществляются путем интерполяции значений между базовой и целевой формами.

Задачи рендеринга проектов DAZ|Studio отданы на откуп механизму визуализации 3Delight Решение, построенное на базе стандарта RenderMan, включает в себя мощный трассировщик лучей с поддержкой сглаживания и обеспечивает минимально необходимый комплект эффектов имитации съемки камерой (Motion Blur и Depth of Field), а также атмосферные эффекты.

Victoria & Michael

Присутствие в перечне продукции DAZ наборов полностью готовых к «употреблению» трехмерных моделей неслучайно, ведь ранее коллектив компании представлял собой подразделение группы Zygote Media, ответственное за изготовление правдоподобных существ для Poser. Именно этим во многом и объясняется высокое качество предлагаемого DAZ материала.

Обновленный Bryce и компания

В авангарде виртуальной общины от DAZ находятся мужская (Michael 3.0) и женская (Victoria 3.0) коллекции. Их тщательно воссозданная геометрия – итог работы трехмерного сканера Cyberware и последующей кропотливой ручной доводки всех ключевых элементов. На проволочные каркасы, состоящие из более чем 75 тысяч полигонов, аккуратно наложены качественно прорисованные текстуры. К слову сказать, после долгих поисков «натурщицы», способной удовлетворить высоким требованиям, предъявляемым к «кожным» покровам для Vicki, выбор пал на нашу соотечественницу, обладательницу титула Мисс Украина Наталью Абрамову. Ее снимки в многочисленных ракурсах были доработаны в Photoshop и наложены на цифровое тело Victoria 3.0 средствами редактора Right Hemisphere DeepPaint 3D. Как и следовало ожидать – результат безупречен.

С целью предоставления полной свободы действий в части изменения внешнего облика виртуальных аватаров в дополнение к исходным моделям включено внушительное количество объектов морфинга. Часть из них отвечает за изменение формы головы (в том числе и за выражение лица), другие – за пропорции тела. Некоторые комплекты морферов способны превратить миловидную девушку с утонченными формами в существо среднего рода или даже в зомби.

Дистрибутивы третьих версий Michael и Victoria с полноценным гардеробом одежды, стилями причесок, высоко детализированными текстурными картами занимают в среднем по 80 Mb каждый и являются незаменимым подсобным материалом в первую очередь для дизайнеров, работающих с «инкубатором» синтетических организмов Poser.

В завершение остается лишь отметить, что буквально на наших глазах благодаря усилиям молодой и амбициозной команды DAZ рождается весьма серьезный комплект креативного ПО, способный удовлетворить запросы самых требовательных специалистов 3D-графики. Ну а чтобы в этом убедиться окончательно, нужно загрузить с сайта www.daz3d.com демонстрационную версию любого из описанных выше приложений.