Облачные сервисы как бизнес

6 ноябрь, 2013 - 15:51Євген Куліков

На прошедшей в Киеве конференции Microsoft Hosting Day, участниками которой стали представители хостинг-провайдеров, коммерческих ЦОДов и операторов связи, обсуждались перспективы развития облачных сервисов, а также последние версии хостинговых решений корпорации и новости ее партнерской программы.

Облачные сервисы как бизнес
Дмитрий Турчин: «Спрос на облачные сервисы динамично растет во всем мире и Microsoft готова оказать своим партнерам поддержку в развитии этого направления»

Открывая конференцию Мария Литвинова, специалист по лицензированию хостинговых решений Microsoft, сообщила, что пилотную программу лицензирования для сервис-провайдеров корпорация запустила в 2000 г. Тогда в ней приняли участие около 40 компаний, преимущественно из Западной Европы. Интересно, что общее количество пользователей Интернета в мире на тот момент едва превышало 360 млн. На сегодня Microsoft Partner Network насчитывает около 640 тыс. партнеров, из них сервис-провайдеров более 22 тыс. (5 тыс. – рост за последний год), а хостеров – около 40 тыс.

За последнее десятилетие мир ИТ значительно изменился. Сегодня, по некоторым оценкам, уже до трети работоспособного населения трудится удаленно. Стремительно растет проникновение ШПД и популярность облачных сервисов. Последние используют все больше компаний крупного бизнеса и SMB и, по мнению Microsoft, это хорошая возможность для сервис-провайдеров расширить свою клиентскую базу.

Облачную стратегию корпорации слушателям представил Дмитрий Турчин, руководитель серверного направления Microsoft. В частности, он привел некоторые выводы исследования Uptime Institute, согласно которым мировой рынок хостинговых и облачных услуг в 2012 по 2014 гг. вырастет с 36,5 до 53,3 млрд. долл. При этом динамичнее всего, как ожидается, будут расти направления платформа как услуга (PaaS), инфраструктура как услуга (IaaS) и ПО как услуга (SaaS). В то время, как различные хостинговые услуги будут расти примерно в семеро медленнее.

Причем, если сегодня наиболее востребованными услугами категории SaaS являются корпоративные приложения, электронная почта и базы данных, то уже в ближайшие два года стремительный рост покажут приложения для поддержки бизнеса, бизнес-аналитика, унифицированные коммуникации. В области инфраструктурных сервисов будут динамично расти хостинг баз данных, виртуальные десктопы, архивирование, аварийное восстановление, управление учетными записями и т.д.

Далее специалисты Microsoft рассказали о партнерской программе и изменениях в программе лицензирования SPLA, продуктовых новинках корпорации для построения ЦОД, а также провели демонстрацию возможностей пакета Windows Azure Pack.

Интересный обзор рынка облачных услуг представил Константин Анисимов, директор по маркетингу и альянсам компании Parallels. Последняя специализируется на разработке ПО в сферах виртуализации и автоматизации хостинговых услуг. На сегодня она имеет офисы в 26 странах, ее решения работают более чем у 9 тыс. сервис-провайдеров по всему миру и обслуживают свыше 10 млн клиентов сегмента SMB в 130 странах. Вот уже три года подряд компания проводит масштабное исследование Parallels SMB Cloud Insights, охватывающее разные страны и регионы. С некоторыми его выводами и получили возможность ознакомиться участники конференции.

Так, по данным компании, мировой рынок облачных услуг для SMB растет в среднем на 28% в год и если в прошлом году он оценивался в 45 млрд. долл., то уже в 2015 г. его объем может составить 95 млрд. долл. При этом активнее всего, как ожидается, будет расти направление коммуникационных решений и инструментов для совместной работы.

Облачные сервисы как бизнес

Мировой облачный рынок в сегменте SMB, 2011-2015 гг.
по данным Parallels SMB Cloud Insights (US), 2013

Рынок публичных облаков в России по итогам 2012 г. был оценен в 466 млн. долл., а в нынешнем может увеличиться до 600 млн. долл. Точных данных по Украине нет, но по мнению докладчика, сейчас речь может идти примерно о 100 млн. долл. На сегодня структура российского рынка облачных услуг выглядит примерно следующим образом: бизнес-приложения и аренда инфраструктуры – примерно по 37%, веб-присутствие – 22%, коммуникации и совместная работа – 2%. При этом, в ближайшие 2-3 года последнее будет расти активнее всего, а основная доля рынка будет приходиться на IaaS и бизнес-приложения.

Интересно, что если в России основным сдерживающим фактором для перехода в облака для компаний SMB являются вопросы конфиденциальности, то в на более развитом рынке США – главный вопрос – подходящая стоимость сервиса. Впрочем, по словам Константина Анисимова людям свойственна осторожность по отношению ко всему новому и, к примеру, доверять свои деньги банкам многие на зоре их становления время тоже не спешили.

Между тем, клиенты из SMB постепенно осваиваются с облачными сервисами и если в 2009 г. они в большинстве использовали только веб-хостинг, то сейчас охотно применяют размещенные в облаках электронную почту, обмен сообщениями, системы резервного копирования. И эта тенденция будет развиваться по нарастающей. Причем, во всем мире клиенты отдают предпочтение пакетам услуг, а не отдельным сервисам.

Кроме того, недавнее исследование Parallels показало, что развивающиеся облачные рынки растут в среднем втрое быстрее развитых. Например, рынки Восточной и Южной Европы растут вдвое быстрее рынков Западной и Северной.

Таким образом, рынок облачных услуг во мире сейчас развивается довольно динамично и это хорошее время для выхода на него. Конечно же, везде есть своя специфика и ее надо знать, чтобы сделать бизнес на облаках. Недаром докладчики конференции посвятили данному вопросу столько времени. Однако, порог входа на этот рынок сравнительно невысок, а потенциал роста трудно переоценить. Главное понимать потребности клиентов и найти хорошую нишу. В свою очередь поставщики базовых решений для построения соответствующей архитектуры, такие как Microsoft, готовы оказать поддержку в ее развитии.