Облачные решения − гонка между AWS и Microsoft

26 май, 2015 - 23:01Александр Черников

Если исходить из уровня дохода, сегодня никто из облачных компаний не может соответствовать Amazon Web Services (AWS) и Microsoft.

Миллион клиентов и два миллиона серверов AWS говорят сами за себя. Годовой доход AWS вырос на 49%. Четвертый квартал 2014 г. AWS закончила с прибылью $265 млн. Так, может быть, наиболее вероятным претендентом на Salesforce станет Amazon.com?

Облачные решения − гонка между AWS и Microsoft

На нынешнем беспощадном рынке облачных решений удобство вычислений и постоянно расширяющаяся функциональность предложений AWS позволяют Amazon.com не просто получать прибыль, но и в какой-то мере назначать ее себе.


Спустя десятилетие после появления первых облачных решений оказалось, что IT-индустрия думала об AWS неправильно. В течение многих лет IT-гиганты откровенно насмехались над низкой нормой прибыли Amazon.com в этой области. Теперь довольно глупыми выглядят они сами.

Это было, по существу, нежелание пятнать руки, занимаясь относительно недорогими и хлопотными облачными сервисами. Теперь AWS внезапно оказалась впереди всех, да с таким преимуществом, что догнать ее может только Microsoft, − и то, если сильно постарается.

Microsoft, впрочем, далеко не захудалая компания на фоне «чистых» облачных игроков − той же Salesforce. Вместе с тем Microsoft по инерции все еще считают компанией-разработчиком Windows, ну, может быть, признавая еще адаптацию купленных ею корпоративных систем. Намного меньше говорят, например, о ее инфраструктурных решениях.

Тем временем Microsoft удваивает свой коммерческий доход от облачных решений все снова и снова, в течение седьмого подряд периода straight time* (capitalisation-weighted stock market index), с тех пор как индекс начал рассчитываться по новым правилам.

Не очень понятно (по крайней мере, для большинства отечественных читателей) сегодня пишут и о платформе Microsoft Azure. Насколько значительную часть она занимает в структуре дохода компании по направлению «commercial cloud»?

Даже Мэтт Асей (Matt Asay), вице-президент подразделения мобильных систем в Adobe и ветеран технологического колумнизма, который пишет для CNET, ReadWrite и ряда других СМИ, говорит по этому поводу не более, чем «It's hard to say».

Известна общая цифра облачных доходов Microsoft, которая составляет $2,76 млрд. Она включает много составляющих (и, главным образом?) не-Azure доходы (а, например, Office365?).

Карл Кейрстид (Karl Keirstead), аналитик Deutsche Bank, не раскрывая методику оценки, предположил, что общий доход AWS составляет примерно в десять раз больше, чем получает Microsoft от Azure.

Джефф Безос (Jeff Bezos), основатель и СЕО Amazon.com, в конце апреля на конференции с инвесторами сказал, что AWS − это бизнес в $5 млрд.

Означает ли это, что Azure − бизнес в $500 млн?

Возможно, но это не вся история.

Бизнес Microsoft's Azure растет сегодня быстрее, чем AWS, хотя и на меньшей клиентской базе, согласно исследованию аналитической компании Synergy Research:

Облачные решения − гонка между AWS и Microsoft

Рынок сервисов облачной инфраструктуры. Так догонит ли Microsoft детище Джеффа Безоса? И вообще, «кто кого сборет − слон или кит»?


Ну, в конце концов, это − вопрос на десятки миллиардов долл. дополнительного дохода в области рынка публичных облачных инфраструктур (public cloud infrastructure market).

The two-horse race

У AWS есть существенные преимущества в захваченной доле рынка. Ее клиенты отличаются редкой верностью разработчику. Ее разработчики постоянно выпускают расширения и добавления к облачным решениям. Все это хорошо позиционирует AWS по сравнению с другими облачными разработчиками. AWS остается прибыльной даже среди зверских ценовых войн и помогает получать прибыль своим клиентам.

Microsoft, со своей стороны, может сделать ставку на поддержку инвестиций клиентов в наследуемых Windows-инфраструктурах и информационных центрах, − и в то же время побуждая клиентов двигаться к Azure cloud и активно помогая им в миграции.

Microsoft также потратила десятилетия на построение доверительных и доброжелательных отношений с CIO, делая облачные структуры безопасным выбором для предприятий.

Кроме того, Джейсон Мэйнард (Jason Maynard), аналитик Wells Fargo, справедливо указывает, что «Microsoft Azure написана с чистого листа, имеет подходящий для большинства потребителей масштаб и большую базу Windows-разработчиков». Это, конечно, не откровение, но последний пункт, в частности, представляется наиболее существенным.

Таким образом, AWS и Microsoft − те самые лошадки, которые имеют наибольшие шансы взять призы в этой гонке. Все остальные отстают (и, возможно, это отставание будет увеличиваться).

Могли бы поставщики решений для частных облаков (private cloud vendors) вдруг «рвануть» и переместить все свои ресурсы и опыт в решения для публичных облаков»? Вряд ли. Хотя та же Microsoft поступает довольно осторожно и страхует себя, предлагая гибридный подход.

Облачные решения − гонка между AWS и Microsoft

Gartner показывает, что рынок публичных облаков растет в три раза быстрее рынка частных облаков и лучше справляется с новыми видами и растущими объемами рабочих нагрузок



Очевидно, что решения Microsoft могут быть привлекательными для заказчика за счет ее способности «сшить вместе» публичные и частные облака. Но в долгосрочной перспективе объем свободных средств и отличный коллектив разработчиков также способны сыграть свою роль в ускорении роста доли рыка Microsoft и сокращении ее отставания от AWS.

Облачные решения − гонка между AWS и Microsoft

В ближайшие годы основной прирост рынка ожидается в области публичных облачных решений (PaaS) и в построении бизнес-процессов на основе облачных сервисов (BPaaS)

Кстати о Salesforce

Этот блог можно рассматривать как определенный «drill-down», «сверление вглубь» информации о возможной крупнейшей сделке в истории IT-индустрии («Кому Salesforce за 50 миллиардов!?».

Возвращаясь к предыдущему блогу, можно отметить, что Amazon.com в числе претендентов на Salesforce там вообще не рассматривалась. Это вполне можно объяснить двумя причинами.

Прежде всего, модели работы Salesforce и Amazon существенно отличаются. Много говорят сегодня о различиях и в корпоративной культуре компаний. Amazon в последние годы покупает довольно много компаний, но все эти коллективы − второго эшелона. Покупаются только технологии, но вовсе не клиентская база. У Amazon достаточно много забот и с собственным онлайн-бизнесом.

Во-вторых, Salesforce все же выглядит дороговатой для Amazon, а возврат инвестиций неясен. Но все же Amazon − это отдельный разговор и, конечно, стоит самостоятельной публикации.

Пока же изучение профильной аналитической прессы также не вносит достаточной ясности в будущее Salesforce и рынка облачных инфраструктурных решений в целом. Никто не берет на себя смелость сделать сегодня однозначный прогноз.

Так что, видимо, нужно просто подождать. Возможно, ничего так и не случится. А, возможно, второй по величине и значимости облачной компанией (и единственным конкурентом AWS) станет все-таки Microsoft…

____________________________________________
* Этот индекс рассматривается как эталонный показатель для фондового рынка Сингапура. Он отслеживает производительность топ-30 компаний, котирующихся на бирже Сингапура и совместно рассчитывается не реже одного раза в год по данным Singapore Press Holdings (SPH), Singapore Exchange (SGX) и FTSE Group (FTSE). Более подробно см. ссылку.