Об эффектности и эффективности

15 июль, 2008 - 12:15Павел Молодчик

Эта запись адресована тем, кто, подобно мне, неравнодушен к паровозам. Всех остальных настоятельно прошу здесь остановиться и дальше не читать.

В док. фильме "Живые паровозы" (снятом в СССР в самый расцвет застоя) закадровый диктор утверждает, будто в паровозы потому дети часто играли, что их (в отличие от тепло- и электровозов) было-де легче отождествить с живыми существами. В защиту этого тезиса можно добавить, что и поныне в мультфильмах паровозики доминируют над прочими локомотивчиками.

У русских паровозов были гудки, издававшие православный мажорный аккорд, выверенный руководителем звонницы храма В. Блаженного; А. Платонов сам служил помощником машиниста и сравнивал паровозы по глубине воздействия на формирование своей личности со стихами Пушкина; Фрейд почитал их важным психоаналитическим символом; им посвящают музыку, песни, блоги, трейн-симуляторы.

Второй тезис: все попытки автоматизировать выбор оптимального режима работы паровоза -- провалились. Никакая автоматика не смогла сравниться с опытом и интуицией машиниста в вопросах выбора давления, подкачивания воды, подсыпания угля, распределения скоростей на разных участках и т.д. Это преподносится диктором как преимущество, дававшее машинисту основания для самоуважения не то что теперь.

Существовали особой строгой формы деревянные "сундучки машиниста", появившиеся и исчезнувшие вместе в паровозами. В них брали в дальние перегоны молоко, хлеб и пр. Почему эти культовые объекты появились -- понятно. А вот почему исчезли? Вероятно, утратившие самоуважение расхлябанные машинисты тепловозов стали довольствоваться какими-то авоськами да мятыми пакетами.

Упомянутые тезисы подмывают сделать вывод, что потому паровоз и был пленителен для воображения, что человечность машиниста как-то сказывалась в повадках паровоза и проявлялись на его "физиономии" (оказывается, наклонная решетка над рельсами вроде ленинской бородки имеет звучное название: "скотоотбрасыватель"). Ведь вряд ли секрет паровозного обаяния состоял лишь в том, что паровоз "пыхтел", "отдувался" да след живописный (?) в воздухе оставлял, и вряд ли только по этим причинам паровозы до сих пор ходят туристическими ветками. Здесь явно какая-то загадка, требующая более глубокого исследования.

Загадка шарма. Не на ней ли загадке кормятся издатели женских журналов, маркетологи "феромонного" одеколона Axe, а т.ж. народные колдуны-целители ("сильнейший авторский приворот" -- одна из популярных в рунете спаммерских рассылок).

Краткое содержание женского журнала: как вернуть мужа и привлечь любовника? Надо сделать так, чтобы они, добившись обладания вами, получили ощутимый заряд самоуважения. Для этого надо: приосаниться, правильно одеться и причесаться, наложить правильную косметику. Надо улучшить свой интерфейс!

Увы, есть авторитетное мнение, что шарм и эффектность -- это нечто такое, чего (в отличие от эффективности) словами не передашь. Попробуйте, и ваша попытка скорее всего завершится тем, что вы досадливо крякнете и скажете что-то вроде: "погоди; вот столкнешься сам - тогда и поймешь, что я имею в виду".

Какое все это имеет отношение к заявленной теме?

Ну, в рекомендациях, теориях, моделях и наших статьях, фокусирующихся на простоте, надежности, КПД, юзабилити и дешевизне, совершенно игнорируется самоуважение пользователя - а это ведь ценнейший ресурс, который может все названные достоинства перевесить. Как показывает нынешнее возрождение компании Apple и самоощущение представителей растущего легиона ее поклонников.