О «провале» Apple Watch

20 июль, 2015 - 16:39Александр Пацай

За последнее время появилось несколько статей от аналитических компаний, которые практически в унисон рассказывают о том, какие провальные продажи сейчас у Apple Watch. При этом они как будто соревнуются в том, чтобы представить как можно ниже показатель текущих продаж смартчасов от Apple — «20 тыс. в день!», «нет, всего лишь 5 тыс. в день!» и так далее.

Самое важное, что нужно понимать — мы не знаем, насколько эти цифры соответствуют действительности. Эти цифры, которые они называют, не являются официальными данными от Apple — единственной компании, которая знает, как на самом деле обстоят дела с продажами часов. Apple по какой-то причине решила пока что не сообщать об объемах продаж, и ради «конспирации» сообщает данные о продажах смарт-часов в категории Other, маскируя их среди продаж других продуктов. Делают они это для того, чтобы никто не знал о позорно низких показателях продаж или же чтобы конкуренты не разнюхали точные данные — мы не знаем, мы можем только спекулировать на эту тему.

Механизмы сбора подобной аналитики у разных компаний отличаются, но ни одна из них не стоит «над душой» каждого кассира, продающего Apple Watch, подсчитывая реальные продажи. Сканирование почтовых ящиков потребителей в США, опросы публики, и т.д. — это потенциально механизмы из серии «пальцем в небо», и относиться к данным, полученным таким образом, стоит соответственно. Я допускаю, что вполне может быть, что дыма без огня не бывает, и Apple Watch на самом деле по продажам не соответствует ожиданиям Apple. Но пока Apple не скажет в рамках какого-нибудь отчета или анонса «мы продали столько-то часов», воспринимать все подобные анализы нужно скептически. Как ни удивительно, но в этом случае Apple берет пример с Samsung, которая не сообщает в своей отчетности точные данные о продажах смартфонов, и нам точно так же приходится довольствоваться либо какими-то утечками, хвастовством топ-менеджеров или информацией, полученной другими методами.

Я бы еще отметил другой момент в случае с этими продажами. Мне тут как раз вчера попалась на глаза статья из Bloomberg из далекого 2007 г., где тоже некий аналитик обещал, что iPhone провалится с треском. Да чего там далеко ходить, мы все знаем многочисленные заявления особо упоротых «ололитиков» о недостатках iPhone и его перспективах. А уж после выхода iPhone в июне 2007 г. обещаний довольно скорой смерти этому смартфону и Apple заодно я начитался огромное количество. Этому способствовали, конечно же, относительно невысокие продажи iPhone, на которых с удовольствием «топтались» эти самые ололитики, потирая свои потные ладошки.

Плохо не знать историю или обладать короткой памятью. Вот, например, график продаж iPhone в первые 5 лет его присутствия на рынке:

О «провале» Apple Watch

Обратите внимание на первые несколько лет. С июня 2007 г., когда iPhone поступил в продажу, до июня 2008 г., как видите, показатели были не ахти, и только спустя три года начались действительно хорошие продажи смартфона от Apple. Я не говорю о том, что у Apple Watch будет обязательно такая же траектория — может случиться что угодно. Потому что, как известно, «без Джобса Эпол не торт», и вполне может быть такое, что Apple Watch на самом деле окажется провальным продуктом, и его продажи так никогда и не взлетят. А, может быть, возьмут и взлетят, когда Apple выпустит Apple Watch 2 с какой-то мегакрутой фишкой и за половину цены от той, по которой они сейчас продаются. Прогнозировать это довольно сложно, и уж тем более обещать провал устройству на основе каких-то слухов о продажах за меньше чем три месяца, как мне кажется, довольно глупо. Так делают только attention whores и неоднократно лажавшие аналитики. Я бы рекомендовал расслабиться и понаблюдать за этим экспериментом со стороны хотя бы парочку лет — тогда у вас будет достаточно данных для того, чтобы делать какие-то выводы (если Apple сама к тому времени не поделится конкретными данными).

О «провале» Apple Watch