О перспективах Microsoft Surface

2 ноябрь, 2012 - 11:52Александр Пацай

Вот и стартовали продажи iPad mini – наверное, одного из самых предсказуемых продуктов Apple. Я об этом писал почти год назад – забавно сейчас перечитывать. Потом было даже некоторое дополнительное подтверждение этой теории, основываясь на ценовой политике Apple для других продуктов – и по этому дополнению легко можно было предугадать даже цену в районе 300+ долл. Посмотрим, как устройство будет продаваться, но консервативный(!) прогноз Apple в 52 млрд долл. продаж в этом квартале как бы намекает.

Поэтому я хочу сегодня поговорить о гораздо менее предсказуемом продукте – а конкретно о Microsoft Surface с Windows RT. У меня была возможность немного поиграться с устройством, а на неделе я рискнул и поставил себе на компьютер Windows 8 в качестве второй операционной системы (именно второй системой, а не через виртуальную машину).

Еще забавно сейчас вспоминать слух о том, что Microsoft Surface могла продаваться за 199 долл. Хахаха, насколько же наивными могут быть некоторые люди. Конечно, за такую цену Microsoft порвала бы, наверно, весь рынок, а в их магазинах очереди были бы не только из сотрудников компании, зевак и гиков, но надо же реально смотреть на вещи. У Microsoft, конечно, много денег, но не настолько, чтобы продавать планшет с огромным минусом по деньгам, при этом еще лишаясь денег от продажи лицензии Windows OEM-ам и Office – конечным пользователям. Да и для того, чтобы произвести хотя бы какое-то впечатление на рынке, таких устройств нужно продать несколько миллионов, чтобы создать достойную экосистему, а это огромные деньги, которые в Microsoft потратить, видимо, были не готовы.

Поэтому мы получили цену в 600 долл. Да-да, я знаю, что самая дешевая конфигурация стоит 499, но без обложки-клавиатуры. Учитывая, как Microsoft продвигает именно эту фичу (пристегивающуюся магнитную обложку-клавиатуру), покупать устройство без нее неразумно – теряется половина value. Значит, 600 долл. И знаете, сколько Microsoft на этом зарабатывает? Я вот лично думаю, что маржа нулевая, учитывая как bill of material, так и производство, доставку, маркетинг, поддержку, R&D и прочие. Microsoft ведь при всех своих размерах не может получать на комплектующие такие цены, как Apple – просто из-за масштабов производства продуктов Apple. У последней такие объемы поставок экранов, процессоров, Flash-памяти и других компонентов, настолько отлажена система производства и доставки, что тягаться с ней может разве что только Samsung, который сам же себе и производит многие из комплектующих. Логика здесь простая: если бы Microsoft могла установить более низкую цену на устройство, думаете, она бы этого не сделала? Она прекрасно понимает, что, даже несмотря на то, что аппаратно Surface – очень хороший продукт, компания не может тягаться с лидером рынка, продавая свой продукт по той же цене – покупатели просто не видят в этом продукте столько value, чтобы выбрать его вместо iPad (особенно за 600 долл., без возможности подключения 3G, без экосистемы приложений и т.д.).

Так зачем же этот продукт? Популяризировать Windows 8/RT? Продвигать ее среди потребителей, чтобы те пинали свои любимые OEM-ы? OEM-ы, можно сказать, уже прям не знают куда деться от этой радости, что Microsoft теперь тоже в хардварном бизнесе. HP, которая и так регулярно мечется, не зная, куда себя приткнуть в стремительно «мобилизирующемся» мире, то была в первых рядах с Windows-планшетами, то потом сказала, что не знает, будет ли она выпускать эти планшеты, то теперь вроде опять уже собралась что-то выпускать. Acer, один из крупнейших Windows-OEM, продолжает мочить Microsoft Surface, рассказывая о том, что Microsoft таким образом убивает экосистему, и отказываясь в ближайшее время выпускать свои устройства на операционной системе Microsoft. Я думаю, что большинство партнеров Microsoft обуревают подобные чувства, даже если они их и не озвучивают – подобные же чувства есть и у Android-OEM теперь, когда Google «всосала» в себя Motorola, даже несмотря на все рассказы о ее независимости и т.д. То ли для демонстрации независимости, то ли просто от идиотизма Motorola продолжает выпускать новые телефоны без самых последних версий Android, но это другая уже тема.

В итоге Microsoft, продавая Surface с нулевой маржой (да, там настолько минимальная маржа, что подразделение Windows, скорей всего, не получает ни копейки от стоимости лицензии Windows на планшете), Microsoft еще и гарантирует себе, что они не получают 85 долл. за лицензию от OEM. Традиционно подразделения Windows и Office – это те две «рабочие лошадки», которые приносили в компанию основные доходы, а потом всякие бездельники вроде Bing и иже с ними их тратили, пытаясь пробить себе долю рынка. Каким-то чудом это вроде как получилось с Xbox, но получится ли с Surface? Мне почему-то кажется, что Surface ждет судьба Zune. Что вы думаете по этому поводу?

О перспективах Microsoft Surface