O LNKD

23 май, 2011 - 07:51Александр Москалюк

Цыплят по осени считают, и пока акции LinkedIn продают только инвестиционные банки и их клиенты. Акции инсайдеров находятся под замком в течение 180 дней, т.е. 19 ноября имеет смысл говорить о нормальном циркулировании ценных бумаг в естественной среде, пока же создан дефицит.

С этим явлением можно ознакомиться на примере другого долиновского IPO прошлого года. Tesla Motors вышла на IPO 29 июня 2010 г. по $23,89, после чего неуклонно росла. Скачок обьемов в конце графика – это выход на кэш инсайдеров по цене $25,55. Т.е. нет такого, что рынок рухнул – TSLA закрыла эту неделю по $27,97, но если кто купил в ноябре за пиковую $36,42 до кэшаута инсайдеров, тот ждет светлого будущего и сегодня.

O LNKD

Оценки частных компаний на вторичном рынке предоставляют постоянный материал для газетных заголовков типа «Вы не поверите, во сколько инвесторы оценили эту компанию». Хотя мне лично этот рынок кажется менее нагретым, чем публичный рынок.

Большинство индивидуальных инвесторов на публичном рынке не перетруждает себя анализом финансовых показателей, в то время как у основных игроков рынка private equity есть не просто бухгалтер и финансовый аналитик, а отдел бухгалтерии, отдел финансового моделирования и отдел исследований рынка.

Вот лента спроса на LNKD в до-IPOшный период:

O LNKD

Почему в свежих технологических акциях стоит быть быком

Покупатели на вторичном рынке принадлежат к двум категориям – долиновские инсайдеры, работающие или проработавшие в других точно таких же технологических компаниях, и хедж-фонды с инвестиционными банками. Менло-Парк, Калифорния и Гринвич, Коннектикут.

Менло-Парк имеет тенденцию занижать цену технологических компаний, так как ввиду накопившегося опыта «был на колбасном заводе и видел, как это делается». У старшего поколения еще остались воспоминания бума бессмысленных доткомов, и выработался определенный инстинкт самосохранения. В канун IPO компании Google изрядная доля людей, проживающих в Долине и умеющих читать финансовые показатели компаний, считала цену в $80 слишком высокой. Но недооценили оптимизм рынка.

Гринвич не понимает как работает интернет-бизнес. Т.е. у них есть модели, разработанные для них докторами математических наук, однако технари постоянно подкладывают свинью создателям этих моделей, изменяя бизнес-модели, в результате чего модели финансистов дают сбой чаще, чем модель роста ипотечных облигаций в компании AIG.

Есть модель софтверных компаний, где оценивается рост коробочного софта – бац, а софтверщики уже придумали рынок enterprise и продают софт по подписке. Хорошо, смоделировали этот рынок, вычислили параметры – и тут появляется какая-то Yahoo!, у которой энтерпрайз-софта кот наплакал, а вот проплаченная за показы реклама идет на ура. Только решили, что интернет-компании надо оценивать по обьемам проданной рекламы, которая зависит от показов страниц, и где надо высоко ценить CPM-генерирующие контент-проекты, как приходит какой-то Google, перетягивает одеяло на себя и со своими низкими обьемами показов страниц генерирует деньги уже за счет другой модели. Хорошо, давайте моделировать оценку интернет-компаний по количеству показов страниц плюс количеству поисковых запросов, как тут появляются какие-то социальные сети с фермами с покупками свиней седьмого уровня и оплатой лайков.

Итого Гринвич за технологическим рынком весьма отстает и не всегда в состоянии оценить перспективу компании, которая не является клоном уже котирующейся на бирже компании. Программист, работающий в Google в период, предшествующий IPO, как-то упомянул, что в процессе выхода ему интересно было читать аналитическую литературу инвестиционных банков, так как работал он в AdWords и видел, что аналитики весьма недооценивали способность Google выезжать за счет уже построенной платформы.

Если говорить проще, то инвестфонды предвидели способность Google при уже написанном AdWords по-английски выйти на какой-то французский рынок с AdWords по-французски за относительно короткое время и низкую в плане ресурсов себестоимость. Но они не копали глубже, и не понимали, что база AdWords позволит Google относительно дешево запустить такие проекты как AdSense и Checkout. Если спросить аналитика образца 2004 г. о цене выхода Google на рынок платежных систем, то он вернется с ценой, сравнимой с затратами создания Paypal. Для человека финансового уже написанный поисковик и система отгрузки рекламы для него не имеют ничего общего с платежной системой, ее нужно будет писать с нуля.