NVidia: "Наша задача -- управлять всеми пикселами"

8 апрель, 2003 - 23:00КО
NVidia отличается от многих игроков на рынке IT тем, что не выпускает конечных продуктов, а производит лишь компоненты -- графические чипсеты и наборы системной логики. Следовательно, ее активизация на рынке стран Восточной Европы не может не вызывать вопросов. На некоторые из них в интервью "Компьютерному Обозрению" ответил Алан Теквит (Alan Tequit), директор по продажам и маркетингу NVidia в регионе EMEA.
Каковы общая рыночная ситуация и позиции NVidia в регионе, за который вы отвечаете?

Вообще, EMEA -- это огромный регион, на каждом же локальном рынке ситуация может существенно разниться. Особенно это заметно, если взглянуть на Западную Европу и страны Ближнего Востока. Что касается наших позиций, то в Западной Европе доля NVidia в сегменте настольных систем не превышает 55%. Однако намного лучше мы представлены в странах Восточного региона -- до 75%. Причем это оценки NVidia, а по информации некоторых аналитических агентств, наши позиции еще сильнее.

Динамика восточноевропейского рынка в некоторых странах значительно превышает 80%, что намного больше, чем в Западной Европе, где ежегодный рост -- не более 1--2%. Это объясняет, почему упомянутый регион в стратегии нашей компании становится все более приоритетным. Для развития бизнеса NVidia в данном направлении сейчас вкладываются крупные инвестиции, идет активный поиск персонала для маркетинга и продаж в этих странах, в том числе и в Украине.


А какова структура продаж NVidia в Восточной Европе?

NVidia "Наша задача -- управлять всеми пикселами"
"Для нас выпуск GeForce FX связан с попыткой закрепиться на рынке высокопроизво-дительных рабочих станций"
В мировом масштабе доля hi-end-продуктов на базе чипов NVidia cоставляет не более 10%, около 30% -- средний уровень, остальные 60% -- начальный. Однако именно в Восточной Европе видеокарты класса hi-end (performance и ultra-performance) продаются очень хорошо. Важное место в структуре сбыта занимают и платы начального уровня, тогда как средний сегмент представлен небольшим количеством устройств. Соответственно верхний уровень -- 17%, начальный -- чуть больше 60%. Такая доля hi-end-продуктов говорит о популярности той или иной торговой марки, формирует имя компании и оказывает существенное влияние на потребителей, использующих видеокарты более низкого уровня.

Хочу отметить, что 20% нашего оборота приходилось сначала на TNT, затем на TNT 2 и т. д., а сейчас -- на GeForce4 MX. В целом продукты начального уровня на базе чипов NVidia в большей степени реализуются в корпоративном сегменте, в то время как среднего и высокого -- в потребительском.

Кроме того, есть рынки, где NVidia занимает очень серьезные позиции, например в сегменте рабочих станций наша доля составляет около 70%. Или, скажем, в сегменте видеокарт, поддерживающих подключение нескольких мониторов, -- до 40%.


А какова общая стратегия компании по выходу на новые рынки?

Когда NVidia приходит в новую страну, то, безусловно, предварительно изучается рынок и затем начинается работа с местными фирмами. У NVidia нет прямых каналов сбыта, поэтому приходится действовать только через партнеров. И естественно, основной вопрос нашего бизнеса: "Как помочь продавать больше?". Хотел бы указать на еще один момент, весьма важный для понимания подходов NVidia к бизнесу. Мы -- не очень большая компания: в штате всего полторы тысячи человек. При этом около тысячи -- инженеры и разработчики, остальные 500 -- менеджеры по маркетингу и продажам, финансовые службы и т. д. Производство чипов осуществляется компанией TSMC. Таким образом, мы сконцентрированы в основном на разработке графических процессоров. Помимо этого, готовим reference-дизайн видеокарт, которые затем попадают к нашим партнерам--изготовителям карт -- их сегодня более 20 из числа крупных. Основная задача компании -- помочь им продавать продукты на базе чипов NVidia. Мы часто встречаемся с дистрибьюторами, сборщиками компьютеров, системными интеграторами и хорошо знаем наш канал. Благодаря этому у потребителя всегда есть возможность выбирать из большого спектра предложений: от наиболее функциональных и дорогих видеокарт до бюджетных решений. Производители же компьютеров, при использовании видеоадаптеров на базе чипов NVidia, могут создавать системы, ориентированные на любой ценовой сегмент.

Это очень необычная бизнес-модель для IT-индустрии, которую мы применили первыми. В целом она позволяет поддерживать канал стабильным.


Возможно ли открытие представительства NVidia в России или даже в Украине?

NVidia "Наша задача -- управлять всеми пикселами"
"На ближайшее время в наши планы входит захватить 50% рынка чипсетов для систем на базе процессоров AMD"
Думаю, возможно, но сроки пока определить сложно. Имеется ряд организационных проблем, которые временно не могут быть решены на должном уровне. Речь идет в первую очередь о квалифицированном персонале. Я уже упоминал, что мы ведем поиск сотрудников, но, к сожалению, профессионалов не так просто найти. Стратегия NVidia предполагает определенную последовательность шагов по открытию офисов в той или иной стране. Сначала компания завоевывает рынок, затем ищет сотрудников и т. д. Что касается России, то в течение года мы решим все вопросы и там тоже появится представительство NVidia.


Переходя к техническим вопросам -- не могли бы Вы прокомментировать информацию о том, что компания ограничила поставки чипа GeForce FX.

Насколько мне известно, такого решения в компании никто не принимал. GeForce FX по-прежнему поставляется в необходимых количествах всем партнерам, которые размещают заказы. Мне кажется, что в нашей отрасли не имеет смысла прекращать или сдерживать выпуск тех или иных продуктов, если на них имеется спрос, за исключением разве что очень старых. Например, до сих пор продаются чипы TNT2, хотя мы давно решили остановить их выпуск. Тем не менее некоторые клиенты готовы их покупать.

Ситуацию можно объяснить очень просто. Такие производители компьютеров, как HP и Dell являются поставщиками для очень крупных корпоративных потребителей. Иногда объемы поставок в одну структуру достигают 30 тыс. ПК в течение, скажем, трех лет. Данная техника подлежит ремонту и обслуживанию, следовательно, задача NVidia -- обеспечить ее комплектующими на весь этот период. Когда, на наш взгляд, приходит время прекращать выпуск какой-либо модели чипа, мы обращаемся к партнерам и предоставляем им возможность разместить последний заказ. После этого производится необходимый объем продукции, и она остается у нас до тех пор, пока клиент ее не выкупит.


И все-таки, если говорить о GeForce FX, сегодня это ваш флагманский продукт?

Да, и мы возлагаем на него большие надежды. Вообще, для нас выпуск GeForce FX связан с попыткой закрепиться на рынке высокопроизводительных рабочих станций. Этот процесс в среднем занимает от трех до шести месяцев, в течение которых сборщик решает, будет ли он использовать наш чипсет. Необходимо обучить персонал, пройти сертификацию. И даже когда это сделано, нельзя сказать, что все уже закончено. Несколько другая ситуация на потребительском рынке: здесь после выхода нового продукта пользователи уже не будут покупать предыдущие модели.


В скором времени компания ATI планирует выпустить чипы R350 и RV350. Что NVidia сможет противопоставить этим продуктам?

Дело в том, что у нас не стоит задача что-то противопоставлять кому-то. Мы разрабатываем продукты и выпускаем их в соответствии с собственным планом, на который не влияют конкуренты. В среднем каждые шесть месяцев удваивается быстродействие графических процессоров. Конечно, GeForce FX несколько опоздал, но следующий продукт будет вовремя. Каждый год появляется новая архитектура: TNT, GeForce, GeForce3, GeForce FX. Через шесть месяцев нововведения внедряются в производственный процесс. В то же время на базе новой архитектуры выпускается целое семейство продуктов. Мы анонсировали GeForce FX в конце прошлого года, и уже весной планируем создать полноценную линейку: от бюджетных чипов до моделей для мобильных систем.


А каким образом будут формироваться бюджетные модели на основе GeForce FX?

Скорее всего, продукты начального уровня, как и ранее, будут создаваться за счет уменьшения производительности путем снижения быстродействия чипа или сокращения доступных функций. С GeForce FX мы планируем поступить следующим образом: на его основе будет выпущено три семейства, соответствующих требованиям растущего рынка, который становится все более и более сегментированным. Будут разработаны продукты для верхнего, среднего и начального сегментов, где основной упор будет делаться на скорость работы. Но главное то, что они полностью базируются на GeForce FX с поддержкой DirectX 9.


В свое время ваша компания приобрела фирму 3dfx, используются ли какие-то ее наработки в новых продуктах NVidia?

Я могу определенно сказать, что сейчас в наших продуктах применяется около 20% технологий и ноу-хау, разработанных в 3dfx. Этому есть даже такое шутливое объяснение: после приобретения 3dfx в наш штат вошло 20% ее инженеров. На сегодняшний день уже сложно сказать, что принадлежит NVidia, а что -- 3dfx. Все достаточно сильно перемешалось, но влияние последней, безусловно, сказывается на продуктах NVidia.


Давайте от видеокарт перейдем к чипсетам для материнских плат. Какие ближайшие планы компании в этом направлении?

Тут важно отметить, что с момента анонса архитектуры до ее реализации в конечных продуктах проходит около полутора лет. Фактически это время необходимо для подготовки микросхем. Сейчас у нас есть два поколения чипсетов nForce, затем последует еще какой-то, я пока не знаю, как он будет называться, но мы активно развиваем это направление. На ближайшее время в наши планы входит захватить 50% рынка чипсетов для систем на базе процессоров AMD. Мы хотим, чтобы на два чипа AMD продавался один продукт nForce.


Как обстоят дела с чипсетами для платформы Intel?

У нас есть продукты, готовые для использования с Pentium 4. Вопрос в том, когда будет подписано соглашение с Intel, позволяющее нам наладить массовый выпуск этих чипсетов. Необходимо найти компромисс, который бы учитывал как наши интересы, так и лицензионную политику Intel. Сложно сказать, сколько времени на это уйдет, -- может быть, месяц, может быть, полгода.

Мы не торопимся, поскольку только начинаем работать в этом сегменте. Необходимо выйти на рынок с качественным продуктом и предусмотреть все нюансы. Если нам удастся увеличить свою долю чипсетов для AMD-платформы до 50% -- это уже будет составлять 10% всего рынка ПК. Такой показатель для нового игрока, согласитесь, -- просто отличный результат.


Известно, что продукты NVidia применяются и в различных игровых приставках, и в других бытовых электронных устройствах. Несколько слов, пожалуйста, об этом направлении.

На одной из внутренних конференций президент компании сказал, что цель NVidia -- управлять всеми пикселами на планете. Сейчас значительная часть ресурсов компании сконцентрирована в области игровых консолей. Мы уже добились определенного успеха, по крайней мере, с Xbox. В рамках нашей бизнес-стратегии мы встречались с представителями Sony, Nintendo и др. Не могу сказать, будет ли NVidia поставщиком комплектующих в их новых продуктах, -- это станет известно только после официального анонса. Но вообще этот рынок очень специфичен, поскольку каждая консоль -- это новое решение. То же касается КПК, смартфонов. И существует масса параметров, которые обязательно нужно учесть. С Xbox все было несколько проще, поскольку разработка у нас заняла всего пару месяцев, и, кроме того, на тот момент никто не смог предложить Microsoft лучшего решения по хорошей цене. Мы к настоящему времени накопили немалый опыт и знаем, как это нужно делать и как работать с заказчиками из настолько различающихся сегментов.