Нужен ли технологическим компаниям R&D?

18 октябрь, 2010 - 13:52Александр Москалюк

В стартап-школе в Пало Алто Энди Бехтольштайм (тот самый, который выписал первый чек на имя Google, Inc., когда самой компании еще не существовало) обратил внимание на следующий интересный факт – затраты на R&D не совпадают с уровнем инновационной деятельности компании и ее успеха на рынке. Здесь можно посмотреть список компаний, отсортированный по обьемам расходов на research & development.

Забавно то, что в списке 50 компаний та, которую Уол-Стрит (да и не только) наделила титулом самой ценной технологической компании, находится на весьма низких позициях, а если считать расходы на R&D по сравнению с доходами, прибылью, либо нынешней капитализацией, то она опустится еще ниже. Apple Computer тратит на R&D настолько низкий процент от доходов и прибыли, что регулярно вылетает изо всех рейтингов, между тем рядом журналистов (да и просто пользователей) считается самой инновационной компанией последних лет.

Бехтольштайм представил этот слайд после небольшого экскурса в историю о компании, которая тратила на R&D бешеные деньги. Xerox в своих исследовательских лабораториях изобрела компьютерную графику, графический интерфейс, обьектно-ориентированное программирование, Ethernet и т.д., однако особых дивидентов от этого не получила, а некоторые из прорывов (ООП, скажем) при желании вряд ли получилось бы удачно монетизировать.

Аналогичное чувство возникает при просмотре, скажем, проектов Microsoft Research – вроде как и классно, но что-то за весьма продолжительное время работы этой конторы мы не видим ни радикально новых каналов доходов для Microsoft, ни бешеного количества стартапов, которые вроде как должны зарождаться внутри такой среды.