
Подразделение IBM Security представило результаты глобального исследования, посвященного финансовой оценке ущерба от утечек данных. Каждый такой случай в среднем обходится компаниям, участвовавшим в исследовании, в 4,24 млн. долл. – это самое высокое значение за 17 лет проведения исследований. Анализ утечек данных более чем в 500 организациях показал, что инциденты в сфере безопасности приводят к возросшим расходам и их сложнее сдерживать, потому что в условиях пандемии существенно изменились методы работы организаций. Ущерб по сравнению с прошлым годом увеличился на 10%.
С началом пандемии компаниям пришлось спешно адаптировать подходы к использованию технологий, поскольку организации вынуждены были перевести множество сотрудников на удаленный режим работы, и 60% для этого стали в большей степени использовать облачные решения. Исходя из данных исследования, сфера информационной безопасности (ИБ), похоже, не поспевает за стремительными изменениями в ИТ, и это сказывается на способности компаний реагировать на утечки данных.

По результатам ежегодного исследования Cost of a Data Breach Report, проведенного Ponemon Institute при спонсорской и аналитической поддержке IBM Security, были выявлены следующие тенденции:
Из-за пандемии люди все больше пользуются цифровыми средствами общения. Компании переходили на удаленную работу и облачные технологии, подстраиваясь под новые реалии.
Отчет показал, что эти факторы существенно влияют на способность компаний реагировать на утечки данных. Почти 20% организаций, принявших участие в исследовании, отметили, что дистанционный режим работы стал одной из причин утечек данных.

Компании, столкнувшиеся с утечками во время перехода на облачные решения, понесли ущерб, на 18,8% превысивший среднее значение. Однако исследование также показало, что компании, которые дальше других продвинулись по пути модернизации и перехода на работу в облаке (то есть, находились на более «зрелой» стадии), эффективнее выявляли и предотвращали инциденты – в среднем на 77 дней раньше, чем организации, находившееся на начальных стадиях.
Отчет также выявил нарастающую проблему: утечки влекут за собой компрометацию данных потребителей (в том числе учетные данные), что в дальнейшем может использоваться для проведения новых атак. 82% индивидуальных пользователей, принявших участие в исследовании, признают, что используют одинаковые пароли для разных учетных записей, поэтому компрометация учетных данных является, с одной стороны, основной причиной утечек информации, а с другой, ведет к дальнейшим негативным последствиям, а значит, представляет собой двойной риск для бизнеса.
Подход «нулевого доверия» помогает компаниям, принявшим участие в исследовании, бороться с утечками данных. Он подразумевает, что любой пользователь в системе или сама сеть могут уже быть скомпрометированы, и использует средства ИИ, а также инструменты аналитики для непрерывной проверки подключений между пользователями, данными и ресурсами. В организациях с развитым подходом «нулевого доверия» ущерб от утечек данных составил в среднем 3,28 млн долл. – на 1,76 млн долл. ниже, чем в компаниях, которые не стали внедрять этот подход.

Также отчет показал, что сейчас больше компаний развертывают средства автоматизации защиты по сравнению с прошлыми годами, и это ведет к существенному снижению расходов. Около 65% компаний, принявших участие в исследовании, указали, что они частично или полностью развернули средства автоматизации ИБ – по сравнению с 52% два года назад. В организациях, которые провели развертывание полностью, средний размер ущерба от утечек данных составлял 2,90 млн долл., а у компаний, которые вообще не использовали автоматизацию, тот же показатель оказался выше более чем вдвое – 6,71 млн долл.
Организации, создавшие группы реагирования на инциденты и протестировавшие свои планы реагирования, в среднем потратили на ликвидацию последствий взлома 3,25 млн долл. В то же время компаниям, которые этого не сделали, пришлось потратить в среднем 5,71 млн долл. (разница составляет 54,9%).
Некоторые дополнительные выводы исследования: