Nokia 5800 XpressMusic: осторожно, бомба!

3 октябрь, 2008 - 15:26Роман Хархалис

О проекте Nokia Tube все знают давно, только ленивый не видел еще "шпионских" фото и не мог примерно представить себе список функций этого аппарата. Но официальный анонс продукта в Лондоне, откуда я и пишу эти строки, показал, что о настоящем потенциале этого продукта мы не имели даже близкого представления.

Коротко пройдусь по важнейшим техническим особенностям этого продукта, полнее они описаны в разделе новостей. Итак, это смартфон на платформе Symbian S60 с сенсорным экраном диагональю 3,2" и разрешением 640х360 точек. Аппарат позиционируется как музыкальное решение для молодежи, даже большой экран представляется как средство просмотра музыкальных видеоклипов и работы с новыми апплетами, ориентированными на популярные среди молодежи (по крайней мере, в представлении Nokia) способы и приемы общения. Аппарат комплектуется 8 GB памяти на флэш-карте, максимально поддерживается 16 GB. Соответственно позиционированию "урезана" камера, она лишь 3,2-мегапиксельная.

Первое знакомство с аппаратом оставило очень приятные впечатления. Смартфон ладный, компактный (не сверхтонкий, но из-за пропорций корпуса толщина кажется небольшой), изготовлен из качественного пластика, и во многом напоминает, к примеру, Nokia 5310 XpressMusic, в частности, сочетанием фактур и рельефной, тыльной поверхностью. Интерфейс достатчно быстрый, не "реактивный", но и без раздражающих подтормаживаний. Сенсорный экран резистивный, реагирует на давление. Работать подушечками пальцев с ним можно, благо интерфейс рассчитан под такое управление и состоит из достаточно крупных объектов, но жать нужно довольно "настойчиво". С использованием стилуса картина меняется, телефон реагирует очень четко даже на несильные нажатия, точно так же удобно работать ногтями и еще одним входящим в комплект аксессуаром - плектром (медиатором), пластиковым треугольничком, подвешенным на наручную петлю. Идея с плектром очень хороша, она ненавязчиво, но ярко подчеркивает позиционирование смартфона.

А теперь внимание, самая потрясающая новость лондонского анонса - цена. 279 евро! Да, это стоимость в странах Европы, и у нас она трансформируется в $500, возможно даже больше на начальном этапе. Но это цена "чистая", без операторской субсидии. Более того, благодаря программе Nokia Comes With Music в эту стоимость входит подписка на 12-18 месяцев (!) бесплатной (!) загрузки лицензионной музыки с Nokia Music Store. Сколько всего за это время можно выкачать, даже не буду говорить.

Против кого направлен этот ход Nokia, совершенно очевидно. Основным противником является Apple iPhone 3G в связке с музыкальным магазином Apple iTunes Store. Решение Nokia получается в два раза дешевле по аппаратной части и бесконечно выгоднее (поскольку даже скромные расценки у компании Джобса бесконечно больше нуля) по контенту. Правда, здесь возможен подвох, связанный с ассортиментом музыки в обоих сервисах, так что здесь нам предстоит убедиться в конкурентоспособности финского магазина. В России Nokia Music Store, а значит, и программа Nokia Comes With Music заработают с ноября, об Украине пока неизвестно. Но и iTunes Store у нас тоже официально не работает, так что полностью корректно можно сравнивать только цены на "железо", а здесь у Nokia, как я уже говорил, двукратное преимущество.

Действительно ли Nokia 5800 XpressMusic "убьет" iPhone, как говорят сейчас многие? Я думаю, что нет. Основными мотивами, по которым потребители выбирают iPhone, являются бренд и дизайн. Ни одно устройство, не являющееся iPhone, по этой причине напрямую конкурировать с ним не может. Поэтому более вероятна картина, когда продукты Nokia и Apple просто разойдутся по разным ценовым диапазонам и будут продаваться параллельно: Nokia как функциональное решение, по критерию цена/оснащенность, Apple - как имиджевое. Единственная ремарка - это не означает, что продажи iPhone не будут снижаться, он, как и все имиджевые продукты, подвержен влиянию фактора моды, так что определенная часть потенциальной аудитории будет отходить от этого продукта, и некоторая доля из этой части остановится на Nokia 5800. Внешне это выглядит как захват Nokia части аудитории конкурента, но в действительности механика чуть другая, первопричиной является снижение интереса к iPhone, а не появление конкурента.

А вот кому действительно выход Tube доставит массу неприятностей, так это производителям "убийц iPhone", обосновавшимся как раз в сегменте $400-600. Дело в том, что в основе всех их продуктов лежит функциональная конкуренция с iPhone - это примерные аналоги по дизайну, конструкции и способу управления, но оснащенные дополнительными возможностями, которых у iPhone нет. В итоге, вся аудитория телефонов с сенсорным управлением очень четко разбивается на две большие группы. Те, кто хотят именно iPhone, покупают iPhone и только его, руководствуясь брендом и соображениями имиджа. Те, кто хочет "что-то вроде iPhone", выбирают продукт, наиболее устраивающий их по ряду параметров и действуют рационально, стремясь к максимальному соотношению цена/оснащенность. И именно здесь реализуется тот потенциал, который дает продукту Nokia его доступность. Новинка может предложить сопоставимый с конкурентами уровень оснащенности, и при этом - более привлекательный бренд и низкую цену одновременно.

Под прямым ударом Nokia оказываются такие продукты, как LG Viewty и KP500, Samsung TouchWiz, другие аналогичные телефоны, группа коммуникаторов на Windows Mobile в ценовом диапазоне $400-600. Корейским продуктам будет очень сложно показать преимущество перед Nokia 5800 XpressMusic, в некоторых из них просто пропадает смысл. Да, мегапикселей в их камерах обычно больше, но этот фактор, как показывает практика, срабатывает для очень небольшого числа покупателей. В остальном продукты примерно равноценны, так что, в силу брендовых предпочтений, массовый потребитель будет склоняться к Nokia. У финнов, кстати, есть еще одно преимущество - открытая ОС, совместимая с большим парком существующих приложений, но насколько обеспечивается совместимость в реальной жизни, это нам только предстоит узнать. Что касается Windows-коммуникаторов, то здесь Tube будет скорее фактором, органичивающим распространение этой категории устройств среди массового поребителя. Поколебать позиции дешевых коммуникаторов в среде Windows-энтузиастов достаточно сложно, но вот "запереть" производителей в рамках этой потребительской группы финской новинке вполне под силу.

Что касается конкуренции с более дорогими продуктами, то и здесь новинка Nokia может сильно повлиять на расстановвку сил. Несмотря на разницу в разрешении камер, прямо напрашивается сравнение продукта с LG Renoir и Samsung PIXON. Да, разрешение их камер (8 Мп) на два "поколения" выше, но, как это ни парадоксально, аудиторию этих продуктов формирует не только требование к разрешению, и вот как раз поэтому многие могут еще раз взвесить, что для них важнее - большая "цифирь", или те преимущества, которые дает Nokia. Важно, что 5800 XpressMusic появляется в те же сроки, что и вышеупомянутые продукты, так что будет расцениваться потребителями как модель одного с ними поколения. В общем, можно достаточно уверенно говорить о том, что и здесь Nokia отберет часть аудитории у корейцев. Волны от взрыва лондонской музыкальной "бомбочки" дойдут и до еще более высокого сегмента, где обосновались HTC Touch Diamond и Samsung Witu. В обоих этих случаях уже совершенно очевидна разница в классности продуктов, но и среди их потенциальных покупателей могут найтись те, кто задумается о целесообразности траты порядка $1000 и о выгоде двукратной экономии.

В общем, на бумаге перспективы Nokia 5800 XpressMusic выглядят более чем радужно. Жизнь покажет, насколько они реализуемы. А достоин ли продукт столь пристального внимания, мы сможем уверенно говорить после его тестирования, надеюсь, образец не задержится.