Мировой рынок ПК стремительно возвращается к былым темпам развития. Второй квартал кряду уверенность в окончательном восстановлении отрасли укрепляется совокупным приростом поставок, характеризуемым двузначным числом.
Наверстывая упущенное
Первым очевидным признаком перемен к лучшему следует считать относительно высокие как для начала года объемы поставленных ПК. Вопреки сомнениям наблюдателей рынка, посчитавших маловероятным освобождение дистрибьюторских каналов после масштабной подготовки к торговле в предновогодний сезон, поставки в период с января по март оказались неожиданно высокими. По оценкам IDC, за I квартал в каналы было отправлено 79,1 млн ПК без учета серверов х86, что указывает на позитивную годовую динамику в пределах 24,2%. Несмотря на то что в своих отчетах Gartner опирается на данные по количеству заказанных у вендоров систем, схожие результаты зафиксировали и аналитики из Стэмфорда. Исходя из подсчетов последних, квартальные поставки превысили 84,3 млн ПК, благодаря чему глобальный рынок по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года вырос на 27,4%.
Не менее важным индикатором, подтверждающим улучшение рыночного климата, можно считать квартальные итоги работы ключевых поставщиков компонентов. Массовый спрос на портативные чипы и высокорентабельную номенклатуру hi-end дал возможность Intel на 288% увеличить чистый доход в годовом сравнении, вплотную приблизившись к отметке 2,4 млрд долл. Так же сильно завершил квартал лидер рынка жестких дисков – Seagate. Поставки HDD компании в сопоставлении с тем же периодом прошлого года выросли на 32%, превысив рекордную отметку в 50 млн устройств, что позволило увеличить квартальную валовую прибыль на 29,6%, до 3,05 млрд долл.
Возвращаясь к неожиданным изменениям в ландшафте индустрии ПК, необходимо отметить рост интереса к десктоп-решениям. Вопреки устойчивой популярности портативных систем, в первой половине прошлого года обогнавших по объемам продаж настольные, последним все же удалось вернуться в зону умеренного роста поставок. Произошло это усилиями потребителей из Китая и Индии. Кроме того, на руку сыграло оживление корпоративного сегмента, традиционно предпочитающего решения в стационарном исполнении, а также ориентация все большего числа потребителей на системы категории all-in-one. Как следствие, если, по версии IDC, за квартал поставки мобильных ПК в годовом сравнении увеличились на 39%, то настольное направление отчиталось стабильным ростом в пределах 7%. Тем самым прервалось затянувшееся падение продаж настольных решений, начало которому было положено еще в третьей четверти 2008 г.
Не менее важным фактором выздоровления рынка можно считать одобрение потребителями решений на базе Windows 7. После преимущественно негативных отзывов о Vista последней версии ОС удалось восстановить реноме, улучшив сбыт новых ПК. Однако наблюдатели уверены, что этот фактор еще не действует в полную силу. Эффект от перехода со старых ПК на системы под управлением Windows 7 будет заметен не ранее второй половины текущего года и начиная с 2011 г. приобретет массовый характер.
Оптимизм двузначного порядка
Почву для толчка наконец удалось нащупать регионам, долгое время находившимся в статусе аутсайдеров. Возвращение в позитивное русло стран EMEA ускорило нормализацию основных жизненных функций глобального рынка. По версии Gartner, в период с января по март продажи в регионе, освоившем 27,1 млн ПК, выросли в годовом сравнении на 24,88%. Впрочем, столь высокая динамика объясняется не только наращиванием потребления портативных решений странами CEMA и ростом спроса со стороны преимущественно малого бизнеса Западной Европы, но и глубоким провалом продаж в используемой для сопоставления первой четверти 2009 г.
Несмотря на замедление потребительской активности в разгар празднования восточного Нового года, регион AРeJ отчитался увеличением продаж ПК более чем на 36,9%, до 26,5 млн устройств. Главной движущей силой в Азии оставался Китай (рост 45,4%), продемонстрировавший повышенную активность во всех сегментах рынка, в том числе благодаря правительственным программам субсидирования замены старых ПК и приобретения первых компьютеров сельскими жителями. В целом по региону акцент потребителей был сделан на недорогих мобильных решениях, привлекавших в первую очередь студентов существенными скидками в канун продолжительных каникул.
США не удалось повторить рекорд финальной четверти прошлого года (рост 26,5%), хотя описываемая двузначным числом динамика сохранилась и остановилась у отметки 20,2%. Благоприятные прогнозы выхода национальной экономики из рецессии, а также ощутимое удешевление конечных продуктов стимулировали потребительскую активность. Как результат, домашние пользователи не только массово заменяли устаревшие ПК, но и покупали дополнительные. В то же время снижение бюджетных ограничений позволило корпоративным потребителям возобновить цикл модернизации собственных ИТ-парков, вследствие чего продажи в сегменте возросли на 10%.
Все ушли в плюс
Динамика продаж бессменного лидера – HP – оказалась ниже среднерыночной, что объясняется нарастающей конкуренцией со стороны азиатских компаний на ключевых рынках сбыта, прежде всего в Китае и Северной Америке. Однако благодаря оживлению корпоративного сектора, где позиции вендора традиционно сильны, HP сможет отыграться уже в ближайшие месяцы.
Успешная бизнес-модель позволила Acer обеспечить приемлемые цены на продукцию во всех без исключения регионах, прежде всего на особо востребованные нетбуки и ультратонкие ноутбуки. Как пример – зрелый и достаточно инертный рынок США был захвачен тайваньцами врасплох – по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. рост поставок в стране превысил 50,9% (Gartner) при среднерыночном значении 20,2%. Не менее высокими остаются результаты компании в EMEA.
Впервые за последние два года роста продаж, превосходящего 20%, добилась Dell. Что характерно, успех был обеспечен за пределами традиционной вотчины компании – Северной Америки. Главные дивиденды принесло выздоровление развивающихся рынков EMEA и APeJ, а также возобновление расходов на ИТ корпоративными заказчиками, доля которых в бизнесе компании превышает половину.
Стратегия Lenovo, направленная на дальнейшее освоение потребительского сегмента и реструктуризацию существующих каналов, приносит первые плоды. Помимо китайского рынка, на котором вендор по-прежнему вне досягаемости для конкурентов, расширение присутствия было отмечено в домашнем сегменте EMEA.
Обращают на себя внимание успехи ASUS. Аналитики Gartner вывели компанию на пятую строчку рейтинга, зафиксировав рекордный для Топ 5 рост поставок – 114,8%. Столь высокое достижение объясняется стремительной динамикой бизнеса компании в сегментах нетбуков и традиционных мобильных ПК на развивающихся рынках Европы и Азии.
К слову, результаты ASUS находятся в рамках статистической погрешности с показателями квартального развития Toshiba, которые во многом стали следствием высокой популярности портативных решений под этим брендом в США.
Панацея для рынка
Говоря об отдаленной перспективе, эксперты единодушно склоняются к положительному сценарию развития событий. Итоговый рост продаж мирового рынка в 2010 г. окажется не менее 12%, что впервые и без труда позволит преодолеть рубеж 300 млн отгруженных ПК. Более того, аналитики в авангарде с сотрудниками DRAMeXchange предсказывают уверенное преодоление рынком еще одного знакового барьера – годовые поставки портативных ПК способны превысить 200 млн единиц, достигнув отметки 203 млн. Тем самым не менее чем на 27% будут улучшены прошлогодние результаты.
Ведущие мировые поставщики ПК в I квартале 2010 г. (без учета серверов х86)
Позиция |
Компания |
I квартал 2010 г. |
I квартал 2009 г. |
Изменение, % |
Поставки, тыс. штук |
Рыночная доля, % |
Поставки, тыс. штук |
Рыночная доля, % |
1 |
HP |
15 596 |
19,7 |
13 004 |
20,4 |
19,9 |
2 |
Acer |
10 766 |
13,6 |
7555 |
11,9 |
42,5 |
3 |
Dell |
10 498 |
13,3 |
8668 |
13,6 |
21,1 |
4 |
Lenovo |
6997 |
8,8 |
4419 |
6,9 |
58,3 |
5 |
Toshiba |
4609 |
5,8 |
3562 |
5,6 |
29,4 |
|
Другие |
30 669 |
38,8 |
26 527 |
41,6 |
15,6 |
|
Всего |
79 134 |
100,0 |
63 736 |
100,0 |
24,2 |
Ведущие мировые поставщики ПК в I квартале 2010 г. (без учета серверов х86)
Позиция |
Компания |
I квартал 2010 г. |
I квартал 2009 г. |
Изменение, % |
Поставки, тыс. штук |
Рыночная доля, % |
Поставки, тыс. штук |
Рыночная доля, % |
1 |
HP |
15 319 |
18,2 |
12 773 |
19,3 |
19,9 |
2 |
Acer |
12 003 |
14,2 |
7779 |
11,7 |
54,3 |
3 |
Dell |
10 209 |
12,1 |
8406 |
12,7 |
21,4 |
4 |
Lenovo |
6977 |
8,3 |
4384 |
6,6 |
59,2 |
5 |
ASUS |
4647 |
5,5 |
2164 |
3,3 |
114,8 |
6 |
Toshiba |
4623 |
5,5 |
3404 |
5,1 |
35,8 |
|
Другие |
30 565 |
36,2 |
27 309 |
41,2 |
11,9 |
|
Всего |
84 344 |
100,0 |
66 220 |
100,0 |
27,4 |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365