`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

MoReq-UA: электронный документооборот по учебнику

Статья опубликована в №31 (697) от 8 сентября

+11
голос

Одна из ключевых проблем развития электронного документооборота в Украине – отсутствие стандартов, полагают эксперты. Если на Западе она фактически была решена в начале 2000-х, то наша страна постепенно подходит к этому вопросу только сейчас.

Есть два подхода к созданию государственных стандартов: либо самостоятельно разрабатывать спецификации, либо же изучать международные документы, брать их за основу и после определенной доработки (или без оной) делать национальными. Заметим, что сторонники имеются у обоих решений. Тем не менее с точки зрения перспектив, а они очевидны – планомерная интеграция в международное правовое и интеллектуальное общество (исключительный путь развития, по крайней мере в сфере электронного документооборота, неуместен), нужно ориентироваться на Запад.

Наконец-то

MoReq-UA электронный документооборот по учебнику
В соответствии с решением совещания в Государственном комитете информатизации Украины от 15 мая 2009 г. для обсуждения MoReq-UA был создан специальный веб-ресурс

Едва ли не активнейшим потребителем СЭД в Украине является госсектор. Этому способствует наличие достаточно четкой нормативной базы в области документооборота и электронной цифровой подписи, а также руководящих документов, требующих от органов государственной власти внедрения СЭД. Поскольку создать единое и в то же время совершенное решение, отражающее особенности каждого отдельного аппарата, практически невозможно, разные ведомства применяют несовместимые системы от разных поставщиков. Как результат, возникают проблемы с их взаимодействием, препятствующие получению единого информационного пространства.

Чтобы исправить положение, мы пошли путем установления правил и регламентов совместной работы различных систем электронного документооборота. В соответствии с поручением первого вице-премьер-министра Украины до конца 2009 г. государственные ведомства страны, используя технологии электронного документооборота, должны наладить полноценное информационное взаимодействие. Для выполнения поручения планируется подготовить проект Постановления Кабинета Министров, который введет некий государственный стандарт в области СЭД. За его основу взята европейская функциональная спецификация Model Requirements for the Management of Electronic Records (MoReq).

Зарубежный опыт

MoReq была разработана при финансировании Европейской комиссии и принята ЕС в 2002 г. В ней учтен богатый американский опыт подготовки подобных документов – стандарт DoD 5015.2, созданный еще в 1997 г. в высшей степени бюрократичной организацией – Министерством обороны США. В MoReq были также отражены некоторые положения британского (PRO) и других европейских документов. Авторы спецификации, в роли которых выступала команда профессиональных консультантов из компании Cornwell Affiliates (сейчас – Cornwell Management Consultants) при поддержке группы экспертов из разных стран, ставили перед собой цель добиться универсальности, поэтому их детище не отражает какой-либо отраслевой или национальной специфики и легко может быть адаптировано для применения в любом государстве.

Терминология и система понятий MoReq выстроены таким образом, чтобы они были одинаково понятны как документоведу, так и ИТ-специалисту. Объем спецификации – более сотни страниц. Она содержит около 500 требований, сгруппированных по главам и разделам и изложенных простым и понятым языком. Стандарт может применяться как в государственном, так и в коммерческом секторе в организациях, которые намереваются внедрить СЭД или желают оценить возможности используемых ими систем.

MoReq-UA электронный документооборот по учебнику
MoReq позволяет найти общий язык всем участникам процесса разработки и эксплуатации СЭД

В 2007 г. была выпущена новая редакция стандарта – MoReq2. Теперь он разделен на базовые модули, содержащие минимальные требования, необходимые для организации вызывающего доверие электронного делопроизводства и документооборота, и условно-обязательные. Особое внимание уделено программе сертификации и требованиям к поставляемым модулям, каждый из которых должен быть снабжен программой тестирования, сценариями и прочими материалами. Для обеспечения гарантии объективности следует исключить возможность неверного толкования всех формулировок. В MoReq2 также содержится информация об XML-схемах для импорта/экспорта документов в/из СЭД. Поскольку традиции делопроизводства в разных странах отличаются, предполагается, что каждая напишет собственное «национальное введение» в стандарт с учетом особенностей национального законодательства в области управления документами, где даст объяснения используемой терминологии и пр. MoReq2 и был взят за основу будущего украинского стандарта.

Наш выход

В соответствии с решением совещания в Государственном комитете информатизации Украины от 15 мая 2009 г. для обсуждения MoReq-UA был создан специальный веб-ресурс www.eos.com.ua/MOREQ/. Как сообщает Владимир Чабан, директор компании «НетКом Технолоджи», создание сайта вызвано необходимостью оперативно принимать решения: «Времени на совещания у участников проекта не было». Он был построен на основе ПО «ДЕЛО» и развернут всего за два дня. К обсуждению привлекались ведущие игроки украинского рынка СЭД, которые имеют практический опыт ведения проектов в органах государственной власти: «EMC Украина», «НетКом Текнолоджи», «Oracle Украина», «СИТРОНИКС Информационные Технологии», Softline, «Институт компьютерных технологий», «Банкомсвязь», RGdata, «Майкрософт Украина», «ДатаИнфо», «ЛЕТОГРАФ», «МУК», а также руководители и ИТ-специалисты главных заинтересованных госструктур: Кабинета Министров Украины, Государственного комитета информатизации Украины, Государственного комитета архивов Украины и Государственной администрации связи.

В настоящее время проект находится на финальной стадии, так как все необходимые вопросы решены. Теперь стандарт должен быть утвержден Кабинетом Министров Украины. Он выйдет как инструкция рекомендательного плана для проектов в госорганах. Для проверки решений на соответствие типовым требованиям MoReq-UA планируется создание наблюдательного консультационного совета, в который войдут представители компаний «НетКом Текнолоджи», Softline и «СИТРОНИКС Информационные Технологии». Они будут проводить независимую бесплатную экспертизу и сертификацию конкретных версий продуктов.

Безусловно, создать механизм экспертной оценки мало, нужно еще сделать так, чтобы он работал. Аналитики сходятся во мнении, что ведущие поставщики СЭД должны быть весьма заинтересованы в сертификации продукции, чтобы демонстрировать качество своих решений. Потребители вправе требовать сертификат для того, чтобы быть уверенными в соответствии решения международным нормам. И они должны так делать, потому как нет инструментов (стандарт – только рекомендация), обязывающих производителей выводить на рынок только сертифицированный продукт. В общем, выбор за клиентами.

Есть все основания полагать, что применение стандарта обеспечит пользователей СЭД в Украине более качественными и функционально развитыми продуктами, а также инструментом для их оценки, который позволит принимать решения о выборе СЭД, полагаясь на систему объективных и практичных требований, какой является спецификация MoReq. Госструктуры получат свободу в выборе решений. Предпочтение не будет отдаваться менее качественной СЭД только потому, что вышестоящий орган власти навязывает именно ее. Можно будет выбрать любое ПО, отвечающее требованиям стандарта. И что гораздо важнее, таким образом создаются те самые предпосылки к формированию единого информационного пространства, по крайней мере, для органов власти всех уровней. А это, с учетом активного продвижения идеи электронного правительства, очень кстати.

Важность принятия стандарта в области электронного документооборота трудно переоценить, но на нем все наши проблемы не заканчиваются, ведь еще далеки от решения вопросы с электронно-цифровой подписью, не говоря о насущной потребности в создании единых государственных баз – отсутствие одной только БД национальных паспортов чего стоит. Тем не менее дело сдвинулось с мертвой точки и, что любопытно, случилось это в нелегкое с финансово-экономической точки зрения время.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

1...."с точки зрения перспектив...(исключительный путь развития, ... неуместен), нужно ориентироваться на Запад"
Ориентироваться на Запад и использовать западные решения - по-моему есть разница. В первом случае получаем совместимые решения (+) разработчиков, во втором (-) разработчиков.
2. "разные ведомства применяют несовместимые системы от разных поставщиков" а чем, собственно, заинтересованы ведомства в совместимости систем? Другими словами - что ведомство теряет из-за несовместимой СЭД? А без решения этого вопроса все остальные (и стандарт) вряд-ли имеют смысл.
"некий государственный стандарт в области СЭД" Стандарт - документ обязательный, Технический регламент - нет. С учетом послесказанного в статье - все-таки стандарт или регламент?
3 "Кабинета Министров Украины, Государственного комитета ..." - а кто представлял потребителей? простите... налогоплательщиков? Кстати, помянутый в статье сайт представляет собой очень эффектную иллюстрацию отношения к последним - осталось только в КМ утвердить, а текст для потенциальных от него пострадавших недоступен. Очень показательный подход. Кстати, а зачем вообще было рекламировать сайт? на который войти могут только ограниченный круг и так осведомленных?
4. "К обсуждению привлекались ведущие игроки украинского рынка СЭД," т.е. имел место сговор участников рынка?
5 "Для проверки решений на соответствие...планируется создание наблюдательного консультационного совета" "..будут проводить независимую бесплатную экспертизу и сертификацию...продуктов."- Независимую от кого? Тендерная палата forever? Возможно, это выглядит как паранойя - но согласитесь, прецедент был впечатляющим - а предложение так на него похоже.
6. "Потребители вправе требовать сертификат для того, чтобы быть уверенными в соответствии решения международным нормам. И они должны так делать..." кому должны? сколько они будут должны? можно ли обойтись без еще одного долга "общественной" организации? почему потребитель должен (увы!) доверять этому сертификату (сертификаторам, по совместительству участникам рынка)? его чем-то будут к этому принуждать?
7. "Есть все основания полагать, что применение стандарта обеспечит пользователей СЭД в Украине более качественными..." a priori можно лишь утверждать, что участники проекта заметно затруднят выход на рынок других игроков. Выиграет ли качество? неочевидно. Основания полагать что-то будут только после опыта эксплуатации стандарта.
8. "Предпочтение не будет отдаваться менее качественной СЭД только потому, что вышестоящий орган власти навязывает именно ее" Это как? нет, просто интересно, какое место в этом процессе займет стандарт? и есть ли оно для него? Что, стандарт станет обязательной частью тендерных условий закупки СЭД? тогда бесплатная экспертиза (см. выше) будет очень выгодным делом.

Вопросы далеко не ернические - текст провоцирует. И их слишком много - материал содержит много общих мест и малоинформативен. К сожалению, статья по сути только сообщает что нечто разработано и его осталось только протолкнуть через КМ.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT