`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Карл Болин: «Компании всегда будут нуждаться в средствах повышения эффективности работы»

Статья опубликована в №18 (684) от 26 мая

+66
голосов

Поставщики систем автоматизации бизнес-процессов в последнее время все больше внимания уделяют сектору SMB, так как ожидается, что темпы потребления ПО этим сегментом будут расти быстрее, чем крупными предприятиями. Тем интереснее нам было пообщаться с Карлом Болином (Karl Bohlin), основателем и генеральным директором компании HansaWorld – ведущего шведского разработчика ERP- и CRM-решений, ориентированных на малый и средний бизнес. Беседу с ним мы начали с вопроса об истории фирмы.

Карл Болин «Компании всегда будут нуждаться в средствах повышения эффективности работы»

До основания HansaWorld в конце 1980-х я проработал в ИТ-индустрии более десяти лет, занимаясь консультированием и разработкой деловых программ. Однажды мой знакомый предложил идею создания ПО для платформы компании Apple, ведь бизнес-приложений для нее существовало в то время крайне мало. Я не был уверен в успехе замысла, полагая, что лучше продолжать работать с DOS, а когда набирающая популярность ОС Windows станет стабильным продуктом, начать разрабатывать программы для нее. И все же мы рискнули и стали применять в качестве платформы компьютеры Apple Macintosh. В декабре 1988 г. для нее была создана бухгалтерская система Hansa Financials с графическим пользовательским интерфейсом. К ОС Microsoft Windows мы пришли уже в 1994 г.

Продукция вашей компании была изначально востребована только в Швеции?

Нет, с самого начала своей деятельности HansaWorld развивалась как глобальная компания. На первый релиз ПО Hansa потребовалось два человеко-года, и еще за месяц до его выпуска у нас появился заказчик из Финляндии. Отвечая на запросы клиента, мы создали финскую версию системы уже к марту 1990 г. Чтобы получить быстрый срок разработки локализованных продуктов, был построен международный движок ПО – на то время новое слово в бухгалтерских решениях. Благодаря ему к концу 1991 г. мы уже успели выпустить шесть модификаций системы: шведскую, финскую, датскую, норвежскую, венгерскую и, конечно же, английскую.

После этого мы выиграли конкурс, в котором участвовали все ведущие разработчики ПО для Mac-платформы. Дело в том, что тогда компания Apple содействовала распространению своей и вспомогательной продукции на территории Восточной Европы. В результате переговоров было достигнуто соглашение о выпуске дополнительных версий: русской, чешской и польской. По стечению некоторых обстоятельств вместо чешской решено было создать румынскую редакцию. Таким образом, Apple во многом способствовала нашему развитию в международном отношении. Могу сказать наверняка, что если бы мы начали заниматься ПО для Windows в 1989 г., то не добились бы таких успехов.

В США наибольший спрос на продукты Apple, однако решения вашей компании появилась там относительно недавно. Почему так получилось?

Соединенные Штаты – большая страна, здесь требуются существенные затраты на маркетинг, поэтому вести бизнес довольно трудно. К тому же там сложная конкурентная обстановка, которая несколько лет назад ощущалась еще острее. Сейчас мы начали активнее продвигать нашу продукцию на американском рынке, поскольку ситуация изменилась в лучшую сторону: из-за кризиса его покинул ряд конкурентов. Хотя, например, Microsoft Business Solutions стремительно развивается...

Вы считаете себя в большей степени конкурентами или партнерами Microsoft?

Я не думаю, что можно говорить о нашем сотрудничестве с Microsoft. Мы не звоним им, не проводим совместных встреч, не инвестируем в маркетинг. Это сродни утверждению о том, что пользователи Шведского банка сотрудничают с Volvo, если покупают машины этой марки. Я бы сказал, что с Microsoft мы просто игнорируем друг друга. Партнерское соглашение у нас есть с Apple.

Расскажите вкратце о текущей экономической ситуации в HansaWorld. Какие изменения произошли в компании по сравнению с прошлым годом?

Карл Болин «Компании всегда будут нуждаться в средствах повышения эффективности работы»

В этом бизнесе я уже более 30 лет, и нынешняя рецессия уже пятая за мою карьеру. И если честно, я не очень волнуюсь, даже принимая во внимание тот факт, что данный экономический спад является самым сильным. Что касается наших решений, то спрос на них не уменьшается радикально даже во время кризиса, так как предприятия не перестают нуждаться в средствах повышения эффективности деятельности.

Конечно, начальный этап любого экономического спада любая компания переживает довольно болезненно. Большинству наших клиентов потребовалось около полугода на то, чтобы решить, как действовать в новых условиях. Но сейчас фирмы среднего размера продолжают приобретать наши продукты. Я рад, что мы не работаем с крупными корпорациями, поскольку они, как правило, занимают выжидательную позицию.

Если говорить о цифрах, то в прошлом году мы выручили на 13% больше, чем в 2007-м. Текущий год, вероятно, будет не столь благоприятным, как предыдущие: уже сейчас, с учетом колебаний курса доллара, темпы потребления снизились на 7%. Это не очень много, но все же. Прежде мы только росли.

В регионах, где падает курс национальной валюты, мы регулируем цены. Поправка составляет 10–15% оригинальной стоимости, что обеспечивает умеренную цену. Кроме того, чтобы привлечь клиентов, мы предлагаем всевозможные скидки.

Какой регион сейчас для вас более приоритетный – США или Европа?

Сегодня у HansaWorld довольно неплохие показатели во всем мире. Австралия, Сингапур, Южная Африка, США и Европа являются нашими главными источниками доходов. До недавнего времени хорошие результаты были в ОАЭ, однако в связи с кризисом уровень потребления там уменьшился, зато вырос спрос в Саудовской Аравии.

Что вы можете сказать о продажах в Восточной Европе и странах Балтии?

В Эстонии мы не наблюдаем существенных изменений спроса, однако в Латвии продажи значительно упали. В Польше мы занимаем весьма стабильное положение. В России столкнулись с рядом проблем, но полагаем, что из кризиса она выйдет одной из первых.

А каким вы видите окончание кризиса?

Я думаю, что в разных странах он закончится в разное время. Регионы, где сильны внутренние рынки и развит экспорт, вскоре должны преодолеть рецессию. Государства, ориентированные на импорт (такие как Латвия), где деньги обильно тратились на потребление, а вместо заводов строились торговые центры, выйдут из нее последними.

Что вы можете сказать о положении дел в ИТ-индустрии в целом и в вашем сегменте в частности? Какие перемены возможны в ближайшем будущем?

За предшествующие пять лет появилось очень мало новых стоящих продуктов. Среди новичков я бы выделил SaaS-компанию NetSuite (детище Ларри Эллисона), у нее хороший потенциал. Что же касается крупных поставщиков ПО, таких как SAP и Microsoft Business Solutions, то они в последние годы испытывают трудности. Ими допущен ряд стратегических ошибок, которые негативно сказываются на развитии их бизнеса во время кризиса. У обеих компаний есть проблемы с партнерскими программами.

На мой взгляд, в течение следующих нескольких лет выводить на рынок новые решения будет очень трудно. Посудите сами: для того чтобы предложить новую ERP-систему, необходимо на каждый модуль потратить более ста человеко-лет, и с ростом сложности пользующихся спросом программных средств объемы работ постоянно увеличиваются. Также следует учитывать, что создать стоóящую систему управления ресурсами, просто сидя в лаборатории, не получится. Нельзя обойтись без поддержки большого количества лояльных разработчиков, которых во время рецессии найти весьма проблематично. Это сложный и длительный процесс, и не всем он по плечу.

Кто является вашим основным конкурентом?

Сейчас наш главный конкурент на международной арене – Microsoft Business Solutions. Время от времени мы слышим заявления от Oracle и SAP, в которых они сообщают о выводе своих решений на рынок SMB, тем не менее результативностью их действия не отличаются. В ряде стран у нас также много локальных конкурентов. В государствах Балтии, Украине и России мы серьезно соперничаем с «1С».

Между тем у нас есть особенности, которых нет у конкурентов. Например, наша компания – практически эксклюзивный поставщик системы управления ресурсами, ориентированной на SMB, для Mac-компьютеров. В некоторых странах мы также являемся разработчиком едва ли не единственного ERP-решения, функционирующего под управлением ОС Linux. Впрочем, более 75% нашего дохода все равно приносят продажи продуктов для Windows-платформы.

У вас есть и ряд мобильных решений...

Действительно, мы предлагаем мобильные клиенты всех бизнес-приложений для платформ Symbian, Windows Mobile и iPhone. Что касается последнего, то для этого продукта трудно обеспечить полную функциональность ERP – слишком мал экран. Другое дело – телефон вроде Nokia E90 c разрешением второго экрана 800×352 пиксела. Этого достаточно для поддержки всей функциональности традиционного бизнес-приложения.

Сейчас в наличии три модуля, мы их называем ролями (roles). Одна из них – функция продажи. Данная задача может быть использована продавцом, который либо где-то встречается с клиентом, либо реализует товары, находясь за пределами магазина.

Их функции критичны для современных корпоративных пользователей?

Еще нет, но мы надеемся, что в перспективе они оценят их потенциал. Одной из главных преград к распространению подобных деловых решений служит то, что мобильные устройства являются весьма трудно программируемыми. Увы, их производители не уделяют данному аспекту достаточного внимания. Впрочем, мы видим, что в случае с iPhone ситуация постепенно меняется. Уже сегодня для этого аппарата разработано много различного ПО. Apple показала рынку, что телефон может быть полноценным компьютером. Это своего рода революция.

Как вы относитесь к идее «ПО как сервис» (Software-as-a-Service)?

Карл Болин «Компании всегда будут нуждаться в средствах повышения эффективности работы»

Концепция интересная, но вокруг нее слишком много маркетинговой шумихи. Как известно, тот, кто хочет продать новый продукт, зачастую пытается внедрить новую терминологию... Под SaaS понимают ряд областей и подходов, в том числе сомнительных. Скажем, аренда ПО – это никак не «ПО как сервис», а всего-навсего способ использования продукта на основе ежемесячной платы. И данное понятие появилось еще лет 30 назад, когда я был еще новичком в ИТ-индустрии. Тогда при покупке программы можно было выплатить половину ее стоимости вначале, после чего в течение 5–10 лет ежемесячно погашать оставшуюся сумму. В этом отношении ничего нового изобретено не было. Просто потребители получили гибкую схему оплаты.

Частью концепции «ПО как сервис» также считается хостинг приложений. Бывает, компании, используя эту схему, оптимизируют свои ИТ-отделы. Таким образом, у них отпадает необходимость приобретать и обслуживать собственные вычислительные мощности. Это хорошая идея, но опять же, она уже существовала на рынке – в рамках модели Application Service Provider (ASP), а теперь считается составляющей SaaS.

Одна из основных проблем сервисной концепции – ее плохая применимость к ERP-решениям. Дело в том, что внедрение системы автоматизации бизнес-процессов для средних и крупных компаний требует существенных объемов начальных инвестиций, это затратная и ресурсоемкая процедура. Предположим, компании необходимо решение по управлению ресурсами для ста пользователей. Его развертывание обойдется в 100 тыс. евро и займет больше шести недель. Заказчик, не располагая нужной суммой, естественно, склоняется к аренде ПО. Но если он будет эксплуатировать решение лишь в течение трех месяцев, что тогда? Как быть с затраченными при внедрении ресурсами подрядчика и поставщика? Следует также иметь в виду, что в кризисной ситуации одна из наибольших опасностей – банкротство заказчика. В таком случае получить деньги от клиента, использующего арендуемое решение, – задача не из легких. Выходит, выполненные нами работы останутся без оплаты? Не самый лучший вариант...

Соответственно, я считаю, что нельзя совместить дорогостоящий сложный ERP-проект с гибкостью помесячной оплаты. Но если говорить о малом и среднем бизнесе, это другое дело. Мы предоставляем возможность аренды нашей продукции и хостинга приложений. Для систем, ориентированных на применение 10–15 сотрудниками, мы идем на этот риск.

Как вы можете объяснить тот факт, что в этой области есть лишь одно успешное предприятие, salesforce.com?

Не стоит верить всем маркетинговым сведениям... Вообще же salesforce.com действительно преуспела. С технической точки зрения процесс внедрения их решений очень прост. Организации могут использовать продукцию этой компании, не прилагая особых усилий. В этом плане у нее есть чему поучиться. Мы также движемся в данном направлении: инвестируем средства в решения для дистанционного обучения, работаем над упрощением мастеров установки и пр. Как результат, по сравнению с конкурирующими ERP-поставщиками у нас ПО с наиболее простым процессом развертывания.

Разумеется, salesforce.com начала свою деятельность в самое подходящее время, когда популярность CRM-систем достигла пика. Основатели компании подобрали отличное название, обзавелись надежными партнерами-разработчиками, не жалеют средств на маркетинг и т. д. Неудивительно, что их примеру следуют другие фирмы, например SugarCRM, но они, находясь в позиции догоняющих, не столь успешны.

В ИТ-кругах сегодня много говорится о cloud computing. Что вы думаете об этой идее?

Концепция «облачных» вычислений – важный элемент ИТ-прогресса и, несомненно, будет востребована. Она открывает дорогу разного рода новшествам. ERP-системы становятся все более связанными с внешним миром, скажем, они могут взаимодействовать с банковскими инструментами. Передача информации осуществляется посредством механизмов cloud computing. Мы тоже уделяем внимание этой идее – работаем над несколькими вариантами интеграции нашего ПО с веб-сервисами Google. К примеру, благодаря поддержке Google Maps продавцу – пользователю систем HansaWorld легко определить местоположение своего клиента.

Насколько нам известно, HansaWorld активно инвестирует в исследования и разработки. Что это дает?

Наши расходы на R&D (вместе с маркетингом) составляют 25% дохода, и, несмотря на кризис, мы не сокращали данную статью затрат. Конечно, для нас это немалые деньги. Зато благодаря таким вложениям в нашей ERP-системе сейчас свыше 40 модулей. Мы сделали то, что пока не получилось у конкурентов – полностью интегрировали CRM и ERP. Также система управления ресурсами была объединена с веб-сервером, теперь это одна программа. Кроме того, мы добавили поддержку IP-телефонии, и хотя сейчас данная возможность не слишком востребована, у нее, несомненно, есть будущее.

Вероятно, вы работаете со Skype...

Да, в нашем ПО доступна такая функциональность. К сожалению, находясь в распоряжении eBay, этот сервис перестал пользоваться спросом со стороны бизнеса. В течение последних трех лет Skype четко ориентировался только на индивидуальных пользователей, и только сейчас ситуация постепенно начинает меняться.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Отличный адекватный мужик.
С удовольствием его "послушал"

Да, толковый... С ним интересно было общаться.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT