`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Прозрачная отчетность «одной кнопкой»

Статья опубликована в №47 (664) от 9 декабря

+11
голос

Многие компании сталкиваются с низкой эффективностью имеющихся в их распоряжении систем формирования отчетности и насущной необходимостью в средствах, которые обеспечили бы достоверное и своевременное представление ключевых показателей деятельности. А вместе с тем они продемонстрировали бы реальную картину финансового положения предприятия и ее рыночную привлекательность. Сегодня мы расскажем о наиболее ярком проекте внедрения подобных технологий в Украине.

Мегаклиент

Прозрачная отчетность «одной кнопкой»
По словам Евгения Родионова, благодаря внедрению Oracle Financial Consolidation Hub удалось добиться значительного сокращения сроков подготовки консолидированной отчетности

«Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) является крупнейшей управляющей компанией Украины. Ее деятельность сконцентрирована на шести основных направлениях: горнометаллургическом, электроэнергетическом, финансовом, телекоммуникационном, медиа и недвижимости. Кроме того, Группа СКМ включает в себя активы в таких секторах экономики, как добыча глины, розничная торговля, реализация нефтепродуктов и др. Помимо нашей страны, она владеет компаниями, функционирующими в Италии, Великобритании и Швейцарии. Располагая контрольными пакетами акций более ста предприятий, на которых трудится около 165 тыс. человек, Группа вносит весомый вклад в развитие Украины и считается одним из самых заметных отечественных инвесторов.

Общий доход организации в прошлом году составил 9,563 млрд долл. Источник этой цифры – консолидированная отчетность СКМ за 2007 г., подготовленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в среде программного решения Oracle Financial Consolidation Hub (FCH). Проект внедрения данного ПО завершился несколько месяцев назад, им занималась корпорация «Квазар-Микро» (с 2009 г. – «Ситроникс Информационные Технологии»).

Прочь от «лоскутов»

Вместе с развитием внутренней функции подготовки консолидированной отчетности у СКМ появилась необходимость обрабатывать большие объемы информации и готовить отчетность в более сжатые сроки. По словам Олега Хорошилова, руководителя проектов «Квазар-Микро», до внедрения FCH в СКМ имела место лоскутная автоматизация. Подсчеты и консолидация данных выполнялись с использованием электронных таблиц Microsoft Excel и частично – посредством СУБД Access. Из недостатков этого метода работы Евгений Родионов, старший менеджер отдела финансового и управленческого учета СКМ, отметил следующие. Во-первых, подготовка отчетности требовала сравнительно много времени. Во-вторых, существовала большая вероятность появления ошибок от ручного ввода. В-третьих, отсутствовали автоматические механизмы формирования отчетности (например, исключение внутригрупповых оборотов) и возможности проведения консолидации на нескольких иерархиях. Кроме того, все примечания и расшифровки к отчетам вносились вручную. В результате возникла настоятельная потребность во внедрении решения, адекватного современным условиям ведения бизнеса.

Главное – опыт

Прозрачная отчетность «одной кнопкой»
Система позволяет создавать прозрачную годовую и периодическую отчетности по различным показателям и валютам

Подрядчик вместе с программной системой отчетности выбирался по результатам тендера. Как отметил г-н Родионов, основными критериями отбора были успешный опыт реализации аналогичных проектов, наличие необходимых ресурсов (прежде всего человеческих), стоимость ПО и работ, сроки реализации. По словам Александра Комара, заместителя коммерческого директора и руководителя отдела по работе с промышленным сектором Дирекции корпоративных продаж «Квазар-Микро», компания четыре года назад стала заниматься FCH, когда он появился в продуктовом портфеле Oracle. Сначала интегратор внедрил его в головной российской компании АФК «Система», в которую входит концерн «Ситроникс», и это был первый проект в Восточной Европе с применением данного решения. Тогда «Квазар-Микро» получила необходимый опыт работы с ним – вернее, его настройки в соответствии с потребностями заказчика. В России у подрядчика есть и другие клиенты по направлению FCH, такие как группа компаний «Мечел» и «Комстар – Объединенные ТелеСистемы».

Ближе к делу

Как утверждает Олег Хорошилов, от «Квазар-Микро» в проекте на разных этапах принимало участие от четырех до шести человек, включая руководителя, архитектора, двух консультантов и двух разработчиков. СКМ со своей стороны привлекла аналитиков из PricewaterhouseCoopers. В их задачи входила предпроектная подготовка: составление требований, создание методики консолидации и пр., т. е. разработка ТЗ для команды внедренцев.

Проект был реализован за 11 месяцев. Как заявил руководитель проекта, бизнес-процессы компании не подвергались изменениям (кроме сбора и обработки данных и формирования консолидированной отчетности), но в ходе проведения работ незначительно изменились требования заказчика к системе отчетности, поэтому срок его выполнения увеличился. Если считать, что после завершения этапа тестирования на протяжении последних двух месяцев заказчик самостоятельно работал с системой, а интегратор фактически только «подстраховывал» его, то период внедрения сместился всего-навсего на месяц, что весьма неплохо для проекта такого масштаба.

Как отметил руководитель проекта, ПО Oracle Financial Consolidation Hub в целом не отличается сложностью, и большую часть времени развертывания заняла его адаптация к задачам СКМ. Требовалось основательно продумать архитектуру системы, ведь у каждого отраслевого холдинга своя структура с собственными корпоративными решениями и особенностями сбора данных для получения консолидированной отчетности. «Нужно было учесть все требования МСФО, продумать пакет сбора информации и его правильную загрузку, разработать принципы формирования необходимых отчетов», – подчеркнул Евгений Родионов.

Новую процедуру подготовки отчетности г-н Родионов описывает следующим образом. Отраслевые холдинги и отдельные активы Группы СКМ предоставляют пакеты сбора информации (файлы единого образца поступают по e-mail), которые соответствуют требованиям МСФО. Далее производятся детальная проверка сведений на корректность и их загрузка в систему. Затем осуществляется внутригрупповая сверка оборотов и остатков между компаниями группы, а также применение элиминационных и консолидационных поправок. На завершающем этапе формируются основные отчеты – около 50 документов с различной детализацией (по холдингам, компаниям, счетам и пр.) – и примечания к ним.

Время хлопать в ладоши

В нашей стране СКМ является единственным предприятием столь крупного масштаба, полностью автоматизировавшим получение консолидированной отчетности. Проекты подобные этому представляют интерес, поскольку служат средством повышения эффективности бизнеса. Так, по мнению Евгения Родионова, благодаря внедрению FCH удалось добиться значительного сокращения сроков подготовки консолидированной отчетности (на 2–3 месяца) и существенно увеличить прозрачность бизнеса.

В новой системе уже был произведен пересчет финансовых показателей прошлого года. В планах у СКМ с 2009 г. задействовать ее в поквартальном режиме. Г-н Родионов не исключил вероятность расширения функциональности решения в будущем – в ней может возникнуть потребность в результате появления новых стандартов финансовой отчетности и расширенных требований к детализации информации. Впрочем, к незначительным изменениям в МСФО СКМ подготовилась. Дело в том, что, как и планировалось изначально, в процессе реализации проекта один сотрудник компании прошел обучение, и теперь заказчик сможет сам заниматься обслуживанием системы. По словам Александра Комара, это служит гарантией того, что решение будет эксплуатироваться, а проект – развиваться.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT