`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Встретили по одежке

Статья опубликована в №47 (664) от 9 декабря

+11
голос

С момента старта официальных продаж нетбуков в Украине прошло более полугода. За это время украинский потребитель смог привыкнуть к появлению нового типа мобильных ПК и даже начал ориентироваться в ассортименте. Безусловно, полгода — небольшой срок для нашего рынка, однако он все же позволяет подвести промежуточные итоги и сделать некоторые прогнозы.

Все как у людей

Встретили по одежке

В силу кризиса практически весь ИТ-рынок Украины находится в состоянии стагнации, и сегмент нетбуков, которых в нашу страну ввезено уже почти 60 тыс. штук, в этом плане не исключение. Основной локальной причиной того, что продажи этих устройств не достигли ожидаемого уровня, послужило ограничение потребительского кредитования. Результатом установленных барьеров, совпавших с волнообразным изменением валютных курсов, стало затоваривание складов дистрибьюторов и розничных продавцов.

По мнению исследовательской компании IDC и участников рынка, на сегодняшний день на складах реселлеров и дистрибьюторов «зависло» не менее 20 тыс. нетбуков. В результате у многих поставщиков сложилось не слишком позитивное отношение к данному продукту как таковому. Эта позиция с большой долей вероятности означает, что основные ИТ-дистрибьюторы будут «дуть на воду», с опаской ввозя новые устройства, даже когда для этого созреет рыночная конъюнктура.

Более оптимистично смотрят на перспективы устройств производители. По словам Алены Федоровой, администратора отдела продаж ASUS, сбыт нетбуков уменьшился не так сильно, как того можно было ожидать с учетом рыночной ситуации. Стоит заметить, что ASUS первой начала поставлять нетбуки в нашу страну и к концу III квартала, по данным GfK, занимала 60,4% этого сегмента, а потому для компании ситуация действительно не стала безнадежной. Не унывает и Acer: по заявлению Андрея Букреева, менеджера направления мобильных ПК компании, на сегодняшний день в Украине уже реализовано 23 тыс. нетбуков Aspire One, а до конца года эта цифра увеличится до 30 тыс. На самом деле продажи вендоров по итогам второго полугодия, может, и не снизятся радикально. Другое дело, что их товары, как отмечалось выше, могут попросту перекочевать на склады дистрибьюторов и реселлеров, где будут ждать лучших времен.

Ретроспектива

Для понимания и анализа сложившейся на молодом украинском рынке нетбуков ситуации стоит вспомнить его историю и этапы становления. Отечественный опыт реализации этих устройств более чем на полгода меньше мирового: первые Eee PC 701 появились на прилавках азиатских магазинов в прошлом октябре, а на территории Украины продажи стартовали только в мае 2008 г. Причиной такой задержки стало ужесточение правил ввоза импортной продукции в нашу страну в ноябре 2007 г., что привело к усложнению процедуры таможенного оформления. Но уже к концу II квартала в Украину, по данным IDC, было ввезено около 11 тыс. нетбуков. При этом эксклюзивным дистрибьютором пионера — Eee PC 701 — стала ELKO Kiev, а конечные потребители могли приобрести новинки в сетях «Эльдорадо» и «Фокстрот».

Практически сразу после начала продаж Eee PC 701 на рынке стали появляться новые модели от ASUS, а также конкурирующие устройства от других производителей, и отечественные потребители ждали их с нетерпением. По данным IDC, украинские дистрибьюторы, воодушевленные достаточно успешным стартом, ввезли в III квартале 2008 г. около 46 тыс. нетбуков. По данным GfK Ukraine, в период с июля по сентябрь они заняли 5,1% в структуре сбыта мобильных ПК в Украине. Основные продажи пришлись на розничные сети – так, например, их доля среди всех мобильных ПК, реализованных в сети CityCom в III квартале, составила более 8%.

Именно эти массовые поставки нетбуков и можно считать второй после ограничения потребительского кредитования важнейшей причиной затоваривания складов. По мнению Нины Ивановой, главы подразделения персональных компьютерных систем компании DataLux, дистрибьюторы и вендоры рассчитывали на рост сбыта устройств в преддверии учебного года (сезон Back to School, примерно с 15 августа по 30 сентября). Однако конец III квартала принес усугубление макроэкономической ситуации, а финансовый кризис в стране начал активно набирать обороты, усложнив жизнь продавцам.

Началом формирования парадигмы использования нетбуков в Украине можно считать III квартал, тогда же стал определяться и социальный портрет покупателя такого устройства. Как и ожидали производители, основными потребителями самых доступных моделей этих продуктов, таких как ASUS Eee PC 701 и Acer Aspire One A110-A, стали студенты и школьники. Более дорогие нетбуки – MSI Wind U90 и U100, Eee PC 901, Aspire One A150-B – приобрели популярность у технических специалистов, журналистов и технологических энтузиастов. Однако процесс их позиционирования пока еще не завершен. По мнению Николая Бриленко, менеджера направления «Мобильные системы» компании ELKO Kiev, производители порой сбивают потребителей с толку, предлагая элементы конфигураций, более свойственные полноформатным лэптопам, в частности это относится к жестким дискам. Такая политика привела к тому, что многие покупатели начали воспринимать нетбуки как первые и основные компьютеры, что противоречит самой идее данного продукта.

Как отметил Николай Бриленко, в отечественных реалиях нетбук стал устройством, которое помогает пользователям понять, какими функциями должен обладать их первый мобильный ПК в будущем. Таким образом, можно сказать, что нетбуки в определенной степени стали конкурентами бюджетных лэптопов стоимостью до $600. Эта конкуренция характерна исключительно для отечественного рынка, причем вендоры не рассчитывали на такое внутреннее соперничество в своих же линейках. Они позиционируют нетбуки в качестве дополнительных мобильных ПК, а потому мы можем предположить, что борьба между нетбуками и бюджетными ноутбуками достаточно скоро сойдет на нет в силу более четкого разделения потребительской аудитории.

Дюймы имеют значение

Из всех нетбуков, доступных на отечественном рынке, наиболее неоднозначным в плане продаж на данный момент является Eee PC 701. Несмотря на удешевление примерно на $100 в течение последних нескольких месяцев, этому продукту становится непросто конкурировать с новыми моделями. С появлением 9- и 10-дюймовых устройств спрос на Eee PC 701 ожидаемо упал, и сейчас многие потребители склоняются к покупке аппарата с бoóльшим дисплеем. Возможно, ускорению реализации первого нетбука ASUS помогло бы дальнейшее снижение цены, однако в намерения вендора, по словам Алены Федоровой, это пока не входит. С другой стороны, вполне вероятно удешевление моделей 900, 901 и 1000.

Похожая картина наблюдается и с младшей моделью от Acer — Aspire One A110-A. Она стала вторым после Eee PC 701 нетбуком, который дистрибьюторы начали поставлять в нашу страну. Недостатком данного аппарата в глазах украинского покупателя является работа под управлением Linpus Linux. Эта ОС пока не вызывает энтузиазма у массового пользователя, привыкшего к продукции от Microsoft. На Windows XP функционирует старшая модель нетбука Aspire One под названием A150-B, уже ставшая достаточно популярной благодаря относительно невысокой цене. Кроме того, говоря о группе компаний Acer, стоит упомянуть еще одно устройство – Packard Bell Dot, которое попадет на украинский рынок в следующем году.

В силу уже упомянутого отсутствия энтузиазма по поводу нетбуков у крупных дистрибьюторов процесс выхода на рынок новых моделей оказался несколько замедлен. По сути, на данный момент в нашей стране широко продаются только устройства от ASUS, Acer и MSI; ближе к началу следующего года можно рассчитывать также на появление новых моделей производства Fujitsu Siemens, LG, Samsung, Toshiba, Lenovo и Dell. С подробным описанием многих из них можно ознакомиться в нашем обзорном материале. Все они достаточно интересны с точки зрения дизайна и конфигурации, однако из-за экономической ситуации и позиции дистрибьюторов новинкам будет непросто отвоевать долю рынка у моделей, уже присутствующих в Украине. Такое обострение конкуренции может стать положительным фактором для конечных потребителей, поскольку оно часто сопровождается агрессивной ценовой политикой.

Чего ждать от рынка

Производители, несмотря на настроения дистрибьюторов и розницы, исправно готовят обновления линеек нетбуков и отгружают их на украинский рынок. Основным вектором совершенствования устройств вендоры и аналитики признают улучшение коммуникационной составляющей. Выражаться это будет в выводе на отечественный рынок моделей, оснащенных интегрированными 3G/EDGE/GPRS-модемами (образцы некоторых нетбуков с такой функциональностью приняли участие в тестировании в рамках этой темы номера). В начале 2009 г. можно ожидать появления в Украине аппаратов MSI Wind U120, LG X110, Samsung NC10, а также устройств от ASUS, Acer и других крупных компаний. Кроме того, сейчас, по нашим данным, сразу несколько вендоров ведут переговоры с отечественными операторами мобильной связи 3G о совместных действиях по продвижению таких продуктов.

Понятно, впрочем, что ожидать «массированной атаки» украинского рынка новыми нетбуками в ближайшее время не приходится. По мнению главы представительства MSI в Украине Риты Чью, которое разделяет большинство игроков украинского ИТ-рынка, продажи крупных партий новых устройств не начнутся раньше второй половины 2009 г. Поскольку сокращение объемов характерно для всех его сегментов, можно предположить, что доля продаж нетбуков среди других мобильных компьютеров в течение следующего полугодия останется неизменной, на уровне 5%. В более далекой перспективе ситуация может измениться в пользу нетбуков. Так, по словам ведущего продакт-менеджера компьютерной техники компании Unitrade Group Максима Аболмасова, в ближайшие три года эти устройства смогут завоевать до 20% рынка мобильных ПК.

Несмотря на то что все участники рынка прогнозируют существенное замедление темпов продаж в следующие два-три квартала, все не настолько печально, как может показаться на первый взгляд. Сегмент мобильных ПК на ИТ-рынке Украины является наиболее быстрорастущим — по данным GfK, в III квартале продажи нетбуков и ноутбуков обогнали настольные компьютерные системы как в штучном, так и в денежном выражении. А потому есть все основания полагать, что именно этот сегмент первым преодолеет последствия кризиса и снова продемонстрирует рост показателей.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT