`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Артур Вей: «Мы делаем ставку на значимые инновации»

Статья опубликована в №41 (658) от 28 октября

+11
голос

Недавно с коротким визитом в Киеве побывал Артур Вей (Arthur Wei), вице-президент Lenovo Group, отвечающий за стратегическое развитие и операции компании в Китае и странах СНГ. Наша встреча началась с традиционного вопроса о целях визита.

Артур Вей «Мы делаем ставку на значимые инновации»

В первую очередь замечу, что мне бы очень хотелось больше узнать о вашей стране. Для Lenovo крайне важно осваивать быстрорастущие регионы, и Украина находится в их числе. Нам необходимо составить продуктивный бизнес-план, чтобы в короткий срок выйти на один уровень с конкурентами на местном рынке. Зачастую трудности могут возникнуть именно из-за незнания его специфики. И то, что Lenovo выходит не первой, она постарается обратить в преимущество – мы можем проанализировать ошибки других игроков.

Сейчас нам очень важно понять уровень развития ИT-рынка в Украине, чтобы более эффективно сотрудничать с дистрибьюторами и розничными продавцами. Кроме того, необходимо осознать менталитет украинцев, их образ мышления и потребности. В этом, по большому счету, залог успеха.

Почему офис Lenovo в Киеве открывается именно сейчас?

До начала октября прошлого года СНГ в компании относили к подразделению EMEA. Однако мы столкнулись с проблемой, что по темпам развития государства в этом регионе существенно различаются. Европейское представительство было перегружено работой, и мы физически не могли уделять должное внимание таким странам, как Украина, Россия и Казахстан. Было принято решение закрепить эти рынки за китайской штаб-квартирой, во многом потому, что по ряду ключевых параметров они схожи. Кроме того, экономика Китая развивается очень быстрыми темпами – всего лишь за три года только в сегменте ноутбуков был отмечен рост 100%.

С ноября прошлого года наши менеджеры часто приезжали в Киев для изучения ситуации и с целью поиска новых партнеров, в первую очередь по обслуживанию техники. Нам понадобилось четыре месяца, чтобы заключить необходимые контракты и создать сервисную сеть. Два года назад мы начали работать на вашем рынке через московское представительство, однако со временем стало очевидно, что требуется открытие локального офиса. Он важен и с той точки зрения, что сможет заниматься и другими странами, которые граничат с Украиной.

Как сегодня идет процесс интеграции в структуру Lenovo подразделения IBM? Процесс уже завершен?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить некоторые предпосылки. До 2005 г. IBM PC была компанией с оборотом 12 млрд долл., но ее чистая прибыль ежегодно уменьшалась на 200 млн, и это накладывало определенный отпечаток на финансовые результаты. После приобретения мы начали процесс трансформации в два этапа. Приобретение подразделения американской фирмы имело и большое психологическое значение – приятно осознавать, что во всем мире используются технологии компании, которую мы купили. Ранее Lenovo была хорошо известна в Китае и Гонконге, но после сделки с IBM она получила выход на 160 стран. Немаловажно и то, что в нашем распоряжении оказались технологические разработки, которые создавались десятилетиями и одними из лучших инженеров в индустрии.

Нам пришлось перенять очень многое из логистики, управления каналами сбыта и финансами. В первый год после приобретения мы изучали различие между бизнес-моделями IBM и Lenovo. На второй год трансформировали всю производственную базу купленной компании в нашу сеть, затем были интегрированы сервисные системы, которые охватывают как глобальные корпорации, так и единичных клиентов.

В прошлом октябре у нас завершился первый финансовый квартал, когда обновленная корпорация Lenovo стала приносить прибыль. Таким образом, мы смогли всем доказать, что, правильно определив цели, а также используя необходимые подходы в процессах управления и производства, можно превратить убыточный бизнес в прибыльный. Нам было непросто согласовать работу двух крупных компаний, но в итоге мы добились успеха. В то время когда мы только приобрели IBM PC, наш доход составлял 3 млрд долл., в нынешнем году он достигнет отметки в 16 млрд, при этом чистая прибыль Lenovo – 512 млн долл.

Кстати, почему, компания получила именно такое название?

Артур Вей «Мы делаем ставку на значимые инновации»

Когда мы начали работу в Китае, то назывались Legend. В 2000 г. мы провели исследование, и стало понятно, что существует более 300 фирм (только в ИT-бизнесе), зарегистрированных под такой торговой маркой. Для того чтобы представлять свою компанию на мировом рынке, необходимо иметь уникальное имя. Поэтому в 2002 г. было решено изменить его. Для сохранения преемственности из слова Legend мы взяли первые две буквы, поскольку их легко выговаривать на всех языках. Вторая часть имени также выбрана неслучайно. Как вы, наверное, знаете, слово novo переводится с латыни как инновация. Именно это для нас очень важно, и мы поддерживаем именно такой имидж.

Является ли спонсорская поддержка Олимпийских игр одним из элементов глобализации имиджа Lenovo?

Отвечая на этот вопрос, еще раз вернусь к нашей истории. Lenovo была основана в 1984 г., и спустя 12 лет весьма активного развития мы стали компанией номер один в Китае и ряде азиатских стран. В 1998 г. председатель совета директоров господин Лю Чуанчжи посчитал, что пришло время осваивать новые рынки. В тот момент мы не имели опыта ведения бизнеса на мировом уровне, но поставили цель стать глобальной компанией за десять лет. Для этого необходимо было использовать и специальные механизмы для усиления нашего бренда.

Когда в 2004 г. стало известно, что Китай оказался в числе стран, которые потенциально могут принять следующие Олимпийские игры, Lenovo инвестировала 1,5 млн долл. в поддержку Олимпийского Комитета. К счастью для нас, Пекин выиграл конкурс. После этого китайское правительство занялось поисками спонсоров среди локальных компаний, а требуемая сумма стартового взноса составляла 85 млн долл. На тот момент мы хотя и имели оборот в 3 млрд долл., но такие инвестиции в маркетинг и брендинг для нас были весьма существенными. Через шесть месяцев узнали, что IBM намерена продать свое подразделение персональных компьютеров, а спустя десять месяцев мы начали сотрудничать с Олимпийским Комитетом уже на новом уровне.

Хочу отметить, что Lenovo не ограничивалась только спонсорством Олимпийских игр. Ввиду популярности в Европе «Формулы 1» в 2007 г. компания вместе с AT&T стала спонсором команды Williams. В США мы выбрали объектом своего спонсорства третью по популярности игру – баскетбол, тем более что у NBA очень много поклонников в Европе и Азии. Благодаря таким маркетинговым кампаниям рейтинг информированности потребителей о бренде Lenovo по всему миру составляет 50%. Как вы понимаете, узнаваемость торговой марки, ее вес на разных рынках для транснациональной компании критически важен.

Какие приоритетные задачи сегодня у компании в целом?

Я бы выделил три ключевых. Первая – это, безусловно, увеличение прибыли. В последние пять лет быстрее всего развивался сегмент SMB, но сегодня приоритетные позиции имеет потребительский сектор. Исходя из этого нашей главной задачей является укрепление в наиболее доходной области рынка. Поэтому в прошлом году мы анонсировали создание подразделения по работе с потребительским сегментом.

Вторая важнейшая задача – развитие направления ноутбуков и укрепление здесь наших лидирующих позиций. Большинство пользователей уже рассматривают лэптопы как альтернативу и полную замену настольным ПК. И эта тенденция будет только усиливаться.

Третья приоритетная задача – это повышение продуктивности нашей работы на рынках развивающихся стран. Наибольший рост сегодня отмечается в Бразилии, Китае, Индии и России – так называемом регионе BRIC. Но я к этим рынкам с высокими темпами развития еще добавил бы Украину и Мексику.

Резюмируя, наши цели можно определить так: рост сегментов, рост рынков и рост товарооборота.

Если же говорить о секторе ноутбуков, каковы основные приоритеты здесь?

Согласно исследованиям IDC, мы сегодня четвертые в данном сегменте. Acer после слияния с Gateway и Packard Bell стала игроком номер три, хотя в прошлом году эта строка в рейтинге принадлежала нам. Для нас важнее добиться укрепления лидирующих позиций в ключевых для Lenovo регионах. В некоторых из них мы хотели бы, чтобы скорость нашего развития в полтора раза превышала рост оборота по ноутбукам в целом. Если компания развивается быстрее, чем рынок, она увеличивает свою долю на нем и со временем выходит в лидеры. Для того чтобы стать одним из первых, нужно постоянно совершенствовать логистику и дистрибуцию, да еще плюс ко всему иметь хорошую динамику цен. Однако многие компании целенаправленно обваливают цены на свою продукцию, чтобы заполучить долю рынка. Такой подход, при всей его привлекательности, негативно сказывается на доходах их партнеров. Основной бизнес-задачей Lenovo является обеспечение возможности получать стабильную прибыль для всех участников канала продаж. Увеличивать долю на рынках каждой из стран мы будем постепенно, выверяя каждый шаг. Спешка здесь может привести к обратному результату.

Какие маркетинговые инструменты вы будете использовать в развивающихся регионах?

Мы намерены вести себя в этом ключе крайне агрессивно. В нынешнем году в России, например, в рекламу инвестированы очень крупные суммы. Хороший маркетинг – это ко всему прочему еще и залог высокого уровня информированности населения о продуктах компании. Два квартала назад мы занимали в России двенадцатую позицию среди поставщиков ноутбуков, по недавним подсчетам вышли на десятое место, а к концу года намерены стать здесь пятыми по объему продаж ПК. Инвестиции в рынок были третьими по величине в сегменте. Думаю, что такой же стратегии мы будем придерживаться и в Украине.

Кроме того, уже в ближайшее время в вашей стране будет полностью сформирована сервисная сеть. Мы хотим быть консервативными в обслуживании клиентов и агрессивными – в маркетинговой политике. И конечно же, снова подчеркну: хотим расти быстрее, чем рынок, хотя и не собираемся ломать существующую экосистему. Говоря простым языком, будем играть по правилам.

В последнее время все активнее ходят слухи о том, что Fujitsu намерена продать свою долю в совместном предприятии Fujitsu Siemens. Возможно ли, что в перспективе рост вашей компании также будет связан с приобретением сторонних фирм?

У Lenovo есть сегодня запасы в 1,7 млрд долл., которые, как вы понимаете, могут позволить при необходимости купить многих конкурентов.

Если же говорить серьезно, то для любого крупного игрока очень важно искать выгодные контракты как на глобальном, так и на локальном уровнях. Покупка транснациональной компании могла бы способствовать росту наших оборотов и клиентской базы. На локальном уровне нас интересует приобретение мощностей. Так, скажем, на ряде рынков большие налоги на импорт товаров, поэтому мы планируем купить компании, которые предоставили бы нам свои производственные линии. Сегодня наши заводы находятся в Мексике, Польше, Сингапуре, а также в Китае (в Шанхае, Пекине и Шеньчжене) и Корее (Пхеньян). Но мы бы хотели иметь предприятия и на некоторых локальных рынках.

Давайте вернемся к ноутбукам. На чем вы акцентируете внимание в первую очередь?

Артур Вей «Мы делаем ставку на значимые инновации»

Для нас очень важно использовать в своих изделиях значимые инновации. Под словом «значимые» я подразумеваю те нововведения, которые были разработаны в ходе тесного взаимодействия с клиентами. Если взглянуть на сегмент ноутбуков, то можно увидеть, что наша линейка включает продукты для всех категорий пользователей. Например, у нас есть портативные 8-дюймовые решения, в которых активация различных функций зачастую осуществляется нажатием одной клавиши, с ними, образно говоря, может справиться любая домохозяйка. Корпоративным же клиентам предлагается весьма интересный ряд моделей, оснащеных сложной системой безопасности и обширными бизнес-функциями. Мы придерживаемся очень строгой сегментации рынка, чтобы всегда максимально отвечать специфическим потребностям любого пользователя. Если сравнить наши продукты Think x300 и Idea Pad UN10, вы увидите, что с функциональной точки зрения это два абсолютно разных устройства. Все наиболее передовые технологии мы стараемся внедрять в ThinkPad. В продуктах начального уровня Idea мы, наоборот, используем самую лучшую и простую функциональную базу.

Некоторое время назад вы анонсировали ноутбук специально для дизайнеров. Планируете ли вы и дальше развивать подобные нишевые решения?

Думаю, вам было бы интересно посетить наши заводы в Пекине, где в исследовательских лабораториях вы бы увидели много подобных новинок. Продукты с сенсорными экранами или большими тачпадами сегодня действительно являются нишевыми. Однако не исключено, что в будущем они сформируют целое направление. Кроме того, могут стать популярными разлиные раскладные клавиатуры, которые обеспечат пользователю еще боóльшую мобильность. Очень сложно определить, что в ближайшей перспективе будет относиться к нишевым продуктам, а что к массовым.

IBM PC в свое время имело весьма мощное исследовательское подразделение. Как у Lenovo обстоят дела с этим направлением?

Я очень рад тому, что мы смогли сохранить команды разработчиков и большинство инженеров IBM остались в Lenovo. Мы располагаем сегодня четырьмя исследовательскими центрами, где работает более 7 тыс. специалистов. Первый центр находится в Моррисвилле (штат Северная Каролина в США), второй – в Ямото (Япония), третий – в Шанхае и еще один, самый крупный, – в Пекине. Как видите, Lenovo является глобальной компанией даже с этой точки зрения. В данном случае весьма показательный пример – создание Think x300. Идея этого устройства родилась в Каролине, дизайн разработан в Ямото, инженерные работы проводились в Шанхае, а произведен данный продукт был на заводе в Пекине.

Сейчас в индустрии много говорят о зарождающемся сегменте устройств под названием нетбуки. Какие планы вы строите относительно данного направления?

Прежде всего отмечу, что мы уже имеем в своем арсенале модель этого класса. Но я думаю, что нетбук – лишь первый шаг, но не пункт назначения. Этот продукт предназначен для всех, кто хочет получить максимально доступное, простое и легкое устройство с постоянным выходом в Интернет. Но мне кажется, что еще многое предстоит сделать, чтобы пользователь получил именно то, что он хочет. Например, с нашей точки зрения, размеры таких аппаратов все еще слишком велики. Если немного пофантазировать, то в идеале они должны помещаться в кармане, а при необходимости – разворачиваться до размеров полноформатной клавиатуры и дисплея. Технологические наработки для этого уже существуют, и подобные устройства будут созданы. Вот только когда именно, прогнозировать сложно.

Lenovo также производит смартфоны. Какова вероятность, что эти продукты со временем появятся в Украине?

Первый телефон мы выпустили десять лет назад. Изначально наш подход состоял в том, что это прежде всего небольшой компьютер с функциями телефона, а не наоборот. Наличие в нашей структуре подразделения, занимающегося подобными продуктами, – это часть нашей долгосрочной стратегии. Вопрос, когда именно смартфоны Lenovo будут доступны на украинском рынке, оставлю пока открытым. Для нас сейчас важнее укрепить свои позиции в сегменте ноутбуков.

А насколько важен рынок настольных ПК?

Артур Вей «Мы делаем ставку на значимые инновации»

Несмотря на все тенденции, говорящие о росте значения мобильных устройств, десктопы остаются востребованными, и поэтому, безусловно, важны для Lenovo. Есть еще один весьма интересный аспект – так называемая концепция «пятнадцати градусов наклона», которые как раз и являются ключевым аспектом в различии моделей использования ноутбуков и настольных ПК. В процессе работы вы отклонены от вертикали на 15° (когда у вас лэптоп на коленях, это практически всегда именно так). Если же вы отклонитесь на 15° назад (сидя в кресле), вы уже находитесь в положении отдыха, скажем, когда смотрите фильм. Учитывая это, а также то, что сегодня стандартный размер диагонали монитора – 19–21" можно отдыхать и работать одновременно, используя десктоп. Настольный ПК предлагает баланс, он отлично подходит и для того, и для другого.

Недавно ваша компания выпустила серверные продукты. Они также становятся приоритетными?

В подразделении по данному направлению пока работают всего 200 сотрудников, и до последнего времени речь шла о бизнесе в 100 млн долл. в основном в пределах Китая. Но не так давно мы действительно сделали масштабное объявление и будем развивать серверный бизнес глобально, концентрируясь на сегменте SMB. В контексте этой темы также хотел бы отметить, что 7 августа мы заключили контракт с Академией наук Китая на создание суперкомпьютера мощностью до 1 PFLOPS, который должен попасть в Top 10 самых производительных систем в мире. Это очень показательный момент в контексте ответа на ваш вопрос. Мы обладаем всеми необходимыми технологиями для развития серверного направления.

Возможно, предвосхищая ваш вопрос о том, когда эта продукция появится в Украине, скажу, что пока не могу дать точный ответ. Для нас сейчас крайне важно решить весьма амбициозную задачу, которая поставлена перед киевским офисом: в ближайшие 18 месяцев войти в первую пятерку ведущих игроков в секторе ноутбуков. И для этого есть все основания – мы абсолютно уверены в своих силах и возможностях наших партнеров. Думаю, что вскоре Lenovo сможет удивить как потребителей, так и наших конкурентов.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT