`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Пульс ИТ-розницы

Статья опубликована в №27 (644) от 15 июля

0 
 

Ежегодный Форум Digital Consumer Channel (DCC) CIS для ИТ-ритейлеров, который организовывает Distree Events в подмосковном Нахабино, называют самым эффективным профильным мероприятием на просторах бывшего СССР. На этот раз в нем приняло участие более 200 розничных компаний, в том числе и украинских. Однако наши соотечественники, пожалуй, впервые высказали сомнение в результативности его посещения.

Пульс ИТ-розницы
40% вендоров и ритейлеров впервые приняли участие в форуме DDC CIS

В отличие от прошлогоднего нынешний пятый форум продемонстрировал довольно важные изменения в составе участников. Прежде всего стоит отметить, что на сей раз организаторы приглашали на него не только представителей специализированной ИТ-розницы, но и бытовых сетей, а также дистрибьюторов, в значительной степени сфокусированных на работу с ритейлерами.

Появление на форуме крупнооптовых поставщиков, как объяснили Distree Events, вызвано желанием вендоров, проводящих в рамках DCC презентации своей продукции и партнерских программ, «дотянуться» до небольших торговых точек, на которые они не имеют возможности выйти напрямую. А вот участие представителей сетей бытовой электроники (в том числе и украинских) довольно предсказуемо, учитывая их активность в продвижении потребительской техники, включая компьютеры.

Подробнее об этом в своем выступлении рассказал постоянный докладчик форумов DCC – доктор Рудольф Аункофер (Rudolf Aunkofer), директор по международным исследованиям в области ИТ компании GfK. По его данным, за три года доля сетей потребительской электроники в структуре розничных продаж ПК в Украине выросла с 10 до 29% (в 2008 г.), мониторов – с 6 до 17%, а МФУ – с 25 до 33%. При этом на развитых рынках, например в Германии, по реализации тех же МФУ они уже давно обогнали специализированные ИТ-магазины. Такая же тенденция будет наблюдаться и в других регионах ЕМЕА.

Интересно отметить, что Украина, как утверждает GfK, в I квартале 2008 г. демонстрирует самые высокие темпы роста розничных продаж потребительской электроники. В денежном выражении они по сравнению с прошлым годом увеличились на 26%, тогда как в Польше – на 17%, а в России и вовсе снизились на 6%. Однако в «штучном» эквиваленте сбыт ИТ-устройств в нашей стране упал на 2%, поэтому столь существенный показатель роста в денежном выражении скорее всего связан с подорожанием продукции на фоне большого объема денежной массы на руках у украинцев.

Вместе с тем СНГ, в том числе и Украина, остается слабонасыщенным рынком, ориентированным на удовлетворение первичного спроса в компьютерах, мониторах, печатающей технике, ноутбуках, цифровом фото – темпы продаж этого оборудования здесь особенно высоки. Возможно, именно поэтому в розничном сегменте СНГ нет распределения игроков по форматам, отмечает региональный менеджер MGM.it Давид Раванелли (Davide Ravanelli). Эта компания специализируется на проектировании и оформлении магазинов в соответствии с их форматом, размещении ассортимента, а также на организации торжественных открытий новых торговых комплексов.

Пульс ИТ-розницы Каждая модель предполагает свой формат магазина – от небольшой площадки, уставленной торговыми автоматами («Покупка конкретного товара»), до салона, позволяющего сравнить огромное количество техники и рассчитанного на длительное посещение («Глубокое изучение потребительских свойств»). Проблема в том, что покупатель часто меняет свою поведенческую модель в зависимости от огромного числа факторов – начиная от настроения и заканчивая погодой

В Украине компания ощущает лишь теоретический спрос на свои услуги (которые, к слову, весьма недешевы – порядка €150 за 1 м²). Однако г-н Раванелли отметил, что четкое деление игроков на дискаунтеров (крупные торговые площадки самообслуживания, привлекающие покупателей низкой ценой), «массовых» продавцов (средние по масштабам магазины, оказывающие ряд услуг, например доставку товара) и «специалистов» (небольшие магазины «у дома» с профессиональными консультантами и широким набором сервисов) начинается и в нашей стране и продлится порядка пяти лет. В этот период, считает представитель MGM.it, будут наблюдаться слияния, поглощения, уход с рынка, а также появление новых, международных ритейлеров. Они должны стимулировать радикальные изменения подходов к розничным продажам в нашей стране.

Вместе с тем стоит подчеркнуть, что перемены в стратегии ритейлеров вызваны не только конкуренцией, но и поведением покупателей. С этой точки зрения подход к сегментации высказал в своем докладе другой участник DCC – Фабрицио Валенте (Fabrizio Valente) из компании KIKI Lab. Она специализируется на консалтинге и исследованиях в области ритейла, в том числе на изучении потребительских предпочтений.

По мнению KIKI Lab, современных покупателей можно достаточно четко разделить на четыре категории (см. график) в зависимости от времени, затрачиваемого ими на покупку, и от того, чем они руководствуются, совершая ее – рациональными соображениями или эмоциями. В своем докладе г-н Валенте привел примеры магазинов, ориентированных на каждую из поведенческих моделей. Сложность в том, что покупатель не всегда придерживается только одной из них, вернее, он почти всегда ее меняет, сознательно или подсознательно руководствуясь огромным числом факторов, которые трудно предугадать. Однако торговая точка или сеть, четко сфокусировавшаяся на работе с определенной моделью и не распыляющая силы на другие, всегда окажется в выигрыше – этот тезис стал главным в выступлении представителя KIKI.Lab.

Впрочем, на успешность (прибыльность) розничной сети влияет и множество других причин. Среди них рост стоимости недвижимости и, де-факто, нехватка торговых площадей в выигрышных локациях; увеличение зарплат персонала и дефицит менеджеров среднего уровня (директоров магазинов); дороговизна заемных средств, которые ритейлеры вынуждены привлекать для обеспечения оборота; наконец, растущая популярность интернет-магазинов, все чаще конкурирующих с офлайновыми. Многие из этих проблем обсуждались в кулуарах форума DCC, но его основной задачей все же было знакомство розничных поставщиков и вендоров. Тем более что среди и первых, и вторых оказалось немало новых участников – по официальной статистике порядка 40%.

Стоит отметить, что некоторые украинские ИТ-ритейлеры не воспользовались приглашением Distree Events и в этом году на форум не приехали. По их мнению, мероприятие утрачивает актуальность в первую очередь потому, что новых «компьютерных» вендоров они на нем не видят, а с нынешними партнерами предпочитают проводить индивидуальные встречи. Тем не менее украинская делегация в Подмосковье выглядела весьма представительно, в том числе и благодаря участию дистрибьюторов. Однако многие менеджеры из отечественных компаний сетовали на отсутствие региональной специфики в рамках форума – все же в большей степени он по-прежнему ориентирован на российскую розницу, которая сейчас переживает немного другие проблемы по сравнению с украинской. Будем надеяться, что в следующем году организаторы предусмотрят новые форматы общения, в том числе и по такому принципу.

Дополнительные материалы:

Минута на убеждение
Что значит правильно организованный форум

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT