Nikon D50, или Как увеличить прибыль, снижая цены

31 июль, 2005 - 23:00Тарас Олейник

Немногим более двух лет назад сама мысль о цифровой зеркальной камере стоимостью порядка $1000 воспринималась как неудачная шутка – в те времена техника такого класса стоила значительно дороже и была уделом исключительно профессионалов либо весьма обеспеченных энтузиастов. Сегодня же почти ни у кого не вызывает удивления тот факт, что сформировавшийся совсем недавно рынок бюджетных зеркалок в настоящий момент по всем признакам переживает своеобразное деление на «среднебюджетный» (около $1000) и «сверхбюджетный» ($700–900) секторы.

Nikon D50, или Как увеличить прибыль, снижая цены

Nikon D50

Матрица CCD, 23,7×15,6 мм, кроп-фактор 1,5x

Млн пикселов Всего/эффективных 6,24/6,10

Максимальный размер кадра 3008×2000

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) 200–1600, c шагом 1 EV, авто

Баланс белого авто, ясно, тень, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка, ручной

Видоискатель охват кадра 95% по вертикали/горизонтали, увеличение 0,75x

LCD-монитор TFT, 2,0", 130 тыс. пикселов

Cкоростная съемка 2,5 кадра/c

Диапазон выдержек 1/4000–30 с, Bulb, синхронизация со вспышками макс.1/500 c

Память Secure Digital

Форматы файлов NEF (RAW), JPEG, режим RAW+JPEG

Интерфейсы USB 2.0, видеовыход

Габариты (Ш×B×Г) 133×102×76 мм

Масса (без аккумулятора и карты памяти) 540 г

Цена $875 (body)

Предоставлена «Стереосвiт»: тел. (044) 252-6365

Несмотря на упрощения, сохранены все положительные черты предыдущей модели

Отсутствие подсветки служебного LCD-дисплея и защитной крышки на мониторе

Отличный универсальный фотоинструмент; достойный продолжатель традиций Nikon D70

Камера Nikon D50 вместе с Olympus E-300 и некоторыми новыми моделями других производителей относится как раз ко второму сектору – наиболее доступных аппаратов, рассчитанных прежде всего на пользователей, впервые приобретающих такую технику.

Модели D50 и D70s пришли на смену популярнейшей Nikon D70, которую многие эксперты до сих пор считают лучшей в своем классе. Но если D70s разнится от предшественницы косметическими усовершенствованиями, то о D50 этого сказать нельзя – при всем внешнем сходстве отличий достаточно, чтобы остановиться на них подробнее.

Отсекаем лишнее

Практически все присутствующие на рынке модели данной ценовой категории чаще всего являются «вариациями на тему» старших, более дорогих устройств (кроме, пожалуй, Olympus E-300). Изменения и упрощения, вносимые разработчиками в бюджетные модели, можно условно разделить на ценовые и маркетинговые. Первые производятся с целью снижения себестоимости, позволяя компаниям получать прибыль даже в условиях жестких ценовых войн; вторые же призваны четко сегментировать целевую аудиторию и не допустить возникновения конкуренции между младшей и старшей моделями в линейке одного производителя. Разумеется, не забыта и пресловутая проблема usability – многие нововведения появляются исключительно с целью упростить освоение камеры неопытным пользователем.

Основные упрощения D50 по сравнению с D70 следующие: убрано переднее колесо управления, количество сегментов датчика матричного замера экспозиции уменьшено с 1005 до 420, минимальная выдержка ограничена 1/4000 с, скорость серийной съемки составляет 2,5 кадра/с, нет подсветки служебного LCD-дисплея и кнопки предпросмотра глубины резкости (прикрытия диафрагмы); шаг изменения чувствительности ISO составляет 1 EV (против 1/3 EV у D70). Плюс различные мелочи, как то отсутствие тонкой настройки пресетов баланса белого, невозможность использования в качестве элементов питания литиевых батарей типа CR-2, запись NEF-файлов в несжатом формате, уменьшенное количество кнопок управления с тыльной стороны камеры.

Зато в качестве компенсации многие элементы были усовершенствованы. Улучшен автофокус (плюс новый автоматический режим переключения между обычным и следящим вариантами); увеличен до 2 дюймов LCD-дисплей; оптимизирована обработка светлых участков изображения; вместо CF используются карты памяти SD; поддерживается протокол USB 2.0. К тому же камера заметно меньше и легче своей предшественницы.

Как видим, разработчики сделали все от них зависящее, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка, т. е. не отпугнуть пользователей чрезмерным урезанием функциональности.

Внимание, снимаю!

Самый интересный и неоднозначный момент, вызвавший большое количество споров и дискуссий среди приверженцев Nikon, – применение в D50 матрицы, отличной от установленной в D70/D70s. Большинство участников обсуждения склонялись к версии, что это обязательно так или иначе скажется на качестве получаемого изображения, причем не в лучшую сторону; мы же, протестировав камеру в течение нескольких дней, рады сообщить, что эта гипотеза не подтвердилась. При непосредственном сравнении оказалось, что разница в цветопередаче между камерами действительно есть, но настолько небольшая, что нельзя говорить о каком-либо превосходстве в этом плане одной из них. То же самое касается и уровня шума: в D50 он имеет несколько иную структуру (более крупнозернистый), однако уровень его остался прежним (в некоторых случаях даже возникает впечатление, что он немного снизился).

После близкого знакомства с D50 мы можем констатировать, что все положительные свойства D70, завоевавшие ей массу поклонников во всем мире, здесь сохранены в полной мере: высочайшее быстродействие, мгновенная готовность к съемке, отличная скорость и точность автофокуса, непревзойденное удобство в управлении и, конечно же, качество снимков. На наш взгляд, из всех упрощений в D50 наиболее неприятным при повседневной съемке может оказаться разве что... отсутствие подсветки служебного LCD-экрана, что затрудняет работу в условиях низкой освещенности. Все остальное практически никак не сказывается, зато пользоваться камерой стало проще и удобнее.

Рынок и цены

На данный момент цена D50 сопоставима с ценами на оригинальные D70, остаточные партии которых реализуются до сих пор, стоимость же D70s сравнима с ценой «старой» D70 на момент ее выхода. Однако в скором времени ситуация обещает нормализоваться, и хотя прогнозы – дело неблагодарное, однако, полагаем, к рождественским праздникам есть все шансы увидеть D50 в продаже на локальном рынке с ценой порядка $750–800. Таким образом, Nikon опять удалось выпустить отличную камеру по отличной цене, с чем мы и поздравляем поклонников компании. Что же касается ситуации на рынке в целом, то в настоящий момент зеркальные ЦФК ставят рекорд за рекордом – по информации аналитического агентства InfoTrends/CAP Ventures, в 2005 г. ожидается рост продаж на 81%.

Перспектива

Рынок бюджетных цифровых камер оказывается лакомым кусочком для всех без исключения производителей фототехники. Устойчивых тенденций здесь две – снижение цены и постоянное появление новых моделей. Кроме «родоначальников жанра» Canon и Nikon, в последнее время нешуточную активность развернула Konica Minolta: ее новая Dynax 5D ориентирована на тот же сегмент, что и Nikon D50, однако привлекает встроенной системой стабилизации изображения. А Canon и Olympus уже давно представили 8-мегапиксельные модели.

Масла в огонь подлило недавнее известие о достигнутом между Konica Minolta и Sony соглашении о совместном выпуске зеркальных камер. Фотографические технологии (в том числе уже упоминавшаяся Anti Shake) и опыт производства зеркальных камер первой плюс наработки второй в электронике (Sony производит CCD-матрицы для большинства брендов), дизайне и, что не менее важно, маркетинге наверняка сыграют свою роль, так что подобный дуэт, без сомнения, сможет претендовать на значительную долю рынка.

Цены ниже, прибыль больше?

Еще одна любопытная тенденция – бюджетные зеркалки могут ощутимо потеснить компактные камеры с несменной оптикой класса prosumer. При сравнимой цене все большее количество пользователей отдает предпочтение зеркальной технике – за ее скорость, широкие возможности и высочайшее качество снимков. Самое интересное, что такая, казалось бы, нежелательная ситуация производителям может оказаться лишь на руку, и дело здесь вот в чем.

Продажа компактного аппарата с несменной оптикой может расцениваться производителем как разовая прибыль – впоследствии пользователь нечасто приходит в магазин за аксессуарами к нему, кроме разве что карты памяти, штатива и сумки. Зато приобретение зеркалки, наоборот, предполагает и в дальнейшем вложение покупателем довольно значительных (подчас превышающих стоимость самой камеры) средств. И прежде всего, в «родную» оптику – вряд ли найдется фотограф, который отказался бы добавить к собственному парку объективов еще один. Так что доступность бюджетных ЦФК на поверку оказывается весьма относительной: цены на качественную оптику совершенно не торопятся падать столь же стремительно. Вот и получается, что за счет резкого увеличения количества пользователей бюджетными зеркальными камерами значительно возросли продажи оптики и прочих аксессуаров – следовательно, снижение цен на фотоаппараты не приводит к заметному падению прибыли. Именно этим объясняется формирование «сверхбюджетного» сектора со стоимостью камеры в минимальной комплектации порядка $700–900.

А «продвинутые» цифровые «компакты» с несменной оптикой тоже в конце концов найдут своего покупателя, пусть и не столь массового, как прежде. Ведь в роли семейной камеры они обладают рядом преимуществ перед зеркалками: возможности съемки видео и визирования по LCD-экрану (особенно поворотному) все еще остаются технологически нереализуемыми в последних.

Таким образом, в результате появления рынка бюджетных ЦФК оказались в выигрыше как потребители, так и производители, и эту ситуацию можно только приветствовать. А ее дальнейшее развитие обещает быть весьма и весьма интересным. Что ж, будем с нетерпением следить за предстоящими анонсами.