next generation – четвертый сезон

26 январь, 2012 - 19:11Алексей Малышенко

После недавнего упоминания NeXT (точнее его родоначальника) и периодически возобновляемого на страницах КО разговора на тему post-PC эры стало интересно взглянуть на эволюцию индустрии ПК за 30 с лишним лет.

В далёком 1975 году были проданы первые пару тысяч компьютеров MITS Altair 8080. Так или иначе, это  положило начало новейшей эпохи персональных вычислений. За почти четыре десятилетия сформировался рынок, который сегодня потребляет сотни миллионов персональных компьютеров в год.next generation – четвертый сезон

 Аналитики непрестанно следят за цифрами продаж, характеризующими взлеты и падения звезд на рынке ПК, пытаясь прогнозировать перспективы развития рынка и прогнозировать судьбы игроков.

Выделим лидеров продаж (Top 5):

next generation – четвертый сезон

Приведенные графики показывают некоторые исторические тенденции, и демонстрируют нам невероятный рост промышленности в целом. Графики также могут вызвать у Вас те или иные воспоминания  и размышления о платформах прошлого и современности.


Живенько, но тяжело для анализа.

Сведением в единый график того, что привычно рассматривается как «классический» персональный компьютер и разнообразных новых мобильных платформ мы получаем возможность ретроспективно охватить историю мира «персональных вычислений» целиком.

1.       Следует ли рассматривать iPad как отдельную «нишу»? Два года на рынке продвинули iPad настолько, что он уже может приблизиться к ПК по объемам продаж. Его продажи оказались более успешны в сравнении с iPhone, который, по сути, стал возмутителем рынка несколькими годами ранее. Впрочем, в 1991 году похожий вызов рынку бросил NeXT…
2.       Претенденты на роль новых персональных компьютеров, iPad, iPhone и Android, имеют совокупный объем продаж, который выше, чем было продано ПК в тот же период (суммарная оценкам за 2011 год составляет 358 млн. iOS и Android устройств по сравнению с 336 млн. ПК исключая Mac платформу). Тяжело оставить этот совокупный показатель продаж iOS и Android незамеченным.
3.       Бесспорно, можно выделить три фазы или эпохи развития рынка персональных вычислений. Первый этап (с 1975 до 1991 года) – эпоха бурного роста и многочисленных экспериментов в поисках новых стандартов. Это было типичным зарождением промышленности. Персонализация вычислений породила множество новых игроков в отрасли. Второй этап продолжался с 1991 по 2007 год. Всецело доминирующей не монопольной платформой стала Microsoft – синхронно c ростом Microsoft выкристаллизовалась альтернативная среда Macintosh. Отправной точкой третьего этапа можно считать появление пять лет назад первого iPhone и его производных. Этот период имеет определенное сходство с первым этапом.
Анализ доли рынка позволяет взглянуть на ситуацию с другой стороны. Пытаясь уйти от субъективизма в оценках, следует комбинировать сопоставимые или явно конкурирующие продукты.
Традиционные ПК (т.е. Wintel + Mac без смартфонов и таблеток) демонстрируют на протяжении почти двух десятилетий весьма стабильное соотношение сил. Хотя Mac и набирает долю, но это не меняет заглавной роли платформы PC.

next generation – четвертый сезон

Далее добавим iPad к традиционным ПК.

next generation – четвертый сезон

Безусловно, взгляд под таким ракурсом нарушает долговременное равновесие. Учёт продаж iPad (отгружено более 350 млн. штук) впервые с 1991 года обуславливает заметное нарушение status quo. Но, невзирая на быстрый рост продаж своих планшетов Apple сегодня уже не единственные игроки на третьей фазе.

На следующем шаге добавим iPhone и Android.

 

next generation – четвертый сезон

Допущение, что платформы iOS и Android могут быть приобщены к рассмотрению в качестве потенциальной замены для традиционных персональных компьютеров, неожиданно оттесняет платформу Wintel до уровня ниже 50%. Подобная тенденция, вероятно, сохранится в будущем.

Цифры явно показывают изменение «вычислительных вкусов» потребителей по мере того как все более мощные и компактные гаджеты приходят на рынок. Продажи в категории Wintel PC в четвертом квартале снизились на 1,4% по отношению к предыдущему кварталу. Около 92,2 млн. (Gartner) персональных компьютеров было продано в IV квартале 2011 года. Apple были проданы 28 миллионов iOS устройств за тот же период. Тем временем продажи мобильных устройств росли – на рынок поступило 300 миллионов мобильных телефонов Samsung в 2011 году и ожидается, что их будет продано 372 млн. в 2012 году. Количество ежедневных активаций Android стремительно растет и к настоящему времени уже превзошло немалый уровень в 700000. (Этот показатель более чем вдвое превосходит количество новорожденных во всем мире – 300000 младенцев в день.)
В любом случае, цифры продаж увлекательны, но при их анализе не следует выпускать из внимания то, что жизненный цикл традиционного ПК значительно (порой в разы) больше, чем у многих новейших технических прибамбасов.
Игнорирование реалий складывающейся на третьем этапе ситуации может означать, что отсутствие стратегии по управлению своей долей рынка может привести к «повторению» некоторыми конкурентами судьбы тех компаний, которые были представлены исключительно в первой части графика.
Естественно, на каждом этапе новые технологии не в полной мере могут заменить своего предшественника. Они зачастую предлагают нам некий новый набор решений или иной способ решения части старых проблем. По сей день в мире используется много технологических предшественников современного микрокомпьютера. Существует так много профессий и приложений, требующих мощи и гибкости настольных ПК, которые пока отодвигают дату "смерти ПК".

Планшеты и смартфоны переносят персональные вычисления в новые контексты помимо офиса или дома – в дорогу или прогулку, в учебу и отдых. «Вычислять» теперь можно сидя, стоя, лёжа, управляя транспортным средством,… Безусловно, это судьбоносный прорыв на потребительском рынке, но он далеко не первый…

Изобретение в 1947 году полупроводникового транзистора позволили в 50–60-х годах вывести на рынок транзисторный приемник. Начиная середины XX века, молодежь повсеместно стала слушать рок-н-ролл, пользуясь портативным всеволновым радио, затем кассетным магнитофоном в 70-е годы. Позже пришли Walkman-ы (80-e годы), следом - CD-плееры (90-ые) и после этого появились iPod-ы (2000-ые), но это вовсе не стало крахом для производителей домашних и профессиональных стерео систем – рынок Hi-Fi/Hi-End жив и сегодня. Очевидно, под действием нынешних игроков традиционные персональные компьютеры будут развиваться, и далее становясь все в большей степени индивидуальными компьютерами.

Естественно, эти данные еще ​​не вся история, но для точного предсказания местоположения участников «парада звезд» на небосводе персональных вычислений понадобится хорошая интуиция.
 ______
PS. Все рассмотренные цифры исторических продаж  ПК за 36 лет (в 1000 шт) доступны тут.