Неужели тенденция? или «Хотите вчерашнего борща...»

28 март, 2010 - 15:29Тимур Ягофаров

Вот говорят, что, мол, в тяжелые времена нужно более ответственно подходить к своему делу, иначе даже самая малая потеря (не важно, финансовая или репутационная) может очень больно аукнуться. А по моим свежим наблюдениям, сейчас все происходит как раз наоборот.

Помните, известную шутку: «Упал с 9-ого этажа и не разбился – случайность, второй раз пал с 9-ого этажа и не разбился – совпадение, в третий раз упал с 9-ого этажа и не разбился – тенденция»? Так вот в уходящем уже месяце со мной случилось два примерно таких же по своей «невероятности» событий, которые в соответствии с приведенной шуткой пока что можно квалифицировать как совпадения. И вот о чем идет речь.

Во время командировки на CeBIT 2010 нашло меня срочное письмо от PR-агентства, обслуживающего одного из крупных ИТ-производителей. Оказывается, нужно до конца текущего дня дать ответ, сможет ли представитель нашего издания принять участие в крупном общеевропейском мероприятии. Причем обязательным условием являлось наличие Шенгенской мультивизы, так как конференция планировалась примерно через две недели с момента поступления этого запроса. Ну что же, такие ситуации в последнее время не редкость: в Европе уже начали забывать, что такое визы, и планирование каких-то крупных мероприятий идет без учета необходимого для получения виз временного зазора в пару месяцев.

Ну, коль вопрос нужно было решить срочно, пришлось связываться с офисом. И оказалось, что единственным, кто сможет поехать по этому приглашению, был только я. Как меня и просили, ответил до конца рабочего дня. В ответ молчание. Длилось оно до тех пор, пока сам не поинтересовался, так что с поездкой-то? Я же спланировал работу и свои личные планы под нее. А тут оказался в подвешенном состоянии. Замечу, поинтересовался примерно за пять дней до запланированного вылета. В ответ – звонок: «Просим извинить за то, что не сообщили, что ваша кандидатура у заказчика не прошла. Дело в том, что первоначально выделенный фонд был урезан в два раза, и в результате поедет представитель другого ИТ-издания».

Ну что же, конкуренция – двигатель прогресса. Организаторы решили, что их специфику лучше отразит наш конкурент. Какие могут быть обиды? Ну, разве что личное самолюбие уязвили. Впрочем, кому до него есть дело в наше время. Но почему об этом не сообщить первыми, а то получается, что я напрашиваюсь. Просто как из известного выражения: «Хотите вчерашнего борща? Приходите завтра!»

Интересно, что второе аналогичное приглашение тоже пришло ко мне во время командировки на CeBIT, и тоже нужно было отвечать в течение считанных часов, и тоже оказалось, что ехать нужно мне. Естественно, приглашал уже другой всемирно известный ИТ-производитель, и обслуживает его тоже другое PR-агентство. Все остальное совпало в деталях – так что на лицо таки «совпадение». Правда, во втором случае, уже, будучи наученный, сделал запрос не за пять дней, а за десять, чтобы уже точно спланировать работу и свои дела. Отличался и ответ PR-агентства: «Компания N в настоящее время изучает возможность такой поездки».

В результате, никакого определенного ответа так и не получил. Ну да не дурак, и сам обо всем догадался…

Интересно, вы когда друзей приглашаете на свой день рождения или скажем просто на шашлыки, заранее не знаете, хватит ли денег на мясо, и только опросив всех, прикидываете сколько его закупать? «Ага на всех не хватит, вон тот вечно всем недоволен, его кормить шашлыками не будем».
Или спросив: «А что ты делаешь в следующее воскресенье? Мы тут решили выбраться на природу», вы уже не берете на себя никаких обязательств?

Пишу все это не потому что хочу облить этих людей своим презрением или как-то унизить. Как видите, никаких намеков на персоналии. Просто призываю, чтобы это «совпадение» не превратилось в «тенденцию». Ну а мое ущемленное самолюбие пусть останется при мне.

И коль речь зашла о подобных поездках на корпоративные мероприятия, несколько замечаний, которые, надеюсь, будут полезны службам PR.

1. Да, все мы любим путешествовать (хотя я знаю людей, весьма осторожно относящихся к дальним командировкам). Но ведь нас приглашают не просто выбраться на природу, а что-то потом про все это написать. Получается, мы едем работать. Добывать информацию или внимать тому, что нам расскажут и покажут. Но почему-то зачастую получается, что сопутствующая приятным впечатлениям (если они такие есть) деловая активность приглашающей стороной не рассматривается как работа. А PR-служба уверена, что, уже только приглашая журналиста в поездку, его осыпали всеми сокровищами мира. На деле же: «Вылет из Борисполя в 7-00, прилет и размещение в гостинице (по нормам после 14-00), начало официальной части – в 14-00, окончание – в 18-00, официальный ужин – с 19 до 21, обратный вылет – на следующее утро в 10-00»
2. Есть еще такое мнение, что подобные поездки призваны укрепить отношения вендора с журналистами. Как вы считаете, приведенный выше сценарий многих вдохновит? А ведь у меня бывало, что улетать домой приходится в вечер того же дня, когда ты встал в 4-00, чтобы успеть на семичасовый рейс …
3. Участие журналиста в PR-активности какой-либо компании – это инвестиции его издательства в рекламную кампанию производителя, а не наоборот. По сути, это так называемый аутстаффинг. Посудите сами. Пригашающей стороне на время командировки предоставляется высококвалифицированный специалист. Но ему оплачивают только расходы на дорогу и проживание (и лишь в редких случаях обеспечивают средствами на самостоятельное питание), но не заработную плату. При этом работодатель _обязан_ выдать своему сотруднику командировочные. А публикуемая в результате редакционная статья по объему и содержанию получается гораздо дороже тех средств, что были затрачены на те самые «дорогу и проживание». Правда, нам еще говорят, что мы вам, мол, даем возможность получить информацию из первых рук. Вот только забывают, что информация эта из той же самой корпорации, и служит продвижению ее продуктов.

Ну, так что там с борщом-то? Хотя зачем он мне?…

PS. Невероятными приведенные факты я назвал, потому что столкнулся с подобным впервые за более чем десяток лет работы в данной сфере. Да и с человеческой точки зрения, на мой взгляд, они тоже невероятны. А вы как считаете?