NetSuite – 18 лет в инкубаторе

1 август, 2016 - 13:15Александр Черников

В последнее десятилетие в отечественных отраслевых медиа периодически появлялись новости о NetSuite и связанных с ней направлениях в корпоративных IT. Однако в целом трудно сказать, что ее продукты занимали заметное место в общей украинской мозаике. Сегодня положение изменилось и, очевидно, мы увидим новые предложения – теперь уже от Oracle, которая, наконец, купила компанию. Но сначала – о самой NetSuite.

Кратко о NetSuite

NetSuite – 18 лет в инкубаторе

NetSuite – американская компания-разработчик корпоративного ПО со штаб-квартирой в Сан-Матео, Калифорния. Она продает одноименную группу ПО и сервисов. Наиболее ранними ее продуктами было ПО для управления действиями бизнеса (Manage a Business's Operations) и взаимоотношениями с клиентами (CRM). ПО NetSuite всегда полагалось на СУБД, лицензируемые у Oracle.

Клиенты получают доступ к продуктам и услугам NetSuite через интерфейс интернет-браузера, платя периодическую абонентскую плату. Эти услуги прежде всего нацелены на сегмент Medium-to-Enterprise-sized Businesses, т.е., на стык между средними и крупными предприятиями.

Продукты

Сообщение о выпуске Oracle Small Business Suite, разработанной компанией NetLedger (раннее название NetSuite), появилось еще в июне 2001 г. Набор предлагался по подписке за $99 на одно рабочее место в месяц и предназначался прежде всего для 8 млн. предприятий малого бизнеса в США ($10 млн. валового дохода в год или менее). Основной упор в маркетинге был сделан на исключительную простоту развертывания системы и освоения работы в ней.

Как довольно революционный продукт, Oracle Small Business Suite тогда получила множество наград – PC Magazine Editors' Choice 2001, PC World Best Bets 2001, PC World 2001 World Class Award, Ziff Davis' Smart Business MVPs 2001, Forbes Best of the Web и других.

Сегодня NetSuite группирует свои сервисы в четыре основных набора, плюс комплекс NetSuite OneWorld.

Enterprise resource planning (ERP). NetSuite ERP поддерживает операции бэк-офиса, который включают финансовые и человеческие ресурсы, заказы, инвентарь, отгрузку и биллинг. В 2013 г. продукт был отмечен как PC Magazine's Editor's Choice в своей категории.

Customer relationship management (CRM). NetSuite CRM поддерживает продажи, маркетинг и изучение покупателей (customer insights).

E-commerce. SuiteCommerce позиционируется как платформа для продаж онлайн и интеграции с продажами по телефону и в соответствующих Point of Sale (POS). Платформа SuiteCommerce используется в настоящее время более чем 1,6 тыс. веб-сайтов онлайн.

Professional services automation (PSA). NetSuite PSA управляет операциями service-based, project-oriented businesses.

NetSuite OneWorld. Предлагает все вышеупомянутые услуги плюс дополнительные возможности для транснациональных компаний, – такие, как способность управлять многими филиалами и валютами, а также соответствует локальным стандартам бухгалтерского учета и налоговым требованиям.

NetSuite – 18 лет в инкубаторе

На сегодняшний день продукты NetSuite составляют полноценный набор приложений, в которых работают все подразделения компании-клиента

NetSuite – 18 лет в инкубаторе

Пользовательский интерфейс NetSuite OneWorld типичен для продуктов такого класса. Основное отличие – в его направленности на управление коммерцией в распределенных корпоративных структурах

Приобретения NetSuite

  • 2008 – OpenAir, сетевое расписание (web based timesheets) и отчеты о расходах;
  • 2009 – QuickArrow, сетевое ПО Professional Services Automation;
  • 2013 – Retail Anywhere, ПО для электронной коммерции;
  • 2013 – TribeHR, управление персоналом для SMB;
  • 2013 – LightCMS, управление контентом;
  • 2014 – Venda, ПО для розничной электронной коммерции
  • 2014 – eBizNET Solutions, управление складом (Advanced Warehouse Management);
  • 2015 – Bronto Software, Email Service Provider

Как видно, если ранние приобретения еще носили отпечаток бухгалтерии, то в 2013-15 гг. NetSuite вплотную и очень активно занялась розничной электронной коммерцией и средствами активизации продаж. За это она в июне 2014 г. получила награду «Most Innovative Growth Companies» от Forbes.

Хроники NetSuite

NetSuite работала в течение 18 лет, чтобы сформировать единую систему для управления бизнесом в облаке (single system for running a business in the cloud).

Она была основана еще в 1998 г. Эваном Голдбергом, который тогда занимал в Oracle пост вице-президента. Под названием NetLedger, – (т.е., «сетевой гроссбух»), – компания разрабатывала бухгалтерское ПО (web-hosted accounting software) и конкурировала даже с популярным приложением для малого бизнеса QuickBook от Intuit. Возможно, она была первой «облачной» компанией (тогда еще кавычили), которая предложила клиентам ПО для планирования финансов и ресурсов на основе подписной модели.

NetSuite – 18 лет в инкубаторе

NetSuite – 18 лет в инкубаторе

Сооснователь NetSuite Эван Голдберг (Evan Goldberg, вверху) и нынешний СЕО Netsuite Зак Нельсон (Zachary «Zach» Nelson)

Голдберг до последнего времени был председателем правления и СТО NetSuite, а с начала 2007 г. в ее совет директоров даже входил бывший легендарный бейсболист и менеджер Билли Бин (Billy Beane).

О последнем в 2011 г. был снят фильм Moneyball (Человек, который изменил все) с Брэдом Питом в главной роли. В ней описана оклендская бейсбольная команда и ее генеральный менеджер, – сам Билли Бин, – целью которого было создать конкурентоспособную команду, несмотря на финансовые трудности.

Доходы от фильма вдвое превысили расходный бюджет. Фильм был номинирован на Оскар в шести категориях (правда, не получил ни одной) и заработал семь призов других кинематографических организаций. Много писали о том, что он «пропитан американским духом».

Очевидно, Эван Голдберг хотел провести некую параллель между этой командой и NetSuite, – «объединить факты с инстинктом», и сделать Билли Бина неким символом компании. Тем более, что в декабре того же 2007 г. NetSuite вышла на IPO, разместив 6,2 млн. своих акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange).

NetSuite как компания Эллисона

NetSuite была детищем Эллисона. Идея новой компании родилась в 1998 г., на той же самой встрече, которая дала Бениоффу идею создания Salesforce.com. СЕО. Все они, – Нельсон, Голдберг и Бениофф, – работали тогда еще в Oracle.

В одном из интервью Нельсон сказал, что именно Голдберг предложил идею «ПО как сервиса». Кстати, тогда аббревиатуры SaaS еще вообще не было. Википедия отмечает, что, по имеющимся данным, термин впервые появился в феврале 2001 г. в статье «Strategic Backgrounder: Software As A Service», опубликованном Software & Information Industry Association's (SIIA) eBusiness Division.

Вообще-то, Голдберг хотел сделать всего лишь ПО класса CRM, которое помогало бы продавцам следить за клиентами в рамках интернет-сервиса. Эллисон сказал, что идея интересна, но сначала нужно обратить внимание не на CRM, а на финансовое ПО, и затем уже строить остальное ПО вокруг него.

Голдберг согласился, и Эллисон, несмотря на множество бытовавших тогда разнообразных мнений вокруг «облака», поддержал стартап, инвестировав в новую компанию значительные средства. В целом NetSuite на две трети держалась на семейных и личных интересах Эллисона и личной заинтересованности основателей NetSuite.

На старте компания имела около всего около $125 млн. финансирования непосредственно от Эллисона, – через его инвестиционный бизнес Tako Ventures, – а также частично от StarVest Partners, от разработчика HR ПО компании ADP и от UBS PaineWebber.

Эллисон тогда получил чуть менее 40% компании. К декабрю 2014 г. Эллисону и членам его семьи принадлежало уже 47,4% обычных акций NetSuite. Голдбергу, как CTO и председателю правления, принадлежала почти 3%-ая доля в NetSuite. Теперь, после официального перехода компании под крыло Oracle, его доля составляет $231 млн.

Кстати, после этого исторического совещания Бениофф сказал Эллисону, что все-таки хотел бы заняться CRM. Так родилась Salesforce. Эллисон тогда предложил Бениоффу около $2 млн. для старта, однако они начали враждовать почти немедленно после запуска, поскольку их интересы пересекались. В итоге Бениоффу удалось вывести Эллисона из правления Salesforce и отправиться в самостоятельное плавание.

Но в случае с NetSuite Эллисон сохранил львиную долю акций. При цене нынешней покупки в $109 за акцию (заплаченных Oracle) часть Эллисона стоит $3,48 млрд.

«При таких фондовых условиях создание NetLeger было довольно интересным и важным экспериментом. Новая компания всегда гораздо активнее борется за место под солнцем. В случае же неудачи потери были бы не слишком велики по масштабам Oracle», – написал Forbes.

Эксперимент оказался удачным. Сверх ожиданий, акции NetSuite достигли $115,57 в феврале 2014 г., – на 20% выше, чем они торговались во время нынешнего приобретения. За это время облачная парадигма стала общепринятой, и Oracle также начала быстро смещаться в сторону облачных предложений.

В целом за пятилетний период, с 2009 до 2014 г., NetSuite показала 149%-ное увеличение дохода, хотя и регулярно несла некоторые операционные убытки. По итогам 2015 финансового года валовой доход NetSuite составил $741,1 млн., а чистая прибыль – $124,7 млн. На декабрь 2015 г. в компании работало 4,6 тыс. человек.

В марте 2015 г. регистрационная фирма 10-Q заявила, что «г-н Эллисон в состоянии осуществить контроль над одобрением существенных корпоративных сделок, включая изменение контроля или ликвидации». 28 июля 2016 г. Oracle объявила, что приобретет NetSuite за $9,3 млрд.

В последние годы наблюдался быстрый рост численности персонала NetSuite. На 31 марта 2014 г. у нее было 2 550 штатных сотрудников, на 31% больше, чем всего год назад. Спустя два года, к 31 марта 2016 г., их число увеличилось до 4682, и четверть из них базировалось в филиппинском офисе компании.

Сегодня у NetSuite есть офисы в семи городах США, а также в Канаде, Великобритании, Нидерландах, Испании, Чешской Республике, Японии, Гонконге, Сингапуре, Таиланде Австралии и Уругвае.

Если говорить о самой сделке, то вопрос, как говорится, созрел. Почти два десятилетия NetSuite неспешно развивалась, всегда чувствуя за спиной мощную поддержку Oracle.

Но теперь есть серьезные причины для продажи NetSuite. Oracle изначально нацеливала свое облачное ПО на большой бизнес, оставив NetSuite сегмент all-in-one cloud software для менее крупных компаний. Но, поскольку Oracle выращивала свой облачный рынок, она все более и более проникала вниз, в сферу влияния NetSuite. Тут уж речь пошла о том, что либо Oracle разрушает NetSuite, либо NetSuite блокирует Oracle.

Так что «терпение и труд все перетрут». Не так давно много писали о разделении Google на несколько компаний в составе конгломерата Alphabet. Как можно видеть, Oracle успешно применила этот прием на два десятилетия раньше.

В следующем материале мы расскажем о синергии Oracle и NetSuite, положении последней на бирже и ее позиции в сегменте, а также об облачных заботах самой Oracle и ее политике в этой области.