Несколько слов о кризисе в HTC

31 июль, 2012 - 12:15Роман Хархалис

На Mobile Review с увлечением обсуждают кризис в HTC. Действительно, есть ряд тревожных симптомов, таких как падение продаж, уход с ряда важных рынков, которые побуждают задуматься, а что же в компании не так. Но главным образом у меня после прочтения этой темы складывается впечатление, что "не туда смотрят".

Во-первых, предполагается, что причина кризиса - в неудачном модельном ряду, тогда как на самом деле неудачный модельный ряд - это следствие кризиса. Причина же кризиса в том, что внутри компании не те люди оказались не та тех местах. Не имею достоверной информации, что происходит на самом деле, но могу предположить, что HTC столкнулась с проблемой потери управляемости вследствие резкого роста. Объясняю, как действует этот механизм: пока в компании небольшое количество проектов, региональных рынков, направлений - работает "вертикаль власти", которая сложилась при основании компании, каждый знает, что делать, в каком порядке и кого слушать. По мере увеличения количества проектов, растет количество и "людей-проектов", между ними начинается борьба за ресурсы, приоритеты и т.п., так называемое, и так нелюбимое мною "кабинетное айкидо". Каждый по очереди бежит в кабинет руководителя и напевает ему, какой крут его собственный проект и какой отстой - все остальные. Этот плюрализм мнений дезориентирует руководство и вредит всем проектам и компании в целом. Повторюсь, может на самом деле оно все по-другому, но эта причина весьма вероятна.

Во-вторых, наивными кажутся предложения коллег журналистов и комментаторов по исправлению ситуации путем добавления в модельный ряд очередного Смартфона С Самым Большим ХХХ (подставить нужное: процессор, экран, камера, музыкальные возможности и т.д.). Таким хочу напомнить: HTC и так является признанным производителем смартфонов топ-класса. Еще более топовый продукт положение не спасет, а наоборот, его ухудшит. Не секрет, что продажи топовых решений всегда небольшие, а опыт прежних лет показывает, что дорогие устройства с одной гипертрофированной функцией - практически никому не нужны. Да, о них интересно писать статьи, и они получаются отличными, ими очень здорово пользоваться, если подарят, но чтобы покупать, да за такие деньжищи, да из своего кармана... нет уж.

Если говорить о перекосах в линейке, то HTC недостает как раз хорошего среднего и бюджетного сегмента. Компания запирает себя в рамках гиковской аудитории, тогда как конкуренты активно осваивают другие сегменты. Отмазки типа "HTC - премиальный бренд" даже слушать не хочется: во-первых, если сравнить продажи флагмана HTC с Apple iPhone, да посмотреть, кто и по каким принципам выбирает продукт Apple, сразу становится понятно, кто тут премиальный. И сразу становится очевидно, что HTC не может сформировать правильный посыл для той аудитории, которая покупает определенную модель "чтобы быть круче всех"/"чтобы быть как все крутые" - а именно это самая доходная аудитория в премиальном сегменте.

По факту, HTC давно уже является "компанией одного продукта", в плохом смысле этого слова, т.е., она выпускает много всего, но каждый раз получается одно и то же - и по дизайну, и по балансу характеристик. Недостаток разнообразия - одна из причин проблем.

Да, еще небольшой комментарий по этому пункту: "конкуренция техническими характеристиками" при нынешнем состоянии смартфонного сегмента возможна только при одном условии: эксклюзивном доступе к компонентам, что почти автоматически означает их самостоятельное или тесно-партнерское производство. Именно в этом - залог успеха Samsung. Но это уже другая история.

Странно, что заглох целый ряд перспективных направлений, которые могли бы позволить HTC выйти на новые быстрорастущие рынки. Так, в сегменте планшетов компании определенно было бы что сказать. HTC Flyer в свое время был исключительно хорош.

В-третьих, действительно можно насчитать определенное количество недостатков в продуктах и линейке, возникших "на ровном месте", которых можно было бы избежать - те же желтые экраны, к примеру. Это опять же говорит скорее не о проблемах в инженерных подразделениях, а о неправильной мотивации в управляющем звене.

Такие вот дела.