Не стоим ли мы на пороге очередного мыльного пузыря доткомов?

30 октябрь, 2007 - 13:52Михайло Лаптєв

Думаю, прошлонедельное объявление о покупке компанией Microsoft доли в Facebook удивило многих. И не столько сам факт этого события, сколько сумма в нем фигурирующая.

Ранее весьма активно циркулировали слухи о том, что Microsoft и Google планируют прикупить до 5% этого стартапа. Причем суммы назывались самые разные, эксперты оценивали капитализацию Facebook от 5 до 10 млрд. долл. Когда пришло сообщение о том, что Редмонд уплатил за 1,6% ни много, ни мало, а 240 млн долл., это повергло в изумление многих.

После объявления о покупке сразу же была подсчитана нынешняя капитализация Facebook – полученные 15 млрд долл. при годовом обороте около 150 млн кажутся, мягко говоря, уж очень раздутым и неправдоподобным показателем.

Можно провести между Facebook и MySpace (оба проекта в последнее время очень активно сравнивают). Ряд наблюдателей тут же начали проводить аналогии и выводить стоимость компании, принадлежащей News Corp. Так, если с подачи Microsoft каждый пользователь Facebook (из ее клиентской базы в 42 млн.) «стоит» 357 долл., то 185 млн зарегистрировавшихся на MySpace превращаются уже в 65 млрд. долл. Цифра, конечно же, абсолютно нереальная, особенно с учетом того, что капитализация самой родительской компании MySpace недавно достигла отметки 67,85 млрд долл.

Все это на фоне недавней истории eBay с ее многомиллиардной покупкой Skype, которая спустя пару лет оказалась совсем не такой удачной и перспективной, как представлялось в 2005 г., уже начинает даже вызывать некие опасения.

Не стоим ли мы на пороге очередного мыльного пузыря доткомов?