Не до роста

19 июль, 2013 - 15:04Артем Юрченко

Больше года прошло с тех пор, когда мировой компьютерный рынок впервые оступился. Казалась, что вызванная насыщением отдельных зрелых регионов и переориентацией потребителей на планшеты ситуация совершенно случайна и восстановление былых темпов — дело ближайших кварталов. Однако, сбыться позитивным прогнозам было не суждено.

Впервые в истории развития глобального бизнеса ПК наблюдается столь продолжительное снижение поставок — пятый квартал кряду планшеты и, в меньшей степени, смартфоны методично размывают позиции когда-то стержневого направления ИТ-индустрии. По оценкам фрэмингемского офиса IDC, за период с апреля по июнь в каналы ушло не менее 75,6 млн компьютеров, что говорит об ухудшении на 11,4% прошлогоднего результата. Цифры схожего порядка были обнародованы Gartner, специалисты которой сообщили о поставке на мировой рынок не менее 76 млн ПК при среднегодовом спаде в пределах 10,9%.

Не до роста

На территории развивающихся регионов недорогие планшеты зачастую становились первым компьютерным устройством, отодвигающим для покупателей далеко на задний план прочие альтернативы. Во многом именно с этим связан окончательный закат когда-то мощного направления нетбуков. В то же время, на зрелых рынках база установленных ПК постепенно сокращается, так как на смену морально устаревшим рабочим лошадкам категории low-end все чаще приходят недорогие планшеты. Особо повлиять на изменение спроса пока что не удалось сравнительно дорогим ультрапортативным решениям, которые еще с прошлого года рассматриваются в качестве главной надежды индустрии. Кроме того, несмотря на сравнительно широкий выбор сенсорных моделей под управлением Windows 8, в том числе ноутбуков-трансформеров, процесс перехода пользователей на подобные устройства проходит довольно вяло и не оказывает должного влияния на рынок. Как итог, в экспертной среде сходятся во мнении, что относительно неудачная Windows 8 в настоящее время приносит рынку гораздо больше вреда, нежели пользы.

Запомнился нынешний квартал не только затянувшимся пике, но и официальным оформлением нового лидера. Событие, которого ожидали еще в конце прошлого года, наконец-то произошло — многолетней гегемонии HP пришел конец. То, что так и не удалось Acer в лучшие годы своего развития, оказалось под силу Lenovo. Причем, безграничный рынок Поднебесной на сегодняшний день уже не является для нового фаворита приоритетным — основные показатели роста достигаются за пределами APeJ, тогда как в этом регионе отмечен характеризуемый двузначным числом спад. Опираясь на регионы EMEA и Северную Америку, Lenovo отгрузила за квартал 12,6 млн ПК. И хотя полученный результат оказался на 1,4% хуже прошлогоднего, более ощутимые провалы у ближайших конкурентов позволили взять под контроль почти 17% глобального рынка.

В числе факторов, приведших к очередному неудовлетворительно кварталу HP, можно назвать результаты работы в странах EMEA. Когда-то приоритетное направление, принимавшее более трети поставляемых компанией ПК, отчиталось снижением поставок в районе 23,2%. Как итог, ситуацию не удалось исправить даже за счет восстановления позиций в США и крупным государственным контрактам на поставку настольных и портативных систем в Индию.

Спад у проходящий процесс реструктуризации компьютерного бизнеса Dell оказался меньше среднерыночного, что связывается с отличным показателями поставок компьютеров в США и Японию.

Неудачи Acer по-прежнему связаны с неоправданно высокими ставками на недорогой потребительский сегмент. И хотя агрессивная экспансия вендора в сегмент премиальных продуктов, а также мощный старт в нише Android-планшетов частично сгладили провал направления нетбуков, для тайванцев этого оказалось крайне недостаточно. Аналогичная ситуация наблюдалась еще у одного, ранее излишне завязанного на нетбуки вендора — ASUS. Именно прохладный интерес потребителей к подобным устройствам потянул вниз всю квартальную отчетность. Как результат, обе компании стали крупнейшими неудачниками Тор-5, отчитавшись сокращением поставок на 32,6% и 21,1% к прошлому году соответственно.

Прогнозы наблюдателей на оставшуюся часть года не особо оптимистичны — возможный слабый рост в Европе и Китае сводит на нет ожидаемое восстановление спроса в Северной Америке. Кроме того, былой козырь в виде развивающихся регионов уже не столь силен — потенциальные потребители настроены вооружаться более удобными и вполне устраивающими по функциональности планшетами. Идея сенсорных ноутбуков весьма свежа и интересна, но будет ли она воспринята широкими массами — вопрос все еще открытый.

Не до роста