Навстречу кризису — с мокрыми штанами

1 декабрь, 2011 - 10:06Володимир Поздняков

Увы, грустный новостной фон последних месяцев пропитывает пессимизмом даже тех, кто пережил «купонные» 90-е. И даже редкие позитивные новости часто оказываются лишь маскировкой старых, годами накапливающихся проблем.

К примеру, результаты III кв. текущего года: на рынке ПК и преимущественно в ИТ-ритейле. Весьма неплохо. И все бы ничего, если бы не одна важная деталь — колоссальная импортозависимость нашей ИТ-отрасли.

За последние два месяца мне пришлось трижды выступать с презентациями о текущем состоянии разных сегментов украинского ИТ-рынка, но все они начинались с одного — с анализа его структуры (рис.1), которая красноречиво показывает, что является основой отечественной ИТ-отрасли. Как я уже отмечал в предыдущем посте, едва ли не 90% ИТ-затрат страны приходятся на покупку hardware, включая 57% расходов на приобретение ПК (данные 2010 г.). А ПК, как известно, это импортируемая техника (и готовые ноутбуки, и собираемые в стране десктопы).

Навстречу кризису — с мокрыми штанами

ПК – основа украинского рынка ИТ: их доля в ИТ-затратах страны едва не достигает 60%. Для сравнения: в структуре ИТ-рынка Казахстана компьютеры занимают 41%, в России – 36%, в Турции – 33%, в Польше – 24%, в Румынии – 23%, в Хорватии – 18%

Цифры говорят о том, что украинская ИТ-отрасль — заложник потребительского спроса, т.к. она обслуживает преимущественно частный сектор и в существенно меньшей степени — бизнес. Если верить оценкам экспертов, то емкость всего рынка ERP (20 млн долл. лицензий) не превышает 1,5 % годового объема продаж ПК. И для понимания состояния отрасли уже и не важно, на сколько ошибаются эксперты — на 10 или на 100%, потому что больной также хреново себя чувствует при температуре 39.8, как и при 39.9, причем, анамнез болезни не меняется уже несколько лет. В общем, диагноз настолько тяжелый, что еще немного — и в реанимацию. А спровоцировать обострение может что угодно, начиная от просадки гривни и заканчивая инфляцией и сокращением доходов населения.

По оценкам IDC, в бизнесе, связанном с поставкой и перепродажей оборудования, задействованы порядка 8-9 тыс. компаний, включая ритейлеров, интеграторов, крупных и мелких дилеров. Сегодня они работают в условиях произвола фискальных служб и растущего количества угроз потери (отъема) бизнеса, а большинство еще испытывают невероятную конкуренцию со стороны крупных игроков. Так, вендоры и дистрибьюторы давно «играют» в интеграцию, практикуя прямые продажи корпоративным заказчикам, розничные сети «балуются» дистрибьюцией, а большие интеграторы третий год как «не брезгуют» проектами на 50 тыс. долл.

По сути, небольшим компаниям и деваться некуда — кругом одни «волки»: если коллеги не съедят, а кризис не добъет, то государственные «мужи» уж точно последние штаны снимут. И что делают бизнесмены? Поступают в лучших традициях «вредных советов»: больше купить — чтобы больше продать; чтобы больше продать — цену в «пол»; чтобы цену в «пол» — отказаться от софта и услуг. Ну, а когда «волки» придут, будет все в точности как в одной из замечательных баек Павла Глазового «Як вовка лякати».

Исход не впечатляет? Тогда впору подумать над советами «не вредными». Но о них уже в следующий раз.