Настоящая причина ненависти Джобса к Flash

4 май, 2010 - 12:14Александр Пацай

Эту статью я прочитал еще в пятницу вечером, и она мне так понравилась, что я ее после этого еще парочку раз перечитал. И хотя я в последнее время больше перепрофилировался на авторские заметки (столько всего вокруг интересного происходит, по поводу чего мне есть что сказать) но эту статью я решил перевести, так как она будет интересна многим. Каждый раз у меня перехватывает дух от того будущего, которое в ней описывается — как в известном анекдоте, где ключевой фразой является “все в точности, как я себе это и представлял!”. И не обращайте внимания на название, статья на самом деле не столько о Flash, сколько о перспективах и будущем компьютеров, которые сейчас окружают нас.

Конечно, в чем-то статья излишне оптимистична (в моем представлении — как минимум в сроках), и понятное дело, что в более развитых странах все, в статье описанное, будет происходить значительно быстрее, чем в различных банановых и нефтяных республиках. Но в целом, как мне кажется, все к тому идет и future is very exciting. Неважно, вокруг кого это будущее будет строиться — Apple, Google, HP или кто-то еще, но само направление мне интересно хотя бы даже с точки зрения пользователя, который от этого всего только выиграет.

—————-
На прошлой неделе из техно-сектора к нам пришли… интересные новости.

Во-первых, вендетта Apple против Adobe стала еще отвратительней с публикацией открытого письма Стива Джобса с объяснением, почему мультимедийный формат Adobe Flash никогда не будет пропущен в сад чистой идеологии под названием iPhone OS.

Во-вторых, Hewlett-Packard покупает Palm, очевидно, что за их WebOS — с одновременными слухами о планах по запуску линейки планшетов с WebOS, чтобы конкурировать с iPad, и в то же время они убили Кенни анонсированный планшет с Windows 7, что совпало по времени с тем, что Microsoft прикончила свой планшетный проект Courier.

И в-третьих, gizmodo (не самый объективный источник в этом плане, учитывая текущие события) опубликовали заметку с обсуждением “Команды Всемирной Лояльности”, внутреннего подразделения Apple, предназначенного для поиска и прекращения утечек.

Не будет преувеличением сказать, что драконовские меры Apple по безопасности — одни из самых жестких среди компаний, работающих на сегодня в частном секторе, и их фокус на скрытности может конкурировать даже с военными подрядчиками. Но даже в этом случае маньячный подход по управлению информацией, который применяет Стив Джобс в случае с iPad — и отчаянные попытки в стане конкурентов выцепить хоть что-то у Apple — требуют дополнительного изучения. Что же происходит?

Есть у меня теория, и вот в чем она заключается: Стив Джобс считает, что он ставит будущее Apple — будущее корпорации с рыночной стоимостью, значительно превышающей 200 млрд долл — на рывок в новый рынок. HP проснулась и почувствовала запах лесного пожара, но опоздала года на 2-3; Microsoft затянуло по уши в топь, из которой она не может вырваться, чтобы избежать того огненного ада, который сожжет до тла всю экосистему, в которой они существуют. В воздухе витает запах паники, и вот почему…

Мы все знаем с середины 1990-х, что Интернет был будущим компьютеров. С ростом скорости каналов передачи данных, их больше не надо храниться на жестких дисках наших компьютеров: данные и взаимодействие с ними могут следовать за нами по миру, в котором мы живем. Рост популярности модемов создал dot.com 1.0; рост популярности широкополосного доступа создал dot.com 2.0. Теперь все ждут того, что можно назвать dot.com 3.0, который возникнет благодаря комбинации мобильной телефонии 4G (LTE или WiMAX — в зависимости от ваших предпочтений) и повсеместного WiFi. Протоколы WiFi и 4G скоро будут доставлять 50-100Мб/с на гаджеты в ваших карманах прямо по воздуху. (3G уже может передавать 6Мб/с, что мог делать наземный широкополосный доступ (ШПД) в конце прошлого века. А в Токио есть провайдеры, которые уже продают домашний ШПД с доставкой через WiMAX. Примерно с такой скоростью работало мое домашнее подключение по кабельному модему в 2005 году).

Много говорилось о том, насколько дорого ускорять оптоволоконные сети. В США одна из худших ситуаций с домашним ШПД среди развитых стран, потому что передача данных происходит по давно установленным кабелям — в спешке созданная инфраструктура помогает экономике вначале, но мешает позже — но переход на высокоскоростное беспроводное подключение позволит компенсировать отставание, при условии, что есть доступные частоты (вспомните: отключение аналогового ТВ и радио для освобождения частот). Значительно проще проложить один толстый канал до радиопередатчика, чем прокладывать целую сеть оптических кабелей до каждого дома.

В любом случае, вот в чем заключается стратегическая дилемма Стива Джобса: индустрия ПК в том виде, в котором мы знаем ее последние 30 лет, начинает умирать.

ПК стали повсеместным предметом потребления. Цена компьютеров и ноутбуков снижается на 50% каждые 10 лет, несмотря на аналогичный рост производительности. Уровень доходности на продаже типичного нетбука или настольного ПК — меньше 10%. Apple пока что выживает в этом коллапсе прибыльности за счет ориентирования на премиальный сегмент рынка — если бы они были автопроизводителем, то они были бы Mercedes, BMW, Porsche и Jaguar вместе взятые. Но в любом случае, цены падают. Более того, революция ПК насытила рынок во всех сегментах. То есть, все, кто хотел и мог позволить себе компьютер, уже его себе купили. В других, развивающихся странах, рынок все еще растет — но он находится на нижних уровнях ценовой пирамиды, где маржа сжимается до минимума.

В то же время наступает период мобильного ШПД. И по мере его наступления, организации и пользователи будут постепенно переводить свои данные в “облака” (читай: на орды серверов, собранные где-то в анонимных дата-центрах, контролируемые большими организациями вроде Google). ПО будет поставляться как сервис для пользователей, где бы они не были, каким бы устройством они не пользовались — телефоном, ноутбуком, планшетом, ТВ, имплантом в мозг, как угодно. (Почему так? Ну, так все считают — все в этой отрасли, по крайней мере. Потому что это дает возможность продолжать зарабатывать деньги, продавая ПО как услугу, несмотря на стремление цен на аппаратную часть до нуля. И да, это позволит вам зааутсорсить множество дурацких административных задач вроде управления дисками, резервных копий, антивируса и тд).

Моя точка зрения по поводу iPhone OS и iPad заключается в том, что они — это не просто начало целого ряда новых компьютеров Apple, у которых будет пользовательский интерфейс, радикально отличающийся от их предшественников точно так же, как первый Macintosh отличался от ПК с командной строкой. Скорее они — это невероятно амбициозная попытка сделать Apple причастной к будущему компьютеров, когда закон Мура сойдет на нет и отрасль персональных компьютеров загнется и превратится в пустырь прибыльности.

App Store и iTunes Store научили Стива Джобса тому, что контроль над каналом продаж жизненно важен. Даже если ему придется отдавать устройства бесплатно, он все равно сможет брать арендную плату за доступ к данным (или приложениям) — вполне рабочая бизнес-модель. Он также может поддерживать качество (что бы под этим не подразумевалось), исключить вредоносное ПО и отбиваться от конкурентов. Хорошо культивируемый магазин приложений — это отличная приманка для покупателей. Он же — мощный инструмент для продвижения операционной системы, на которой приложения работают. Операционная система, аппаратная платформа, и приложения определяют экосистему.

Apple отчаянно пытается подтолкнуть рост новой экосистемы — той, которая может обойти 26-летнюю экосистему Macintosh — до зрелого уровня уже через 5 лет. Это как раз тот период, за который, по их оценкам, революция облачных вычислений раздавит существующую отрасль ПК. Если они не смогут превратить себя в абсолютно другую корпорацию к 2015 году, Apple обречена на ту же бесполезность, что и остальная индустрия ПК — взаимозаменяемые поставщики популярного оборудования, собранного с минимальным бюджетом с незаметной прибылью.

Знаки этого Макапокалипсиса рядом. В этом году, впервые, Apple Design Awards на WWDC2010 открыты лишь для приложений под iPhone и iPad. Мак-приложения — в пролете, они не несут вклада для новой огороженной экосистемы Apple.

Любая угроза для программной платформы App Store на этом этапе будет яростно подавляться. Стив Джобс без сомнений верит в то, что он (или его ассистент) написали в его мыслях о Flash:

“Flash — это кросс-платформенный инструмент разработки. И у Adobe нет цели помочь разработчикам создавать лучшие приложения для iPhone/iPod/iPad. Их цель — помочь разработчикам создавать кросс-платформенные приложения.”

И он на самом деле не желает видеть кросс-платформенные приложения, которые могут отвлечь внимание и усилия от его экосистемы приложений. Долгосрочная цель — это поддержка долгосрочной миграции Apple от аппаратной компании с программным подразделением в компанию облачных вычислений с аппаратным подразделением — почти как Google, если посмотреть на Google Nexus One под определенным углом.
Альтернатива — присоединиться к отрасли ПК в смертельном пике по направлению к ненужности.

Давайте заглянем в будущее через 5 лет…

К нам придет LTE. К нам придет WiMAX. У нас будут карманные 4G роутеры вроде MiFi, но с подключением к интернету на скорости 50-100Мб/с. (В то время, как оптика в земле будет давать в основном 50-100Мб/с, за исключением новых дорогих районов, где могут быть проложены гигабитные подключения). Доступ к интернету будет все более мобильным. Телефонные экраны вроде бы и неплохо, но экраны с диагональю 7-8 см слишком малы для тех, кому за 40-45 лет, чтобы комфортно в них пялиться: отсюда — рынок для более крупных планшетов.

Доступность 50-мегабитного (и выше) подключения в любом месте означает, что вам нет нужды хранить свои данные на локальном жестком диске: данные могут жить себе где-то на сервере, и транслироваться вам на планшет, когда вам это нужно.

Apple активно инвестирует в дата-центры, которые вполне подходят для хостинга “облаков”. Есть слухи о том, что iTunes 10 будет неким “облачным” сервисом, который поглотит вашу музыкальную и видео-коллекции, и будет транслировать ее на любое устройство, которое вы зарегистрируете у Apple. А есть еще MobileMe для почты, и iWork.com для офисных документов. И будет еще, значительно больше.

iPad к 2015 году тоже эволюционирует. Будут более мелкие модели с 7”/18см экранами, и настольные модели побольше. Более важно, что в них будут использоваться новые процессоры, либо потомки текущих процессоров Atom (помните, что требование Apple по использованию компилятора Apple означает, что Apple довольно легко может переключить App Store на новую архитектуру), либо же ARM-ядра класса Cortex A9 — двух-ядерные, с частотой 2ГГц и выше, значительно быстрее, чем сегодняшние экземпляры… или же значительно более энерго-эффективные с тем же уровнем производительности. Но что будет по-настоящему здорово — предлагаемые преимущества, которые будут заставлять клиентов вываливать огромные горы бабла в то время, как вся отрасль ПК будет дымиться в руинах — так это внешние преимущества присоединения к экосистеме Apple.

Если вы будете пользоваться iPad в 2015 году, я думаю, что у вас даже не будет подключения дома; у вас будет доставка данных в то место, где находитесь вы. Вы не будете заморачиваться на резервные копии, потому что ваши данные будут храниться в облаке Apple. Вам не надо будет заморачиваться на программные обновления, потому что все это будет происходить автоматически в фоне, без каких-либо дополнительных действий; как не будет и червей с вирусами. Вы, конечно, будете за все это платить больше, чем мелкософтные любители нетбуков — но вам не надо будет волноваться по поводу того, что антивирус сломает ваш компьютер. Потому что у вас не будет “компьютера” в привычном смысле этого слова. Вы будете окружены набором устройств, которые предоставляют вам доступ к вашим данным, когда вам надо и как вам надо.

Вот почему над Кремниевой Долиной стоит зловоние паники. Вот почему Apple превратилась в параноидного наци по безопасности, почему HP избавилась от Microsoft в своей новой платформе и потратила больше миллиарда на приобретение почти полного провала; вот почему все так боятся Google:

Революция ПК приближается к концу, и все пытаются выработать стратегию, чтобы пережить последствия.

 

The real reason why Steve Jobs hates Flash