ИТ Украина. Нахлест перемен. Часть вторая

12 апрель, 2014 - 13:44Максим Агєєв

«...Я прислушался. Тот, что был с лопатой, длинно и монотонно излагал основы политического устройства прекрасной страны, гражданином коей являлся. Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов...»

А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Неделю назад я закончил свой опус о возможных переменах на ИТ рынке Украины фразой о том, что ИТ компаниям можно и нужно как-то расти даже в непростых нынешних условиях. В течение последующих дней я пробовал формулировать различные сценарии и варианты действий компаний и потребителей всего с ИТ связанного.

Скажу честно, рассуждения эти моментально соскальзывают в какую-то маниловщину — отринуть проклятое прошлое, всем объединиться в патриотическом порыве и начать жить в новом и прекрасном мире, где бизнесмены переводят старушек через дорогу, а потребители мужественно покупают товары и услуги только отечественного происхождения. В общем, розовые сопли. Также считаю неправильным скрывать от читателей, что зуд у меня в том месте, где государство, не меньший, чем у других граждан. Поэтому удержаться от советов на тему «как нам обустроить Россию Украину» просто невозможно. Как мог, я постарался приземлить все эти мечтания и хоть как-то привязать их к действительности. Естественно, я исхожу из предположения, что никаких военных действий не предвидится, а экономика Украины начнет потихоньку выползать на свет божий, как истощенный больной после тяжелого и затяжного гриппа.

Начнем с самого простого — бизнеса за пределами государственного сектора. Говорить на эту тему просто, т.к. конкурентный рынок без административного рычага является саморегулирующейся системой, где более сильные побеждают более слабых, но в большинстве случаев место находится всем кроме самых ленивых и глупых.

Hunters vs Planters

Расти на падающем рынке можно, перераспределяя в свою пользу имеющийся рыночный ресурс, либо создавая для потребителя альтернативы в виде новых сущностей. Другими словами, можно отобрать нечто у конкурента или создать новое, что эффективно заменит собой уже предлагаемое кем-то.

На рынке всегда будут сосуществовать стратегии поведения охотников (рыскать по новым территориям в поисках новых клиентов, разоряя набегами селян) и огородников (взращивать свой клиентский огород и защищать его от охочих до чужого добра). Я думаю, в условиях резко обедневшего рынка в полку охотников будет пополнение, т.к. свои заказчики урезали ИТ бюджет донельзя, т.е. сегодня в собственных вотчинах многим жрать нечего. Иллюзия заключается в том, что владельцы других вотчин испытывают те же чувства.

Обеспечить победу в битве за нового для себя клиента атакующая компания может, найдя в защите огородника слабое место. Скорей всего, речь должна идти о том, чего не может дать компания, исторически работавшая с клиентом.

Игры престолов

Очевидно, под максимальным по силе ударом находятся сегодня компании, зарабатывающие на продаже оборудования и лицензий ПО. Увы, таких большинство в общем списке. Заставить заказчика сейчас купить что-то значимое чрезвычайно сложно. Конкуренты, которые смогут сформулировать эффективную модель аутсорсинга, имеют все шансы на успех. Кроме того, мощным инструментом является любой формат явного либо скрытого финансирования заказчика — от поставки оборудования в рассрочку до лизинговых схем. Правда, риски в такой стратегии огромны, позволить себе ее реализацию могут только те, кто обладает хорошей финансовой подушкой и владеет механизмами возврата долгов в случае задержки платежей от заказчика.

Разумные по цене и функциональности решения, помогающие заткнуть текущую потребность, могут победить в конкурсе те предложения, которые хоть и дают лучшую стратегическую перспективу владения, но более громоздки и дороги на старте. По-моему, сегодня стратегией на несколько лет вперед мало кто озабочен. Тут бы разобраться с текущим завалом проблем.

О прутьях и венике

Исторически на ИТ-рынке Украины никогда не была развита кооперация компаний. Рубка «всех против всех» — это наша национальная забава и отрада. Сейчас возникновение кооперативных цепочек может стать хорошим инструментом не только выживания, но и развития для множества небольших и нишевых игроков. Если хотите, это некий аналог конфедеративного устройства государства. Основой может быть взаимная неконкурентность продуктовых портфелей, еще лучше, их взаимодополняемость и расширение клиентских пулов. Договариваться о таком взаимодействии участникам будет очень сложно, но возможно, если принять за основу утверждение «заработай хотя бы часть, если не можешь заработать все». Успешные примеры были и в прошлом, но не являлись ярко выраженной тенденцией.

Парижский лоск на смену родному клифту

В случае появления финансовой помощи от западных доноров конкурентоспособность компаний, более тесно интегрированных с западными потребителями и партнерами, явно будет расти. Умение вести дела с людьми другого языка и бизнес-культуры, чистота репутации поставщика с их точки зрения, его послужной список и просто хороший английский у презентаторов дает явную фору по сравнению с нашими фирменнными «решалами» и прочими «четкими пацанами».

Кстати, усиление западного вектора в развитии страны является откровенной и неприкрытой угрозой для многих национальных разработчиков ПО и, в такой же степени, растущей возможностью для интеграторов систем, понятных иностранному инвестору и менеджеру. Так что пора всем чистить перышки и проверять грамматику английских версий своих сайтов и презентаций.

Pulp Fiction

Экзотически новой, на мой взгляд, нишей может стать Крым. Несмотря на все вопли об аннексии, исторические связи с крымскими ИТ-компаниями и заказчиками у материковой (новое слово в нашем лексиконе) Украины все-таки сильны. Я бы не боялся лобовой конкуренции с российскими игроками, т.к. большинство из них доказало свое неумение работать в наших реалиях. Конечно, прямые контракты мало реализуемы, но поставка «обезличенных» решений и услуг через зарубежные представительства украинских компаний вполне возможны. Кроме того, москвичи, скорей всего, не склонны будут принимать в свои братские объятья крымских айтишников, но будут стремиться по максимуму осваивать выделяемые метрополией бюджеты. Куда деваться местным? Можно с восторгом кутаться в триколор и пытаться встроиться в новые цепочки добавленной стоимости, а можно выстраивать оборону своих исторических рынков сбыта. И участие украинских ИТ-компаний, способных давать свои решения (программного уровня, безусловно) и услуги удаленно, вполне может состояться. Ибо цена решает многое. Много в Крыму, конечно, не заработаешь, но для нишевиков может быть интересным.

Четвертый сон Веры Павловны

Вот и добрались мы до самой благодатной темы — как государство должно работать, чтобы нам всем было хорошо. Под «нами» я подразумеваю в данном случае только участников ИТ-рынка.

Сейчас возникают различные инициативы по оказанию бесплатной помощи и организации эффективного взаимодействия с органами власти. Носится в эфире множество самых разных идей и предложений. Все подходы имеют право на жизнь, но я хотел бы напомнить, что:

  • Оказание бесплатной помощи кому-либо в долгосрочной перспективе под силу только большим благотворительным фондам, имеющим постоянную финансовую подкачку в виде взносов. Группы энтузиастов быстро выдыхаются и теряют общественную значимость. Кроме того, халява очень развращает.

  • Рынок — это товарно-денежные отношения, а не круглые столы и посты в социальных сетях. Разговоры и консультативная помощь государству слабо способствуют возникновению денежных потоков, подтверждающих создание новой добавленной стоимости.

  • 2005 год показал, что большинство коллективных инициатив в конечном счете требуют от государства специальных льгот и поблажек даже не для всей ИТ индустрии (чем эта отрасль заслужила такое внимание, непонятно), а для отдельных ее участников. Критерии и сам процесс отбора в эту касту и есть собственно новым механизмом перераспределения чего-то ценного и значимого. Остальное — вода водянистая.

Сейчас в обществе крайне высок запрос на прозрачность власти во всем спектре ее деятельности. Отсюда появляются идеи о приоритетности внедрения различных ИТ-систем, делающих понятными и публичными процессы бюджетирования, закупки всего и вся, голосования за что-либо, сбора и учета мнению множества людей и пр. Я обеими руками за такие внедрения, т.к. этот запрос есть полновесная реакция на мерзости, творившиеся в Украине в течение многих лет. Но очень я боюсь, что основная часть энергии изменений уйдет в этот «свисток прозрачности». В то же время, ключевыми и приоритетными для государства в ИТ-сфере должны быть совсем другие задачи, укладывающиеся в небольшой набор требований.

По отношению к собственной ИТ-компоненте:

  • Повышение общей производительности труда во всех государственных и муниципальных учреждениях. Больший конечный результат при меньших затратах и усилиях.

  • Повышение эффективности работы через снижение общих издержек и себестоимости. Больше транзакций за меньшие деньги.

  • Повышение надежности и защищенности любых данных при общем росте уровня доступности к ним. Повальная интеграция баз данных и унификация служебных приложений. Защита данных не путем навешивания амбарных замков на экранированные ПК, а за счет реализации современной концепции безопасности.

Все вышеперечисленное может быть достигнуто только при нелинейном повышении качества работы ИТ-систем всех уровней. Т.е. существующее сегодня качество государственных информационных систем и сервисов ниже самого неприметного плинтуса. И это выглядит почти как приговор большинству работающих сегодня правил и стандартов создания и эксплуатации ИТ-платформ в госорганах.

По отношению к собственно ИТ-рынку:

  • Создание предпосылок и условий для развития рынка — как через рост внутреннего потребления, так и за счет развития международной кооперации. Искать свое место в международной цепочке производства вместо бесконечных камланий о необходимости инноваций и талантах украинских программистов.

  • Формирование механизмов, позволяющих эффективно приобретать на рынке решения, услуги и продукты, в наибольшей степени отвечающие требованиям к собственной ИТ-компоненте (см. выше).

  • Повышать конкурентоспособность и привлекательность местных ИТ-компаний через их публичную поддержку и пропаганду во внешнем мире. Защита собственной деловой ИТ-среды, исключая механизмы антирыночных запретительных барьеров. Примеров в других странах предостаточно.

Копаться и описывать каждый из этих пунктов можно долго — никакой статьи не хватит. Остановлюсь на одном тезисе, крайне важном для работы и развития множества отечественных ИТ-компаний сегодня и в обозримом будущем.

О физиках и лириках

Более двадцати лет моей карьеры менеджера в ИТ-компании сделали меня стойким скептиком по отношению к поведению государства в области покупки чего-то айтишного для собственных нужд. Государство как-то научилось приобретать вещи достаточно простые, т.е. легко описываемые технической спецификацией, а то и просто перечнем товаров. Гораздо хуже дело обстоит с заказами на технологически и организационно сложные проекты.

В первую очередь, речь идет о том, что штатные сотрудники госведомства просто не в состоянии квалифицированно написать грамотное техническое задание. Особенно это заметно при освоении донорских денег от западных фондов, требующих качественного обоснования целей и рамок финансируемого проекта, а также проведения тендера с соблюдением всех необходимых процедур. Специалист, занимающийся эксплуатацией существующих систем, не может работать на высоком уровне абстракции, рисуя на бумаге функциональность будущей системы. И тут всегда возникает ИТ-компания, которая берется выполнить эту сложную и кропотливую работу бесплатно в обмен на свою победу в будущем конкурсе на поставку. Не могу сказать, что такой подход плох во всём, но зачем потом городить огород с официальным тендером? Чтобы выполнить требования закона о госзакупках и легализовать давно принятое решение? Устройте тогда процесс выбора концепций и уровня квалификации поставщиков и доверьтесь опыту победителя. Но такой маршрут не дает возможности претендентам качественно проработать исходные данные, провести хотя бы экспресс-обследование объекта автоматизации и т.д. В итоге мы имеем то, что имеем — постоянная покупка чего-то понятного и ощутимого (оборудование, ПО) и совсем невнятный результат этой мучительной суеты. Работает ли система (программная или аппаратная), отвечает ли полученная функциональность исходным ожиданиям — нет ответа. А большинство жителей страны, далеких от ИТ кухни, рычит от злости в попытке получить справку о чем-либо, а чиновники самого разного ранга не могут объяснить, почему данные об одном и том же разнятся от ведомства к ведомству. Еще что-то постоянно падает, взламывается и не работает как надо.

Как стоило бы поступать? По-моему, необходимо внедрить в качестве минимально необходимого этапа покупки требуемой системы написание технического задания и, возможно, фазу проектирования. Эта работа может выполняться гораздо более квалифицированными подрядчиками, чем представители ИТ-служб заказчика. Тендер на приобретение необходимых для будущей системы компонент и работ по инсталляции будет в этом случае гораздо более эффективным и сбалансированным. В качестве инструмента борьбы с фирменными «заточками» в документации можно ввести запрет на участие в поставке оборудования тем компаниям, которые выполняли работы по написанию ТЗ. Такой подход мог бы мощно толкнуть вперед проектные организации и команды технологических экспертов. Сейчас большинство из них кормится процентом от проданного оборудования, реже ПО.

В ту же корзину. Набор существующих законов, регламентирующих процесс покупки технологически сложных вещей, безнадежно устарел. Все эти требования к поставщикам, всякие-разные допуски и прочая муть ни разу не оправдали необходимость своего существования. Я в этом убежден. В печку все это и переписать начисто.

Мне не очень нравится словосочетание «частно-государственное партнерство». Как-то захватана и покрыта эта тема непонятными пятнами за последние ...надцать лет. Но сегодня я вынужден признать, что такая форма работы могла бы во многом ускорить развитие ИТ-составляющей в государстве и около него, не вызывая многократного роста бюджета. Правда, я не уверен в том, что в недрах ведомств найдется человек, заинтересованный в переработке и продвижении этой идеи.

Эпилог. Все будет хорошо

И в завершение. К сожалению, никакие процедуры не могут заменить отсутствие современной культуры работы с информацией. Не люблю я грубить, но вспоминая кувшинные рыла многих чиновников, понимаешь, что такой вот непотребный гражданин всегда быстрее перетрёт со своими, чем додумается до получения необходимых данных на личный дэшборд или хотя бы в виде справки на служебном портале. Можно учить, можно люстрировать — кому что больше нравится. Но говорят о приходе какой-то молодежи с горящими глазами и европейским образованием на чиновничьи места. Придут, тогда и может что-то получиться.

А в остальном, прочитав написанные строки, я сам убедил себя в том, что все будет хорошо. Надо только немного поднапрячься и потерпеть. И еще верить, что все изменится к лучшему. Желаю этого светлого чувства всем участникам проекта под названием «ИТ Украина».