На "струйном" рынке почти без перемен

31 июль, 2002 - 23:00Сергей Горбунцов
Представить картину украинского рынка струйных принтеров будет, пожалуй, не очень сложно. Во-первых, здесь работают всего четыре производителя, и, во-вторых, поставками устройств занимаются не так уж много дистрибьюторов. А из тех изменений, которые могли повлиять на структуру продаж, расстановку сил или спрос, можно выделить только уход Xerox, дальнейшее снижение цен и улучшение параметров массовых моделей.

Структура рынка

Мнения игроков о емкости рынка разнятся достаточно сильно. Оценки колеблются от 100 до 200 тыс. единиц или в денежном выражении -- от 10 до 15 млн. долл. При этом производители все-таки больше склоняются к верхней границе. Так, по словам Натальи Орловой, руководителя дистрибьюторского отдела представительства Lexmark в странах СНГ и Балтии, количество реализованных в Украине в 2001 г. струйных принтеров достигло 180 тыс.

На "струйном" рынке почти без переменЧто же касается структуры продаж устройств по классам, то здесь мнения продавцов практически совпадают. Массовым моделям отводится около 80%, на аппараты верхнего уровня, включая принтеры, ориентированные на бизнес-пользователей, и фотопринтеры, приходится 18%. Вероятно, в следующем году должно произойти существенное расширение именно доли устройств верхнего уровня. Уже сейчас, по словам Ольги Орловой, общее снижение цен фактически не отражается на прибыли и компенсируется ростом продаж. Сбыт широкоформатных принтеров за последнее полугодие вырос с 0,5 до 2%. Причем, по мнению Сергея Усаткина, менеджера отдела дистрибьюции DataLux, сегмент широкоформатных устройств, который сегодня оценивается в 1000 штук и 3 млн. долл., в текущем году должен стать одним из самых динамичных. Предполагается, что рост здесь составит 100% в единицах продукции и 80% в денежном выражении.

А вот в оценках рыночной доли фотопринтеров единого мнения не существует. Как отмечают в DataLux, на них приходится около 15% продаж, в то время как у Canon, по данным киевского офиса компании, их доля не превышает 1%.

В целом, по прогнозам поставщиков, увеличение объемов продаж в 2002 г. вряд ли превысит 30% в единицах продукции и 10% в денежном эквиваленте. По данным Lexmark, медленный рост продаж в деньгах обусловлен, прежде всего, падением цен на массовые модели струйных принтеров, а также постепенным насыщением рынка, косвенным подтверждением чему является, кстати, изменение соотношения объемов реализации этих устройств и расходных материалов.

Результаты небольшого опроса показали, что, например, в DataLux продажи принтеров Lexmark и оригинальных материалов к ним соотносятся в пропорции 7:3. По сведениям киевского офиса Canon, объемы продаж этих двух категорий товаров почти сравнялись, а в ERC по итогам продаж за последний год соотношение составило 5:3.

Тем не менее, как показал недавний блиц-опрос (itc.ua/10608), сегодня на рынке расходных материалов преобладает неоригинальная (совместимая, перезаправленная и поддельная) продукция. На оригинальные в среднем по всем торговым маркам приходится около 25--30%, что, безусловно, не может радовать поставщиков. Ведь известно, что основной доход и производители, и продавцы принтеров получают именно от выпуска и реализации расходных материалов. Поэтому и в текущем году они продолжат работу по продвижению оригинальной продукции и рассчитывают на существенный рост ее сбыта.


Торговые марки

Статистика поставщиков свидетельствует о том, что сегодня ситуация на рынке, в общем-то, не очень отличается от той, которую можно было наблюдать год назад, соблюдены те же пропорции и распределение долей. Причем детальный анализ структуры предложений этих устройств в еженедельнике "Hot Line" показывает, что наибольшее число позиций, как и в августе 2001 г., занимает Hewlett-Packard с 34%, следом идут Epson и Canon практически с равным числом предложений, а замыкает список производителей Lexmark (11%).

Скорее всего данное распределение соответствует и реальным позициям этих торговых марок на рынке. По крайней мере, не вызывает сомнения лидерство Hewlett-Packard, причем некоторые дистрибьюторы считают, что рыночная доля этого производителя приблизительно равна сумме долей Epson и Canon. А вот точно определить, какая из двух последних марок занимает второе место, вряд ли возможно. По данным "Hot Line", структура предложений в июне (см. диаграмму) такова, что по количеству позиций второе место принадлежит Epson (29%), а третье Canon (25%). Тем не менее в течение года это соотношение менялось в пользу то одного, то другого производителя. По всей вероятности, Epson и Canon сегодня занимают приблизительно равные позиции, а Lexmark замыкает список.

Нельзя не сказать об уходе с рынка струйных принтеров Xerox, о чем было официально объявлено весной 2002 г. Однако рыночная доля этого производителя в начале года, по различным оценкам, составляла порядка 4--5%, поэтому исчезновение струйных принтеров Xerox из ассортимента местных поставщиков практически не сказалось на позициях других марок.


Тенденции

Как и раньше, наибольшим спросом на рынке пользуются массовые модели стоимостью до $100. При этом постепенное снижение цены на устройства класса low-end характеризуется постоянным улучшением параметров принтеров, в том числе и качества печати. Так, весной этого года практически все производители объявили о взятии очередных рубежей разрешающей способности принтеров начального уровня -- 3600 и 4800 dpi.

Фактически массовым потребителям сегодня стали доступны принтеры, которые еще год назад относились к более высокому классу. Однако сегодня проблема выбора в этом сегменте осложняется из-за схожести характеристик устройств и небольшого разброса цен на модели различных производителей (обычно не более $3--5). Как следствие, многие пользователи, ориентируясь на невысокие начальные инвестиции при покупке принтера, все большее значение придают его экономичности при последующей эксплуатации, что определяется стоимостью и ассортиментом доступных на рынке расходных материалов, возможностью использования неоригинальных расходников, а также некоторыми конструктивными особенностями самих устройств.

Среди тенденций, наиболее активно проявившихся в этом году, можно отметить проникновение струйной печати в офис. Ведь за последний год появились модели, ни по производительности, ни по экономичности не уступающие лазерным принтерам.