Говард Ляо, Mustek: «Сегодня Украина является неотъемлемой частью мирового рынка»

20 декабрь, 2006 - 16:43КО

Тайваньская компания Mustek известна на нашем рынке уже довольно давно прежде всего как производитель планшетных сканеров, портативных DVD-проигрывателей и другой потребительской электроники. Однако спектр выпускаемых ею продуктов этим не ограничивается, к тому же в последнее время он заметно расширился. У нас в гостях побывал Говард Ляо (Howard Liao), директор по продажам Mustek Europe. Мы начали наш разговор с ним с краткого исторического экскурса.

Mustek была основана в 1988 г. на Тайване, и сегодня наш главный офис находится в городе Хсин-Чу (Hsin-Chu). Тем не менее с 1997 г. основная часть производства компании сосредоточена в Китае, в провинции Донгван. В мире Mustek хорошо известна как пионер в области сканеров, ведь она была первой, кто, например, выпустил ручной портативный сканер. Кстати, в команде инженеров, разрабатывавших данный продукт, был и наш нынешний президент, Эрик Чен.

Mustek «Сегодня Украина является неотъемлемой частью мирового рынка»
Говард Ляо (Howard Liao)

В настоящее время Mustek – интернациональная компания. Первый ее зарубежный офис появился в США в 1989 г., а еще через год в Германии начало работу европейское отделение. Оттуда мы координируем всю нашу деятельность в Европе, а также в Израиле и Северной Африке. Два года назад во Франции открылся еще один филиал Mustek-Europe. Могу сказать, что мы очень довольны текущими результатами (тут напрашиваются какие-то результаты, хотя бы относительные цифры), и в дальнейшем большинство поставок по Европе будет контролировать данный офис. Кроме того, в 2004 г. была запущена сборочная линия в Чехии. Благодаря этому предприятию европейское представительство Mustek избавилось от всевозможных проблем, связанных с таможней.

В контексте нашего бизнеса в Европе хотелось бы отметить, что мы занимаемся созданием сети собственных торговых агентов. Сегодня большое количество их уже работает в Великобритании, Чехии и России. Такой способ ведения дел помогает нам лучше понять структуру и потребности рынка, поскольку в настоящий момент в Mustek происходит реструктуризация – мы меняем товарную политику. Раньше компания ориентировалась в основном на Западную Европу, однако в последние годы Восточная Европа также представляет для нас огромный интерес. Поэтому благодаря нашим агентам по сбыту и их тесной кооперации с дистрибьюторами, такими как DataLux в Украине, мы сможем продавать уникальные решения для каждого региона отдельно. Это означает, что у нас в портфеле наряду с товарами, ориентированными на весь европейский рынок, будут представлены специальные предложения для конкретных стран.

Окажется ли эта специализация настолько узкой, что ряд продуктов будет доступен только в некоторых странах?

В принципе, возможна ситуация, когда определенный комплект, поставляемый, скажем, в Украину, в Польше купить будет невозможно. Дело в том, что зачастую мы решаем подобные вопросы непосредственно с нашими дистрибьюторами. К сожалению, дать подробный ответ пока затруднительно, поскольку мы находимся на начальной стадии процесса реструктуризации.

В этом деле есть два аспекта. Во-первых, оптимизация затрат. Обычно на коробках с нашей продукцией дается описание на четырнадцати европейских языках. Локализованные изделия, например для Восточной Европы, будут иметь развернутую аннотацию на языках этого региона. Понятно, что документация, сопровождающая товар, на слишком большом количестве языков не нужна пользователю, кроме того, это неоправданно дорого в плане затрат на ее выпуск. Во-вторых, учет конкретных требований рынка. Так, мы уже начинаем поставки в Украину ИБП класса hi-end огромной емкости. И данный продукт можно купить только у компании DataLux и только в Украине: ни в Россию, ни в Польшу новые модели ИБП пока что не поставляются.

Мы полностью уверены, что реформация товарной политики – это очень правильное решение. Mustek пока не может позволить себе быть панъевропейской компанией. Безусловно, наша продукция присутствует на рынках всех стран, но мы будем стараться представлять уникальные предложения для каждого региона, следуя концепции «думай глобально, действуй локально».

Что вы можете сказать о финансовых показателях вашей компании? Какие продукты являются наиболее важными и доходными в различных регионах и Украине в частности?

Начнем с того, что рынки разных стран отличаются по темпам развития. Например, в Западной Европе очень популярны портативные проигрыватели DVD с тюнером DVB-T. В Украине и России данные продукты пока особого интереса не вызывают, в то же время в Германии доля Mustek в соответствующем сегменте составляет 78%. Огромным спросом также пользуются портативные медиапроигрыватели (PMP) с экраном диагональю 7 дюймов. В рейтинге самых продаваемых устройств такого рода первые три строчки принадлежат нашей компании.

Бренд Mustek хорошо известен и конкурентоспособен. Вторая же наша торговая марка ScanMagic предназначена для строго определенных ниш. Например, эти товары мы поставляем для некоторых супермаркетов, где важнее всего цена.

Наша компания начинала со сканеров, однако сейчас мы активно занимаемся и сегментом потребительской электроники. Несмотря на то что основное производство сегодня сосредоточено в Китае, на Тайване также остались заводы, и большая часть инновационных разработок ведется именно там.

В 2007 г. мы планируем расширение своей продуктовой линейки. В дополнение к портативным DVD-проигрывателям будут добавлены GPS-системы, а также MP4 PMP. Что же касается Украины, то мы собираемся работать с нашими партнерами более тесно. Самое главное, что есть отдача и ощутимый спрос. И вскоре мы хотим представить здесь GPS-системы – для этого предстоит наладить связи с локальными провайдерами электронных карт.

Вы упомянули о сканерах. Существует ли сейчас данный сегмент? Мы видим, что он неуклонно сокращается.

Вы, безусловно, правы насчет уменьшения рынка сканеров. Тем не менее на Западе эти продукты все еще пользуются спросом. Что касается Восточной Европы, то здесь мы больше не наблюдаем такого роста, как раньше. Еще 3–4 года назад в России он составлял до 35% в год. Однако рынок не сокращается, он просто стабилизировался, и в любом случае сканеры будут востребованы.

Как вы знаете, многие считали, что на замену сканерам придут МФУ. Но по ряду причин этого не произошло так быстро, как прогнозировалось. Во-первых, бюджетные многофункциональные устройства не могут предоставить высокое разрешение сканирования. Во-вторых, люди, у которых уже имеется принтер, не пойдут приобретать МФУ – такие пользователи предпочтут просто купить сканер.

В Восточной Европе объемы наших продаж и доля рынка по-прежнему стабильны. К сожалению, предоставить полную статистику по Украине сложно, поскольку в вашей стране нет официального исследования рынка сканеров. Однако согласно информации партнеров, наш бренд является здесь первым или вторым в этом сегменте. В России мы занимаем вторую позицию после HP, лишь немного уступая ей.

В нынешнем году в Западной Европе интерес к сканерам возобновляется. Например, наши коллеги, занимающиеся поставками в Великобританию, утверждают, что спрос на данные продукты там снова растет. Сложно сказать, что именно является причиной, но факт остается фактом. И это при том, что западноевропейский рынок сканеров уже перестал считаться жизнеспособным.

Безусловно, мы не сможем изменить ход истории и вернуть этим устройствам былую популярность. Но они точно останутся в разряде нишевых продуктов, а таковые обычно приносят дистрибьюторам хороший процент прибыли – меньше игроков, небольшая ценовая конкуренция.

Естественно, одними сканерами наш бизнес не ограничивается. В Украине, например, приобретают популярность источники бесперебойного питания Mustek. По данным IDC, в этом сегменте наша доля рынка составляет 29%. Кроме того, показатели по розничной продаже портативных DVD-плееров растут от недели к неделе. Нельзя оставаться на рынке, производя только сканеры, именно поэтому у компании очень широкая продуктовая линейка.

Известно, что Mustek занимается производством и цифровых фотокамер. Что вы можете сказать относительно данного сегмента?

Хочу отметить, что рынок цифровых фотокамер уже сформирован – тягаться с такими лидерами, как Canon или Olympus, невозможно. На данном этапе у нас в ассортименте есть 5-мегапиксельный фотоаппарат, оснащенный zoom-объективом. Однако все зависит от спроса, и мы будем продвигать эту камеру только в те регионы, где такие продукты пользуются популярностью. Если говорить о европейском рынке в целом, то мы не собираемся поставлять сюда вышеупомянутую модель в больших количествах.

В нашей линейке есть ряд цифровых камер с функциями камкордера. А вот в этом сегменте мы видим ряд перспектив, так как на устройства А-брендов цены пока еще слишком высоки. Что касается технического аспекта, то технологии производства видеокамер, в отличие от фотоаппаратов, очень сложно скопировать. В нашей продуктовой линейке представлены DV-камеры в диапазоне от двух до пяти мегапикселов. Они оснащены поворотным дисплеем и могут похвастаться хорошим дизайном, в них применяются как CMOS, так и CCD-матрицы. Правда, данные устройства обеспечивают лишь цифровое приближение (zoom). Поставлять цифровые фотоаппараты в Украину мы, в принципе, намерены, но в очень небольшом количестве.

Что вы можете сказать о поставках в Украину продуктов, которые совмещают в себе персональный медиаплеер и фотокамеру?

Как раз сегодня мы обсуждали с украинскими партнерами потенциальный интерес к такой комбинации. В Германии, например, мы обычно предлагаем PMP без камеры. Однако все еще впереди, поскольку эти устройства пока только приобретают популярность. Спрос ощущается по всей Европе, но не везде он одинаков. Что касается Украины, то начинать их массовые поставки еще рано, хотя у нашей компании для этого все готово. Прежде всего нужно скоординировать действия с дистрибьюторами, наладить каналы сбыта и глубже изучить рынок.

Какое положение Mustek в различных сегментах локального рынка?

Если говорить об Украине, то дела у нас идут хорошо. Мы сотрудничаем с надежными партнерами, все три наших дистрибьютора имеют отлаженную систему логистики и предоставляют клиентам наилучший сервис. Именно поэтому показатели Mustek в Украине очень высоки. Мы являемся одним из лидеров в сегменте сканеров, заметны и в секторе ИБП, где нас опережает только APC. Что же касается портативных DVD-плееров, то тут компания пока не может похвастаться лидерством. Однако на днях мы посетили магазины ведущих розничных продавцов в Киеве и остались весьма довольны результатом. В таком гигантском магазине, как «Метро», из восьми различных портативных DVD-проигрывателей четыре были от Mustek.

Говоря об украинском рынке, на каких продуктах вы собираетесь фокусироваться в дальнейшем?

Не хотелось бы выделять какое-либо направление, поскольку в Украине IT-рынок развивается такими же темпами, как и сегмент потребительской электроники. Мы хотим использовать сложившуюся ситуацию, и поэтому наши объемы продаж, как в секторе компьютерных технологий, так и в сфере бытовой электроники, существенно растут.

Есть ли у вас какие-либо специальные программы по продвижению ваших товаров для реселлеров и пользователей?

Поскольку Mustek не представлена в Украине напрямую, все наши действия согласуются с дистрибьюторами. Это обоюдный процесс – мы прислушиваемся к мнениям друг друга. Сейчас, например, хотелось бы максимально использовать рост спроса на ИБП. Уже начата совместная с DataLux программа, направленная на увеличение их продаж. Кроме того, подобные мероприятия проводились и с некоторыми розничными сетями, такими как «АМИ» и «Нова електроніка» в Донецке. В скором будущем мы, наверное, предложим какую-нибудь общеукраинскую программу.

Следующий вопрос касается ваших планов на будущее с точки зрения бизнеса. Не собираетесь ли вы открывать локальный офис? Многие конкуренты Mustek уже давно это сделали.

Как говорилось выше, мы начали создание сети торговых агентов по всей Европе, и Украина, безусловно, не будет исключением. Пока что не можем назвать конкретные сроки, но если возникнет острая необходимость, то сразу же будут предприняты меры. На данный момент Mustek полностью удовлетворена ситуацией и надеется, что ее кооперация с дистрибьюторами окажется максимально долгой. Мы очень ценим это сотрудничество.

Что вы можете сказать о планах по выпуску новых видов продукции?

Безусловно, собираемся представить совершенно новые устройства, включая, например, ЖК-телевизоры. Сегодня мы продаем их через некоторые каналы в Германии и Испании. Наша модель оснащена 19-дюймовым экраном, и есть проект по созданию 32-дюймового устройства. Кроме того, в существующих направлениях готовится к выходу на рынок и целый ряд других изделий. А в Украине скоро появится уже известный в Западной Европе DVD-плеер с караоке.

Ваши впечатления о Киеве?

Этот город очень быстро развивается. Что касается Украины в целом, то в отличие от Западной Европы, где рынок, традиции и взгляды на жизнь давно сформированы, ваша страна настроена на быстрый рост и способна принимать перемены. Украина сегодня является неотъемлемой частью мирового рынка, могу вам заявить это совершенно ответственно.