В комментариях к моему предыдущему посту о Google Nexus One прозвучала интересная мысль: а что, если просто Google купит HTC, и получит вместе с ней все необходимое для эффективной торговли железом в мировом масштабе? Углубившись в изучение этого вопроса, я нашел для себя немало интересного.
Как известно, понятие "покупка" неразрывно связано с понятием "цена". Мерилом стоимости компаний служит такой параметр, как "рыночная капитализация" (Market Cap). Нетрудно при помощи простого поиска (я пользовался базой Financial Times) найти эти цифры для обеих компаний.
Технически сделка возможна - даже если у Google не хватает свободной ликвидности, при таком соотношении цен она легко может задействовать "кредитное плечо", взяв банковскую ссуду под залог части своих акций. Это в принципе возможно для нее даже в нынешней экономическй ситуации.
Заинтересовавшись вопросом, я составил небольшую табличку с цифрами рыночной капитализации прочих крупных представителей IT-индустрии. Начал с производителей ноутбуков:
Здесь для Samsung и LG учтена только капитализация подразделений Electronics, непосредственно задействованных в выпуске компьютеров. Нужно иметь в виду, что под этими брендами работает огромное количество других дочерних компаний - химических, телекоммуникационных, автомобилестроительных, финансовых, страховых, каких угодно (к примеру, отдельные подразделения Samsung строят корабли и самолеты). Sony, наоборот, учитывается в базе FT "целиком", вместе с игровым и медийным подразделениями.
Обратите внимание, насколько капитализация компаний различается в зависимости от страны юрисдикции. Самые дорогие - американские. Дальше следуют корейские, японские, замыкают рейтинг тайваньские и китайские, несмотря на то, что по объемам продаж они нередко превосходят своих конкурентов.
А как обстоят дела у производителей мобильных телефонов?
Учитывая, что "чистых" телефонистов с мировыми брендами осталось всего три, таблица оказалась предельно короткой. Motorola даже в ее нынешнем состоянии стоит весьма немало, поддерживают компанию продажи на китайском и некоторых других аналогичных рынках. А вот Nokia, мне казалось, должна стоить дороже. Что же касается Sony Ericsson, то эта компания находится в частной собственности, открытых данных по ее капитализации нет.
Ну а что остальные известные высокотехнологичные компании?
Обратите внимание на то, с какой легкостью набирают капитализацию компании, специализирующиеся на производстве программных продуктов и сервисов. Неплохо себя чуствуют также производители компонентов. Обратите внимание, что стоят они в среднем больше, чем компании, выпускающие готовые компьютеры. По всей видимости, портфели патентов, о которых особо пекутся фирмы этого профиля, дают весомый вклад в их рыночную стоимость.
Ну и напоследок поговорим об операторах.
В среднем, капитализация восточноевропейских операторов примерно одинакова. Новосозданный Vimpel Communications, объединивший в себе "Киевстар" и "Билайн" получился достаточно дорогим, хотя его отрыв от МТС и небольшой. Существенно отличаются по капитализации крупные западноевропейские компании. Ну и американские стоят традиционно дорого.
Капитализацию других компаний каждый желающий может узнать на том же ресурсе http://markets.ft.com/markets/overview.asp.