"Моторчик" интернет-культурки?

25 сентябрь, 2007 - 18:43Андрей Зубинский

В 1990-х годах двое ученых Корнельского университета провели ряд исследований, завершившихся публикацией в декабре 1999 г. в "Журнале Личности и социальной психологии" (Journal of Personality and Social Psychology) статьи, за которую авторы уже через год удостоились игНобелевоской премии.

К слову, игНобоелевская премия - это вовсе не "награда за самую развесистую клюкву", а поощрение для тех, кто "сначала заставляет смеяться, а потом - задуматься".

Так вот, прошло всего-то - неполных восемь лет, и у меня лично работа Джастина Крюгера и Дэвида Даннинга (Justin Kruger, David Dunning) улыбки уже не вызывает.

Возможно потому, что в "интернет-культуре" (точнее, - в интернет-культурке) эффект Даннинга-Крюгера работает как часы.

А заключается он в следующем: люди, знающие меньше, убеждены в том, что они знают больше чем те, кто явно знает больше.

Иными словами - модель "меньше знаешь - крепче спишь" трансформировалась в совсем уж оруэлловское "незнание - это сила". Причём трансформация подтверждается экспериментально.

Хм.

В таком случае что же это получается?

Если сверхвысокую скорость распространения "контента", да умножить на ускорение роста числа подключенных к формированию "контента", да полученное умножить на скорость генерации "контента", и результат опять умножить на агрессивность "генераторов" (в соответствии с эффектом Даннинга-Крюгера)...

PS

Кстати, Даннинг и Крюгер "стояли на плечах  гигантов" - например, в СССР имела хождение пословица "чем круглее дурак - тем дальше он катится".

А ведь она, по сути, о том же.