MojoWorld 3

18 март, 2005 - 00:00Артем Юрченко
Тайны мира Mojo впервые открылись перед читателями "Компьютерного Обозрения" в марте 2003 г.. С тех пор число сторонников этого течения в электронном искусстве многократно увеличилось, заставив идейного вдохновителя компании Pandromeda профессора Кентона Масгрейва продолжить творческие поиски. Их промежуточным итогом можно считать недавний выпуск третьей, основательно переработанной версии графического пакета MojoWorld.

Anything one man can imagine other men can make real.
Жюль Верн

Концепция продукта, основанного на учении о фрактальной геометрии Франсуа Мандельброта, кардинальным изменениям не подверглась. Богатый технологический арсенал по-прежнему делится на две части -- креативную (Generator) и исследовательскую (Viewer/Focus).

MojoWorld 3
MojoWorld 3
Наиболее легкий путь к генерации новых планет открывается через Planet Wizard 3
MojoWorld 3
Layout Mode представляет собой идеальное решение для финишной доводки ранее созданных проектов
MojoWorld 3
Путешествие по бескрайним фрактальным просторам начинается с загрузки Mojo-навигатора Focus
MojoWorld 3
Перед официальной премьерой профессиональной версии Generator включенные в нее алгоритмы прошли серьезную обкатку в Голливуде при изготовлении спецэффектов для фильма "Послезавтра"
Бросая вызов многочисленным шаблонным интерфейсам эры Windows, разработчики предложили тщательно продуманную оболочку, не препятствующую быстрому и глубокому освоению потенциала, заложенного в продукт. Наверное, в случае с детищем Pandromeda иначе и быть не могло, ведь его целевая аудитория в большинстве своем далека от знания особенностей действия того или иного технологического механизма.

Ярким примером концепции интерфейса служит новый режим Layout Mode. Он отвечает за эмуляцию чуждого трехмерным приложениям "плоского" стиля работы со сценами. Аналогично принципам, которые исповедуют редакторы класса Adobe Photoshop, все операции выполняются лишь в координатах X и Y. Так, геометрические каркасы перемещаются или масштабируются в плоскости экрана, однако изменить их свойства, к сожалению, невозможно. Встречаются здесь и знакомые по растровым пакетам инструменты. К примеру, SmartStamp Tool клонирует выделенные объекты. Освещенность композиции настраивается здесь же, через виртуальные общие и местные источники света. На этот показатель влияет установка времени суток и поры года. В меню параметров рендеринга Layout Mode имеется удобный слайдер "качество/скорость", избавляющий от рутинного подбора многочисленных настроек. Финальные штрихи аккуратно наносятся элементами группы MojoFX -- среди них не только имитация дождливой или снежной погоды с дымовыми и туманными завесами, но и более простые операции вроде бликов от попадания света в фокус камеры или рамки вокруг визуализированного изображения.

Таким образом, Layout -- идеальное решение для окончательной доводки проектов. Начинать же их часто приходится с запуска оригинального поэтапного мастера Planet Wizard 3. С его помощью пользователь проходит через семь стадий зарождения нового мира. Первые шаги посвящены определению рельефа поверхности (Land Texture) и его цветовой палитры (Land Material). Затем автоматически сгенерированную форму можно разнообразить, добавив систему сообщающихся рек и озер (Water), небесное светило (Sun), естественный спутник (Moon) и россыпь более мелких астрономических элементов (Stars и Rings). Завершается работа мастера погружением новорожденных космических тел в реалистичную атмосферную среду. От будущих прогулок по двум одинаковым фрактальным ландшафтам страхуют функции Random в каждом из отделений подредактора.

Не будет преувеличением назвать MojoTree наиболее долгожданным инструментом третьего поколения Generator. Вникнув в тонкости его функций, владельцы профессиональной версии смогут "разбавлять" безграничные территории собственных виртуальных владений ласкающими взор зелеными насаждениями. Вопросы растениеводства в Tree отданы на откуп подредакторам Branches и Leaves. Сочетая их функции, фрактальную флору можно селекционировать и модифицировать. Ограничений на полет фантазии нет -- из ветвей и листьев легко "сплести" даже объекты, напоминающие малые архитектурные формы. Не нужно высаживать каждое растение вручную -- об этом позаботятся интеллектуальные алгоритмы подредактора Forest. Остановив свой выбор на одном из рабочих режимов (Single Mode, Local Forest, Global Forest), поверхность планеты можно засадить выборочно или в полном объеме, указав при этом плотность высадки на один квадратный километр. Естественно, большое количество разбросанных по всей площади планеты элементов MojoTree плохо влияет на скорость визуализации. Именно поэтому режимы Local Forest и Global Forest дополнены опцией Clipping Distance, которая контролирует и допускает к просчету только деревья, находящиеся в поле зрения камеры.

Не ущемляются в вопросе цифровой ботаники и пользователи любительской версии Generator. Страницы сайта www.3dplants.com передают в их полное распоряжение четыре дюжины наиболее популярных представителей земной флоры. Использование Tree в симбиозе с остальными частями Mojo (в особенности это касается моделлера River) открывает новые горизонты в части построения полноценных экосистем планетарного масштаба.

Следующая достопримечательность Generator 3 Pro -- развитые анимационные средства, включенные в модуль MojoMovie. Внушительный набор заранее подготовленных "возбудителей" спокойствия вдохнет жизнь в любую статическую сцену. Под влиянием некоторых из них океанская гладь покроется мелкой рябью или проявит более бурную активность. Другие же, воздействуя воздушными потоками на спокойствие атмосферы, создадут в небесах динамические замысловатые узоры. Особо не вдаваясь в технические подробности, Масгрейв и компания возложили все заслуги за оживление живописного царства процедурных чудес на так называемые четырехмерные фракталы. Вдобавок ко всему, MojoMovie отвечает за физически правильное движение находящихся в зоне видимости планет и звезд.

Расширение диапазона навыков MojoMovie происходит за счет создания анимационных шейдеров. От встречи с математическими функциями и формулами художников защищает модуль MojoGraph. Он генерирует образцы с новыми свойствами путем интерактивного смешения процедурных компонентов из собственного банка шейдеров. Пользователи, знающие толк в программировании, смогут пойти еще дальше и непосредственно модернизировать инструментальные средства Generator. К примеру, не составит большого труда встроить новые слайдеры в панель Hyperscape Mixer, которая в своей базовой комплектации регулирует только насыщенность карты звездного неба, облачность в зоне дислокации камеры, высоту и форму гор.

"Думай глобально, действуй локально!" -- таков девиз модуля Parameter Bombs. Его сфера деятельности -- местная коррекция рельефов и водных бассейнов, изменение плотности атмосферных слоев и простирающихся под ними лесных массивов.

После решения насущных креативных вопросов самое время готовиться к путешествию по бескрайним фрактальным просторам. Начинается оно с загрузки Mojo-навигатора. В отличие от бесплатной вариации Viewer его функционально более насыщенная версия Focus способна не только перемещать в любую точку планеты, но и вносить значительные изменения в открывающиеся взору виды. Это стало возможным благодаря включению в ее состав упомянутых выше модулей Planet Wizard 3 и MojoFX, а также библиотек с образцами деревьев, профильных моделей, генераторов света и т. д. Главное достоинство Focus -- средство Photo Trimmer. Его активизация позволяет с высокой точностью отделить объект внимания (будь то домашний любимец или же сам автор картины) от заднего фона фотографии и поместить в виртуальный мир. При этом процесс визуализации сгладит вероятные погрешности от объединения 2D- и 3D-материала, выдавая на-гора весьма достоверные репродукции. К слову сказать, при поиске оптимального варианта рендеринга программисты Pandromeda отдали предпочтение гибридизации Scanline- и RayTracing-техник. Тем самым удалось добиться оптимального соотношения между скоростью просчета и реализмом изображения.

Навигационная консоль, по праву именуемая "сердцем" Focus, дополнилась удобной системой управления JogNav. Доступный по умолчанию полупрозрачный трекбол заметно облегчает маневры на местности, расширяя предоставляемую режимами Walk, Fly и UFO свободу перемещения. Быстрому ориентированию на незнакомой территории поспособствуют интерпретация технологии глобального позиционирования GPS, установки необходимой широты и долготы, индикатор местонахождения относительно уровня моря и грунта. При желании средства телепортации RandomCam будут случайным образом доставлять исследователя в разные точки планеты.

В одном из разделов сайта www.pandromeda.com расположены ознакомительные Win/Mac-версии Generator и Focus. Здесь же имеется и онлайновый магазин, предлагающий полнофункциональные версии Standart и Pro. Их стоимость $199 и $479 соответственно. Виртуальный исследователь Focus эквивалентен сумме $49. Для пользователей, загоревшихся идеей построения фрактальных пейзажей, стоит порекомендовать виртуальное сообщество моджонавтов www.mojoworld.org. Его секции заполнены полезными рекомендациями давних приверженцев идей Масгрейва. К тому же здесь легко пополнить рабочие каталоги личной копии MojoWorld как отдельными элементами, так и целыми планетами.

Комментарий специалиста

Кентон Масгрейв
президент компании Pandromeda



Start with nothing -- create everything!

Я уверен, что с момента нашего последнего общения компания Pandromeda достигла значительного роста. Прежде всего предложена основательно переработанная линейка программных продуктов серии MojoWorld 3. Ее основной компонент -- Generator -- развивался по любительскому и профессиональному направлениям. Первое -- более дешевое и предназначено для домашнего использования, второе -- несколько дороже и нацелено прежде всего на специалистов. Кстати сказать, перед официальной премьерой Proверсии включенные в нее алгоритмы прошли серьезную обкатку в Голливуде при изготовлении спецэффектов для фильма "Послезавтра". Помимо этого, бесплатный модуль Transporter был преобразован во Viewer, а усиленный Transporter Pro отныне носит название Focus. Ключевое новшество последнего в том, что владеющие цифровыми фотокамерами моджонавты смогут помещать себя в самолично придуманные миры.

Как вы понимаете, изменения заключаются не только в смене вывесок. Главный акцент в третьей версии сделан на ускорении всех рабочих процессов. Нашли место и абсолютно новые решения. Так, моя давняя мечта -- MojoTree -- усердно засаживает ранее пустынные территории разного рода растительностью. Еще один новичок -- MojoMovie -- расширяет спектр анимационных способностей редактора. Если говорить о моих предпочтениях в MW3, то это, безусловно, Planet Wizard. В корне переработанный модуль стал проще в использовании, теперь ему под силу генерация бесчисленного множества абсолютно уникальных небесных тел несколькими кликами мышки. Заслуживает всяческих похвал и работа наших сотрудников над RandomCam -- виртуальным экскурсоводом по местам "боевой славы" Planet Wizard.

В заключение мне отрадно заметить, что с недавних пор существенную помощь компании в разработке серии Mojo оказывают и украинские программисты. Пока что на условиях аутсорсинга ими пишутся части программы, отвечающие за взаимодействие с внешним миром. Под "внешним миром" я подразумеваю графические пакеты третьих фирм, пользователи которых желают разнообразить свои произведения характерными только для MojoWorld деталями. Без скрытой лести отмечу, что в Украине трудятся очень сильные специалисты, и я всецело удовлетворен сотрудничеством с ними.