Мобильный рынок, II кв.: снова рост

29 август, 2004 - 23:00Юрий Kондратенко
Казалось бы, о каких претензиях со стороны инвесторов может идти речь, если компания сохранила за собой лидирующие позиции и сумела нарастить объемы продаж? На рынке программного обеспечения уже никто не удивляется, когда в день объявления новых прибылей, не соответствующих ожиданиям аналитиков, акции некоторых производителей начинают падать. Аналогично в сегменте мобильных устройств небольшая потеря рыночной доли даже при росте продаж на 11,8% (по сравнению со вторым кварталом 2003 года) привела к появлению ряда критических статей в адрес финской компании Nokia.

Ситуация на рынке по итогам второго квартала выглядит следующим образом: Nokia заняла первое место, отгрузив 45,4 млн. аппаратов и захватив 27,7% рынка. Motorola сохранила за собой второе место с 24,1 млн. проданных телефонов и долей в 14,7%. Ей на пятки наступает Samsung с 22,7 млн. телефонов и долей в 13,9%. Компании Siemens и Sony Ericsson, если верить отчету IDC, поделили четвертое и пятое место с 10,4 млн. реализованных телефонов и рыночной долей в 6,4% каждая. На ше-с-том месте оказалась LG Electronics (9,94 млн. телефонов и 6,1%).

Наибольшие темпы роста продемонстрировала южнокорейская LG Electronics. По сравнению со вторым кварталом прошлого года ей удалось увеличить объемы продаж на 87%, сократив разрыв с Sony Ericsson и Siemens до 500 тыс. аппаратов. Не исключено, что с подобными показателями LG в ближайшее время сможет занять стабильное положение в пятерке лидеров. Другой корейский производитель Samsung, находящийся в табели о рангах чуть выше, также показывает весьма динамичный рост. По сравнению со вторым кварталом 2003 г. объемы продаж компании выросли на 76%.

Впрочем, после несколько вялого первого квартала, в котором для мобильной индустрии спад продаж считается уже легко прогнозируемым и сезонным, во втором квартале только ленивый не увеличил объемов сбыта. Все компании из списка лидеров отгрузили больше телефонов, чем во II кв. 2003 г. Если же сравнивать второй квартал с первым, то здесь рост продемонстрировали все вендоры, кроме американской Motorola. Аналитики из IDC отметили, что обновленные линейки помогли ей остаться на втором месте в списке лидеров, однако учитывая показатели корейской Samsung, инженерам из Motorola придется потрудиться над увеличением привлекательности своих моделей для корпоративного и потребительского рынка.

В соответствии с данными Strategy Analytics, суммарные продажи мобильных телефонов на мировом рынке во втором квартале увеличились на 38% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достигли отметки 157 млн. единиц, причем продажи шестерки лидеров выросли более чем на 50%.

Согласно IDC, показатели выглядят несколько иначе -- 36,7% и 163,7 млн. соответственно, при этом рост по сравнению с первым кварталом составил 2,5%. В сопоставлении со вторым кварталом 2003 г. объем рынка увеличился на 36,7%.

Рост популярности мобильных телефонов приводит к неожиданным побочным эффектам. В августе британская ассоциация Mobile Data Association сообщила о возрождении интереса к WAP на территории Объединенного Королевства. В июне британцы просмотрели 1,11 млрд. WAP-страниц, что было зафиксировано как рост в 42%. Слегка забытый протокол многими Web-разработчиками был уже похоронен.

Аналогично на рынке венчурного капитала инвесторы заинтересовались мобильными играми. На сегодняшний день игровое ПО для телефонов уже приносит миллиардные доходы -- в 2003 г. его было продано на 1,1 млрд. долл. За весь 2003 год инвесторы вложили 50 млн. долл. в шесть компаний, занимающихся разработкой игрового ПО для телефонов. В первом квартале 2004 г. было зафиксировано 8 капиталовложений в индустрию мобильных игр. Общая сумма инвестиций составила 86 млн. долл.

По данным компании Instat-MDR, к концу 2004 г. в клуб обладателей мобильных телефонов вступит 1,5 млрд. человек. К 2009 г. число мобильных абонентов вырастет до 2,5 млрд. Рынками, обеспечивающими наибольший рост, Instat-MDR называет Китай и Индию.

Компания  Продажи во II кв. 2004 г., млн. шт.  Доля на рынке во II кв. 2004 г., % 
Nokia  45,4  27,7 
Motorola  24,1  14,7 
Samsung  22,7  13,9 
Siemens  10,4  6,4 
Sony Ericsson  10,4  6,4 
LG Electronics  9,9  6,1 
Другие  40,8  24,9 
Источник: IDC