Мобильные приложения как бизнес

23 август, 2010 - 15:46Тарас Мищенко

Возрастающая популярность «умных телефонов» привела к появлению огромного количества всевозможных приложений для них. Особняком здесь стоят Apple и Google, создавшие пока наиболее удобные мобильные платформы и системы цифровой дистрибьюции программ. ОС для смартфонов также составляют интерес для разработчиков, так как функционируют и на интернет-планшетах, популярность которых все растет. Это очень перспективный рынок, продолжающий активно развиваться, и на нем еще достаточно места, чтобы занять собственную нишу и начать зарабатывать деньги.

Аудитория

Мобильные приложения как бизнес

С каждым днем пользователей iPhone и Android-смартфонов становится все больше. Только за II квартал 2010 г. Apple удалось реализовать 8,75 млн телефонов, причем за первых три дня продаж iPhone 4 его успели приобрести 1,7 млн человек. У Google статистика не менее впечатляющая: по ее информации, ежедневно во всем мире пользователи активируют 160 тыс. Android-смартфонов. Как оказалось, в Украине тоже достаточно много покупателей устройств на этих платформах. По данным исследования компании iVox, сделанного по заказу Stanfy, в котором приняла участие 1 тыс. человек, в нашей стране около 102 тыс. владельцев iPhone и приблизительно 26 тыс. – смартфонов с Android. В целом же телефоны Apple занимают 4,5% украинского рынка мобильных платформ, а устройства на операционной системе Google – только 1,2%.

Информацией о количестве подписчиков iPhone-приложения телеканала новостей «24» поделился Олега Федоришин, ИT-директор компании: «У нас уже около 75 000 человек, установивших программу на iPhone с момента ее выхода. И в день порядка 2500 просмотров видео и 700 уникальных пользователей».

Статистика по интернет-планшетам также многообещающая. Всего за 80 дней Apple удалось реализовать 3 млн iPad. При этом ранее Forrester прогнозировал, что в 2010 г. на территории США количество подобных устройств достигнет 3,5 млн, а к 2012 г. их будет продаваться больше, чем нетбуков. Как видно, известная аналитическая фирма ошиблась, и интернет-планшеты стремительно приобретают популярность. Пока на этом рынке правит iPad, но в скором времени компанию ему составит множество продуктов на платформе Android – как от именитых, так и от малоизвестных брендов. К сожалению, узнать статистику по продажам iPad в Украине еще невозможно, поскольку официально устройство еще не ввозится. Отдельные «серые» поставки и царящий на рынке ажиотажный спрос дают повод предположить, что реализовано их совсем немного.

Разработка для iPhone, iPad и Android-устройств

Мобильные приложения как бизнес

Чтобы начать создавать приложения под iPhone и iPad (iOS), понадобится пройти в Apple регистрацию в качестве разработчика, для чего нужно будет приобрести один из трех пакетов для программистов: индивидуальный, для компаний либо корпораций. Стоимость первых двух составляет $99: вложив эти средства, индивидуальный разработчик или компания получают право размещать свои приложения в App Store. За третий пакет в Apple просят $299, но он актуален для корпоративных заказчиков, планирующих распространять ПО только среди сотрудников или клиентов. Разработка для iPhone и iPad по умолчанию предусматривает наличие компьютера с операционной системой Mac OS X на процессоре Intel, так как на другом ПК пакет программ iPhone SDK просто не будет работать. После регистрации в Apple его можно загрузить бесплатно. Следует отметить, что за распространение платного приложения в App Store Apple берет 30% прибыли от его продаж, это необходимо учитывать при ценообразовании. Стоимость программ в App Store может составлять от $0,99 до $999.

Чтобы начать разработку приложений под Android, также необходимо будет пройти регистрацию, но для этого придется заплатить Google всего $25. Пакет утилит для программистов Android SDK доступен бесплатно, и сразу для трех платформ – Windows, Mac OS X и Linux. Это упрощает создание программ под Android, так как позволяет обойтись наличным парком компьютерной техники, не тратя дополнительных средств. За дистрибьюцию платного ПО в Android Market Google также берет комиссионные в размере 30% стоимости каждого проданного приложения. Устанавливать цену на него можно любую.

Мобильные приложения как бизнес

У компании, которая заинтересована в присутствии собственного бизнес-приложения на смартфонах с Android или iOS, есть два варианта реализации такого проекта: собрать собственную команду программистов или обратиться к сторонним специалистам. Как сообщил Павел Башмаков, директор Stanfy: «Минимальная команда по созданию приложений для этих платформ должна состоять из менеджера проектов, дизайнера, по одному разработчику iPhone (Objective-C) и Android (Java). Очень важно не забыть о тестировании, оно может выполняться как самим разработчиком, так и отдельным человеком, которого целесообразнее привлекать на долгоиграющие проекты. Всего это 4–5 человек». Также, по словам Павла, если обратиться к сторонним компаниям, специализирующимся на создании мобильных приложений, то самая простая программа для iPhone обойдется в среднем в 2000 евро. Более серьезные проекты будут требовать бюджета порядка 6–8 тыс. евро. Когда же возникнет необходимость сделать версию для iPad, то ее разработка на 50% труднее, а значит, потребует больше затрат. Для Android подготовка приложения обычно оказывается на 30–50% сложнее программы для iPhone.

Способы монетизации

Заработать на программах для iPhone и Android можно за счет их продажи. У нас официально App Store пока недоступен, хотя пользователи могут покупать в нем приложения через российскую версию, принимающую платежные карты некоторых украинских банков. Android Market в Украине имеет только версию с бесплатными программами, а в Google сообщают, что работают над включением раздела с платным контентом, но пока отказываются назвать даже приблизительные сроки его реализации. В итоге, если через App Store продавать приложения покупателям из Украины и России еще можно, то для Android есть смысл создавать международные проекты.

Мобильные приложения как бизнес

Другим вариантом заработка на пользователях iPhone, iPad и Android-устройств является демонстрация рекламы в программах. Это могут быть как контекст (Google предлагает размещать объявления AdSense), так и баннеры. Есть и другие, более интерактивные способы рекламы на мобильных платформах. В данный момент свою технологию монетизации для iOS начала продвигать Apple. Она носит название iAd, и с ее помощью в программу можно добавить целое интерактивное приложение, включающее мини-игры, видео, фотографии и музыку. По мнению Стива Джобса (Steve Jobs), это более выгодно, так как несет в себе множество способов взаимодействия с пользователем. «Перспектива в размещении объявлений на iPhone, iPad и Android-устройствах в Украине есть. Я уже видел в некоторых приложениях, применяющих контекстную сеть Google AdSense, рекламу наших клиентов. Тем не менее эффективной она может быть только при демонстрации в пяти-шести тематических программах», – сообщил Максим Макаренко, управляющий директор компании DIGITAS Ukraine.

Новые платформы

Популярность iPhone и Android-смартфонов подтолкнула других игроков рынка к созданию своих мобильных платформ с удобными средствами разработки и сервисами дистрибьюции программ. В частности, в 2010 г. Microsoft планирует вывести на рынок операционную систему Windows Phone 7, первые устройства на основе которой должны появиться в октябре. Этот продукт компании может стать качественным шагом вперед по сравнению с Windows Mobile. Именно потому Microsoft предложила разработчикам начать писать ПО для Windows Phone 7 заново, обеспечив их необходимыми средствами для программирования.

Мобильные приложения как бизнес
Мобильные приложения как бизнес

В основу приложений для новой мобильной операционной системы легли Silverlight и XNA Framework. При этом последний выполняет функции ядра для создания игр, а Silverlight позволяет делать интернет-приложения. Для Windows Phone 7 Series доступны бесплатные средства разработки, которые включают Microsoft Visual Studio 2010 Express for Windows Phone, дополнение Windows Phone 7 Series для Visual Studio 2010 RC1, XNA Game Studio 4.0, эмулятор Windows Phone 7 Series Emulator для тестирования приложений и Expression Blend for Windows Phone CTP. Новую систему дистрибьюции ПО Microsoft назвала Windows Phone Marketplace. Распределение доходов от продажи программ в ней будет осуществляться по тому же принципу: 70% получит автор, а 30% – Microsoft. Покупатели смогут осуществлять оплату с помощью банковских карт или средств на счету оператора. Также часть приложений планируется распространять вместе с интегрированной рекламой.

От конкурентов не отстает и Samsung: кроме активной поддержки Android, Windows Mobile, Symbian и LiMo, компания создала свою мобильную платформу под названием bada, которая основана на ядре Linux. Она во многом похожа на Android, но имеет свой уникальный интерфейс TouchWiz и набор средств для программистов. bada SDK доступен всем желающим после бесплатной регистрации. Этот пакет программ включает следующий инструментарий: API, конструктор интерфейса пользователя, интегрированную среду разработки, эмулятор, отладчик, руководства, примеры кода и документацию. После создания приложения его можно распространять бесплатно или продавать через магазин Samsung Apps. Как и другие компании, Samsung планирует получать 30% дохода от каждой реализованной программы, а 70% отдавать автору. Первые устройства на bada только начинают поступать на прилавки, но в Samsung обещают активно расширять их ассортимент и развивать свою мобильную платформу.

Стоит ли разрабатывать?

Как видно, перспективы монетизации приложений для iOS и Android, предназначенных исключительно для украинской аудитории, довольно туманны. Однако если компания планирует сделать программу для широкой аудитории, вложенные средства скорее всего себя окупят. Занявшись разработкой приложений для iPhone, iPad или Android, также можно создать имидж инновационной компании, которая работает на перспективу. Эти инвестиции могут вернуться уже в ближайшее время, ведь количество пользователей высокофункциональных мобильных устройств будет стремительно расти и еще не скоро достигнет своего предела. К тому же рынки приложений для русскоязычного сегмента во многих категориях пока очень далеки от своего наполнения, и тому, кто хотел бы стать первым на данном поприще, стоит поторопиться.