Мобильное предприятие: что кроется за названием

21 июнь, 2014 - 17:47Александр Черников

Как ни странно, но за последнее десятилетие практические шаги в области построения «мобильного предприятия» не достигли и доли процента разговоров о нем. Представление о данной концепции до сих пор составляется на основе известных нам потребительских устройств – мобильных телефонов, смартфонов и планшетов, «которые всегда онлайн». На деле же корпоративные мобильные технологии при кажущейся очевидности скрывают, как айсберг, 90% «подводных» трудностей, затрагивающих сами основы построения бизнеса и требующих решения множества не только технических, но и организационных вопросов.

«Ужасно интересно
все то, что неизвестно…»

Песенка из мультфильма «38 попугаев»

Мобильное предприятие: что кроется за названием

1. О чем, собственно, мы говорим?

Для начала вернемся чуть ли не на десятилетие назад. В июле 2007 г. в Торонто состоялась Шестая международная конференция по управлению мобильным бизнесом (Sixth International Conference on the Management of Mobile Business, ICMB 2007).

В ее расписании затерялось (а теперь, спустя семь лет, и забылось) выступление доктора Рахула Басоле (Rahul C. Basole) из американского Tennenbaum Institute –

– о создании мобильного предприятия, главной метрикой* успешности которого является ценность**:

(The Emergence of the Mobile Enterprise: A Value-Driven Perspective).

Он далеко не одинок. Достаточно много специалистов высказывались за это время в том смысле, что, перед тем, как строить мост, неплохо бы сначала все-таки определиться: как его строить – вдоль или поперек реки.

Их оппонентами всегда были компании, разрабатывающие мобильные решения. Их позиция диаметрально противоположна: «Все знают, что мобильность – это хорошо! Внедряйте наши решения и учитесь их использовать».

Стоит напомнить, что лет десять назад одно из прогрессивных кафе в Киеве (очевидно, на волне интереса к IT) попробовало внедрить прием заказов клиентов с мобильных устройств, которые носили официанты. Оказалось, что это не имеет никакого практического смысла. Все можно было сделать обычным заказом.

Поэтому давайте не спеша разберемся в двух положениях одной строки, приведенной выше: что такое «метрика», и что такое «ценность».

* Метрика. Пожалуй, нельзя управлять «чем-нибудь», если вы не в состоянии это «что-нибудь» измерять. Даже Википедия не даст вам удовлетворительный ответ на то, что является метрикой или что представляет собой метрика.

Более адекватное представление можно получить, например, из статьи «Оценка работы процессов. Показатели и метрики» – или других источников.

** Ценность. В отношению к предприятию его общую ценность (социально-экономическую) в первом приближении можно понимать как полезность его продуктов и/или услуг для потребителей.

2. Как убрать путаницу понятий

Но вернемся к мобильному предприятию. В конце мая 2014 г. уважаемая IDC провела вебинар на тему «Каковы основные преимущества мобильных корпоративных приложений» (What Are The Biggest Benefits Of Mobile Enterprise Applications?).

Выступления семилетней давности и сегодняшнее удивительно похожи друг на друга. Разумеется, речь не идет о плагиате. Просто сам предмет обсуждения и поднимаемые вопросы за это время не слишком изменились. К этому вебинару мы еще вернемся – после того, как рассмотрим более подробно, о чем же говорил в 2007 г. доктор Рахул Басоле.

Мобильное предприятие – очень общий и мало что говорящий сам по себе термин. Пожалуй, правильнее будет сказать, что это – некоторое общепринятое название широкой области, за которым может скрываться целая группа соответствующих приемов работы и необходимых для этого информационных технологий.

Наиболее распространенное понимание «мобильного предприятия» заключается в том, что его сотрудники имеют возможность использования всех необходимых приложений и данных из любого физического места, где бы они ни находились в данный момент и в какое время суток это бы ни происходило. Кроме этого, они имеют необходимые коммуникационные средства для общения и совместной работы.

За последнее десятилетие понятийная база «мобильного предприятия» постоянно расширялась, совершенствовалась и упорядочивалась. Однако до сих пор его следует понимать как

находящуюся на стадии становления организационную форму, которая ведет к изменению самой парадигмы того, как должен вестись современный бизнес.

Босоле сделал попытку более точно обозначить эту «определительную» проблему, исходя из следующего:

- показать ценность (value), которая стимулируют появление мобильного предприятия;
- идентифицировать категории сотрудников, которые могут получить преимущества от использования мобильных информационных и коммуникационных технологий (МИКТ);
- рассмотреть, какие текущие решения поддерживают мобильные трудовые ресурсы;
- обозначить проблемы внедрения и принятия этих решений;
- дать предложения по организации мобильного предприятия, исходя из современного уровня IT и имеющейся практики.

Искусство складывания кубиков


Вряд ли сегодня кто-то будет спорить с тем, что логические основы для принятия предприятием МИКТ выстроены достаточно хорошо – по крайней мере, чтобы убедить себя купить их.

Довольно очевидно, что любая технология, которая потенциально может дать предприятию некое бизнес-преимущество за счет свободного манипулирования необходимой информацией, должна быть опробована и в случае успеха «принята на вооружение».

Обещания МИКТ, конечно, попадают в эту категорию, что было показано еще в конце 20-го века. Однако, предприятия, которые пытались делать практические шаги в этом направлении, вполне справедливо определили тогда соответствующие технологии как «незрелые и часто не дающие ожидаемых преимуществ».

Многие нашли, что МИКТ «могут быть успешными лишь на относительно небольших корпоративных решениях». Предсказуемым результатом было широко распространившееся разочарование.

Сегодня многое изменилось. Значительно улучшились базовые технологии. Применяемые устройства, сети, инфраструктура и приложения – то, что сегодня уже привычно называют, на наш взгляд, довольно популистским термином – «мобильная ДНК», – итерационно становятся все более подходящими для работы с мобильными данными. Беспроводные сети становятся все более вездесущими и широкополосными. Быстро растет число действительно «добавляющих ценость» (value-added) мобильных приложений.

Все это приводит к тому, что МИКТ, которые в первое время распространялись в основном за счет потребительских технологий, появляются на предприятиях уже как их неотъемлемая часть – и их потенциал видится все большим.

Однако до сих пор основная масса опубликованного материала по мобильным предприятиям остается описанием практически реализованных решений и их фрагментов. В то же время чувствуется нехватка работ не только о том, какую ценность дают МИКТ и какова наилучшая стратегия их развертывания, но даже о том, каким должно быть само мобильное предприятие.

В первом приближении неофициальная классификация выглядит следующим образом.

1. Точечные мобильные решения. Имеют тенденцию сосредотачиваться на повышении производительности труда и сокращения стоимости информационных операций. Типичный пример – электронная почта.

2. Интегрированные мобильные решения. Выполняют уже стратегическую роль и внедряются в том числе на крупных предприятиях. Они дают новые возможности, выход на новые рынки и конкурентное преимущество. Типичный пример – мобильный CRM.

3. Мобильные решения, увеличивающие ценность предприятия для держателей его акций. Это видится (по крайней мере, на данный момент) конечной целью построения мобильного предприятия и привлечения соответствующих мобильных ресурсов.

3. От «болтинга» к мобильному предприятию

Просто переход к использованию ноутбуков, чтобы сотрудники могли использовать свои рабочие места «в полевых условиях» («in the field»), или брать работу на дом, вовсе не дает никакого «мобильного предприятия».

Увеличение мобильности, которое дает ноутбук, по сути, представляет собой лишь небольшое географическое расширение границ существующего статического предприятия. Точно так же мобильное предприятие не является просто коллективом людей со смартфонами и планшетами.

Разумеется, в таком виде это легко организовать, и большинство предприятий (если не все) использует мобильные ресурсы, однако они редко изменяют процессы взаимодействия людей и отделов в компании, не создают принципиально новую схему работу – мобильного предприятия и, в общем, делают очень немного для того, чтобы улучшить работу.

Для определения такого подхода специалисты во многих отраслях используют довольно уничижительный термин – «bolting», – соединение на болтах. С другой стороны, чем более мобильными становятся сотрудники, тем большей будет потребность преобразования, по крайней мере, части компании в действительно мобильное предприятие.

Это потребует также пересмотра порядка ведения бизнеса, взаимодействия людей, доступа к корпоративным ресурсам, и, в конечном итоге, адаптации информационного пространства предприятия к новым условиям.

4. Преимущества мобильного предприятия – действительные и мнимые

Практически не вызывают сомнений следующие положения:

- доступ к корпоративной сети и ресурсам где угодно и в любое время почти всегда в первую очередь называют одним из главных преимуществ и ключевых факторов принятия мобильных корпоративных решений;
- полевые работники больше не привязаны к настольным компьютерам, чтобы выполнять порученные им задания. Использование МИКТ позволяет работникам получить быстрые ответы по своим запросам, что, в свою очередь, облегчает принятие своевременных решений;
- сбор данных в режиме реального времени и быстрая передача их к системы бэк-офиса могут улучшать бизнес-процессы – например, отгрузку товара заказчику.

Не настолько очевидные преимущества, следующие из перечисленного:

- Получение меньших складских запасов и текущих затрат;
- Более эффективное управление поставками;
- Большая удовлетворенность потребителей;
- Более высокая способность «проникновения в суть», видимость ресурсов и активов предприятия в динамике.

Однако можно перечислить и ряд аргументов, приводимые «за» в отношении мобильного предприятия, но вызывающие некоторые сомнения:

- Решения класса EMS (Enterprise Mobility Solutions) предлагают потенциал достижения существенного снижения издержек (сомнительно).
- Дорогое вычислительное оборудование может быть заменено более портативными и менее дорогими переносными устройствами меньшего размера (сомнительно).
- Замена бумажных процессов мобильными приложениями сокращает потенциал для ошибок в передаче информации, дает более высокий уровень точности данных (сомнительно).
- Лучший доступ к корпоративным ресурсам – и данным, и людям, – приводит к более высокому уровню производительности (сомнительно) в условиях быстро изменяющегося состояния рынка.

Следующая группа неотразимых аргументов – практически реализованные системы (хотя и без приведения соответствующих технико-экономических обоснований и расчетов):

- Используя RFID, GPS и беспроводные датчики, можно более эффективно контролировать и управлять большое количество активов и продуктов. Типичные примеры – RFID-наклейки для повышения эффективности работы системы поставок или надежности обработки багажа в аэропортах.

- Фармацевтические компании рассматривают маркировку лекарств, производители одежды и обуви – своей продукции для сокращения подделок и мошенничества.
- GPS, очевидно, может использоваться для контроля использования транспортных средств, или отслеживания текущего местоположения работников – например, для лучшего планирования маршрутов обхода сервисных техников.
- Пример использования Wireless Sensor Technologies – трубопроводы British Petroleum, где отслеживаются данные потока топлива, в том числе для определения повреждений и планирования обслуживания.

Из перечисленного можно сделать следующий вывод: краткосрочные преимущества, которые МИКТ могут предоставить предприятиям, в основном определяются как:

удобство, эффективность, производительность, скорость решения и совершенствование процессов.

5. Мобильность и Information User


Однако есть также несколько долгосрочных, стратегических преимуществ МИКТ, о которых говорят и пишут значительно реже.

Как было показано выше, экономическая модель мобильных приложений обычно строится на основании понятных и измеримых преимуществ, таких, как производительность, точность и совершенствование бизнес-процессов.

Вместе с тем, в отличие от полевого работника, информационный пользователь (Information User) больше зависит от самой информации, ее качества и количества, чем от мобильности.

Основное отличие в том, что возможности «мобильного» полевого работника обычно зависят от определенных приложений, согласно направлению его деятельности и круга выполняемых обязанностей. Ему нужно выполнение определенных операций «под рукой».

Информационный же пользователь сосредотачивается на том, чтобы сделать его обычные информационные потребности мобильными. На любом предприятии можно выделить и найти несколько типов информационных пользователей с различными потребностями и образцами мобильной работы.

В ряде ранних работ (1995-2000) авторы насчитывали четыре базовых профиля информационного работника. Позже их количество увеличилось, и было разделено на две более общие категории – непосредственно на рабочем месте (локальные) и находящиеся вне постоянного места работы (on-site vs. off-site). Видимо, эта классификация будет совершенствоваться и в дальнейшем.

Таким образом, переход к МИКТ, скорее всего, приведет не только к новым конкурентным преимуществам компании, но и к введению некой новой структуры ключевых компетенций, что уже само по себе существенно преобразует организации, их бизнес-модели и стратегии.

Здесь нужно иметь в виду, что идеологическое принятие модели мобильного предприятия и его реализация на техническом уровне согласно пониманию руководства вовсе не обязательно приводят к росту ценности.

Есть некоторые задачи, которые являются более подходящими, чем другие, для перевода на МИКТ. Это требует достаточно глубокого понимания, на каких типах задач, в каких функциональных областях и какие пользователи получат преимущества от него.

6. Mobile Enterprise Users: категории и профили

Прежде всего нужно безоговорочно принять, что мобильное предприятие в конечном счете служит мобильному пользователю, а не наоборот. Уже ранние исследования различают категории полевых работников и информационных пользователей из следующего множества.

«Путешественник» – (Global Cruiser)
«Коммивояжер» – (Road Warrior)
«Свободный охотник» – вне территории (Off-Site Rover)
«Удаленный работник» – (Tele Worker)
«Скиталец по компании» – (Site Wanderer)
«Свободный охотник на территории» – (On-Site Rover)
«Столовладелец» – (Desk Worker)

При этом будем ориентироваться на оригинальную классификацию:

- «At Desk»(On Site)» – за столом (на территории)
- «Bsewhere (On Site)» – «где-то здесь» (на территории)
- «At Desk (Off Site)» – за столом (вне территории)
- «On the Road (Off Site)» – в дороге (вне территории)

Мобильное предприятие: что кроется за названием

Пользовательские профили мобильности предприятия (C.Zetie, «The Mobile Enterprise: Defining your Strategy», Forrester Research, 2005)

Первая категория

состоит из пользователей IT, работающих главным образом локально. Она включает:

1. «Desk workers». Работают преимущественно за своим столом (разработчики ПО, операционисты, бухгалтеры и т.п.).

2. «On-site rovers». Обычно находятся за своими столами, но иногда перемещаются по компании (например, ассистенты администраторов).

3. «Site wanderers». Большую часть своего времени проводят «на территории» (например, специалисты по ремонту IT).

Вторая категория

состоит из пользователей IT, находящихся главным образом вне места работы. Она включает:

4. «Tele workers». Большую часть времени работают удаленно (из своего дома или места, расположенного далеко от главного офиса) большую часть времени.

5. «Off-site rovers». Обычно находятся вне офиса, но имеют собственный стол и иногда находятся за ним (например, консультанты).

6. «Road warriors». Коммивояжеры, которые работают главным образом, вне компании (например, специалисты по работе с клиентами).

7. «Global cruisers». Часто путешествуют между различными компаниями, клиентами и географическими регионами (например, старшие корпоративные руководители).

7. Классификация МИКТ

В самом широком смысле сегодняшние мобильные корпоративные решения могут быть категоризированы как Business-to-Commerce (B2C), Business-to-Employee (B2E) и Business-to- Business (B2B).

 

Мобильное предприятие что кроется за названием

Категории мобильных корпоративных решений

В этом разделе мы сосредоточимся на B2E и B2B приложениях. При этом наиболее важным вопросом является то, какой мобильный офис и корпоративные приложения были «мобилизованы» и как они помогают мобильным пользователям сегодня.

Мобильный офис и PIM


Первыми и наиболее быстро развивающимися внешними приложениями для предприятий, как правило, становятся мобилизация электронной почты, инструментов управления персональной информацией (Personal Information Management, PIM), – таких как календарь и контакты, управление расписаниями, беспроводный интернет и корпоративные порталы.

Параллельно с ними всегда требуются мобильные приложения для работы с документами и презентациями, однако электронная почта до сих пор остается главным мобильным приложением. Следующим шагом обычно является внедрение мобильных систем ERP, CRM, SCM и KM, а затем они выдвигаются на первый план.

Mobile ERP

Как известно, ERP-решение – это интегрированный набор приложений, который управляет операциями бэк-офиса организации, такими как финансы, производство, закупки, распределение и человеческие ресурсы. Вследствие относительной сложности и размера типичных программных продуктов ERP (так же, как и изменяющихся потребностей организаций), они обычно реализуются в модулях и, в идеале, объединяются с единственной базой данных всего предприятия, чтобы минимизировать количесво дублирующих данных. Большинство ведущих разработчиков ERP-систем сегодня предлагают версии обычно используемых модулей для мобильного использования.

Mobile CRM

Другой обычно развертываемый набор корпоративных приложений для предприятия – решение для управления взаимоотношениями с потребителями (CRM). Мобилизация решений для CRM имеет интуитивный смысл, так как продажи и область вынуждают сотрудников часто имеют дело с клиентами непосредственно на их площадках. В целом, обработка заказов при этом упрощена и оптимизирована для различных потребностей клиентов.

Другая многочисленная группа профессионалов, которые могут получить преимущества от мобильных решений для CRM – полевые сервисные работники, которые также используют комбинацию GPS и GIS.

Mobile SCM

Многие предприятия полагаются на плотно интегрированную и эффективную систему поставок (Supply Chain Management, SCM). Изменяющиеся требования, потребность в сокращении периода времени от заказа к отгрузке, появление новых проектов поставки и более строгое согласование требованияй поставщика и клиента требуют, чтобы бизнес-процессы стали более эффективными, гибкими и эффективными. Объединение МИКТ с приложениями SCM позволяет это сделать.

Например, клиенты часто требуют большую прозрачность процессов системы поставок. Режим реального времени, отслеживание через RFID и другие беспроводные решения обеспечивают такие возможности. МИКТ в системе поставок также позволяет предприятиям управлять складскими запасами эффективнее, используя одновременно носимые устройства и считыватели штрих-кодов.

Другой пример повышения «ценности» МИКТ в управлении цепочками поставок связан с логистикой и непосредственно с операциями перевозок, что уже довольно давно широко применяют UPS и FedEx, существенно сокращая время поиска почтовых отправлений и количество их потерь. Аналогично медицинские учреждения могут более точно заказывать и получать необходимые материалы.

Mobile KM

Многочисленная группа потенциальных пользователей МИКТ на предприятии – сотрудники, работающие с информацией и знаниями (information and knowledge workers).

Мобильный доступ как таковой к системе Knowledge Management (KM), так же, как и CRM, имеет интуитивный смысл. Системы KM позволяют предприятиям делиться знаниями, каталогизировать лучшие методы, и сократить потерю «корпоративной памяти», наполняемой сотрудниками отделов продаж, сервиса, консультантов и т.п.

Используя мобильные решения для KM, мобильные пользователи в состоянии восстановить необходимые в данный момент документы, найти экспертов, что особенно важно при непосредственной работе с клиентами.

8. Проблемы МИКТ и факторы замедления


В то время как список «мобильных историй успеха» растет, есть все еще несколько проблем и факторов замедления, с которыми предприятия сталкиваются, начиная работать в данной области.

Несмотря на понимание основных задач – повышения адаптивности и гибкости, – не так многие организации успешно интегрировали МИКТ без особого труда. Подобно тому, как это было, например, с ERP-системами в прошлом десятилетии, многие мобильные проекты и развертывания закончивались неожиданными (или нежеланными) результатами, вплоть до полной неработоспособности.

Почему это происходило? Многие исследования показали, что основной причиной того, что МИКТ вообще имеют тенденцию терпеть неудачу, является то, что бизнес- и технологические руководители вряд ли действительно понимают, что мобильные вычисления существенно отличаются от традиционных моделей обработки данных предприятия.

С технической точки зрения многие МИКТ характеризуются нехваткой пропускной способности, ограниченной емкостью хранилищ данных и физическими ограничениями вычислительных устройств. Далее, в динамически изменяющейся информационной среде синхронизация данных является сложной проблемой. Отрасль, конечно, быстро развивалась в последние годы, но многие проблемы все еще не решены должным образом.

Единые стандарты устанавливаются медленно. Мобильные сети требуют модернизации для повышения производительности работы с большими потоками данных. Сложно достигается необходимое сочетание мощности вычислительных устройств и непринужденности использования приложений для пользователя. В результате привлекательные корпоративные мобильные решения с ясным показателем возврата инвестиций (ROI) появляются только теперь.

Еще одна не слишком ясная проблема – обеспечение безопасности, что для мобильных предприятий гораздо сложнее, чем для статичных. Перечислим только наиболее часто встречающиеся вопросы.

- как гарантировать надежную передачу мобильных данных?
- какие стандарты шифрования использовать?
- как предотвратить кражу мобильных данных и устройств с ними?
- как гарантировать, что мобильное устройство использует конкретный пользователь?
- что происходит, если мобильные устройства заражены вирусами и какую угрозу это представляет для всего предприятия?

Сложность, а зачастую и недостаточное понимание путей решения этих проблем называются одним из главным фактором неуверенности лиц, принимающих решение о внедрении элементов мобильного предприятия.

Насколько легко перечислить эти технологические проблемы, настолько же трудно оказывается их решить. Фактически, самые сложные проблемы связаны с управленческими, стратегическими и организационными факторами на предприятии. Как оказывается, мобильность предприятия требует принципиальных культурных изменений для руководителей, менеджеров и пользователей.

В области мобильности легко начать работу в технологической области, фокусируясь прежде всего на проблемах аппаратных средств, – и упуская в то же время не менее важные для бизнеса области, – такие, как, например, человеческие ресурсы и вопросы регулятивного законодательства.

Этот поддерживающий организационный слой важен исключительно важен для успеха проектов, связанных с мобильностью, поскольку традиционная офисная парадигма чрезвычайно структурированной и консервативной бизнес-среды далеко не всегда гладко переводится на мобильный мир.

Ниже приведены некоторые особенно важные вопросы, поставленные Босоле, которые должны были еще в 2007 г. исследовать руководители, намеревающиеся перевести свою организацию на «мобильные рельсы».

1. С какими технологическими, организационными и экономическими проблемами может столкнуться организация при переходе к мобильной модели? Как они могут быть решены?

2. Как мобильные решения преобразуют предприятие – его сотрудников, процессы, технологии и культуру? Какие новые типы и формы организации могут появиться?

3. Чем и как могут быть оправданы существенные инвестиции в мобильное предприятие? Как изменится ценность бизнеса мобильного предприятия? Как это может быть измерено?

На эти вопросы универсальных и общепризнанных ответов нет до сих пор. Одной из возможных причин этого является их «неудобность» для разработчиков, производителей, консультантов и внедренцев элементов и инфраструр мобильного предприятия.

Это понятно, поскольку речь идет об инвестициях, затратах, которые должен нести заказчик. Давно известен закон, согласно которому «любая идея стремится упроститься до уровня своего минимального понимания».

Поэтому в заключение коснемся еще одного интересного вопроса: как изменилось представление о мобильном предприятии за последние семь лет – от Рахула Басоле (2007) до Майкла Фосетта (IDC, 2014).

Приведем несколько выдержек из небольшой статьи последнего от 7 мая сего года, – и результаты опроса 407 предприятий о том, за счет чего они намереваются получить (или уже получили) наибольшую пользу от развертывания корпоративных мобильных приложений.

9. Продолжение следут, или Семь лет обсуждений

Что же нового пишет Фосетт в упоминавшейся работе?

…Использование мобильных технологий должно стать не опцией, а одной из основных компонентов любой корпоративной стратегии…

… Разработчики приложений, которые совсем недавно говорили о том, что «мобильность прежде всего», в настоящее время выходит за рамки этой концепции. Это означает, что организации должны двигаться от попыток управлять устройствами к платформам, которые позволяют управление на уровне приложений…

…В IDC в этом году запущена новая программа «Mobile Enterprise Applications», целью которой является отслеживание использования мобильного ПО в бизнесе… Один из вопросов исследования – какие же, собственно, преимущества организации, как ожидается, получат от использования этих новых мобильных приложений…


Невозможно отделаться от ощущения, что все это почти слово в слово говорилось и семь лет назад.

Мобильное предприятие: что кроется за названием

Зачем вам нужно именно «мобильное предприятие»?

Improve / enhance worker productivity
Повышение производительности и расширение области работы сотрудников

Increase sales/revenue
Увеличение продаж / дохода

Improve customer service/support
Улучшение обслуживания / поддержки клиентов

Improve competitive advantage/market share
Увеличение конкурентного преимущества / доли рынка

Provide ease of information access
Непринужденность доступа к информации

Enhance portability within the office or work environment
Улучшите мобильности в пределах офиса или рабочего окружения

Decrease costs
Снижение затрат

Increase customer retention
Повышение степени удержания клиентов

Speed the sales process
Ускорение процессов продаж

Offer employees more flexibility
Предложение сотрудникам большей гибкости

Provide perception of an advanced company to customers
Создание впечатления передовой компании для клиентов

Improve field service response time
Сокращение времени проведения полевых сервисов

Eliminate paperwork
Переход на безбумажную технологию

Источник: IDC 2014 MEA Survey. Число респондентов – 407.

Как видно на диаграмме, «мобильное предприятие» как таковое (и вообще «мобильность») вовсе не звучит в ответах респондентов. На первых местах, как всегда, находятся сокращение расходов на персонал и увеличение продаж.

Так что судьба мобильного предприятия, в общем, мало зависит от превосходных смартфонов и планшетов, находящихся у сотрудников. Предложите более эффективные методы ведения бизнеса и все будет забыто, как это в прошлые годы произошло, например, с классической клиент-серверной архитектурой и аутсорсингом, как это сейчас происходит с «большими данными» и рядом других созревающих технологий.

Как уже отмечалось, дело не в том, насколько они хороши вообще, а в том, насколько они выгодны для бизнеса. И то, что мобильное предприятие созревает очень медленно, говорит, что бизнес пока не уверен в высоком значении коэффициента возврата инвестиций в очередную перестройку предприятий и методов работы их сотрудников.