Для большинства производителей сотовых телефонов прошедший год выдался необычайно плодотворным. На протяжении всех 12 месяцев отрасль настолько динамично наращивала поставки продукции, что в конце декабря прогноз о преодолении отметки в 1 млрд реализованных устройств никаких сомнений не вызывал.
Всего, по оценкам IDC, в 2006 г. на мировом рынке было продано 1,019 млрд мобильных телефонов, что на 22,5% больше, чем годом ранее. С абсолютным рекордом завершился IV квартал, по результатам которого аналитики зафиксировали сбыт 294,9 млн аппаратов.
Как и следовало ожидать, лидерство по итогам года с долей 34,1% принадлежит Nokia. Последние три месяца были отмечены довольно высокой популярностью финского бренда - компания реализовывала в среднем 1 млн устройств в день, в результате чего ее поставки превысили общие показатели следующих за нею Motorola и Samsung и позволили получить за этот период чистую прибыль в размере 1,65 млрд долл.
К сожалению, Nokia так и не смогла добиться успеха в Северной Америке, более того, ее продажи телефонов в этом регионе по итогам последних кварталов постоянно снижались. По всей видимости, связано это с невысокой результативностью компании в CDMA-сегменте - в середине года она была вынуждена отказаться от совместного с Sanyo производства таких терминалов. Главной причиной закрытия проекта, в рамках которого планировалось выпускать более 35 млн устройств в год, стали неприемлемые для Nokia условия лицензирования технологий, выдвинутые Qualcomm.
Ряд экспертов полагают, что предприятие окончательно свернет производство телефонов данного стандарта уже весной, а пока оно лишь выполняет обязательства по контрактам с операторами. Впрочем, стремясь улучшить ситуацию за счет других сегментов североамериканского рынка (к примеру, GSM/WCDMA), Nokia предпринимает довольно действенные меры. Первым заметным шагом можно считать открытие крупного исследовательского центра в Сан-Диего, целью которого будет разработка продуктов для потребителей США и Канады. Не менее эффективными обещают стать и существенные коррективы в маркетинговой политике. Благодаря им импульс развития получила сеть фирменных магазинов Nokia Flagship, а также активизировались прямые продажи терминалов через Интернет в обход торговых точек и абонентских контрактов сотовых операторов.
Негативное влияние на финансовые показатели Nokia (впрочем, это касается всех игроков рынка) продолжает оказывать снижение средней стоимости продаваемого телефона (ASP - Average Selling Price). Если в III квартале для продукции финского вендора она равнялась 93 евро, то к концу IV - 89 евро. В числе главных причин, вызвавших подобную ситуацию, - небольшая доля аппаратов высшего ценового диапазона серии N и E в структуре сбыта . Аналитики прогнозируют, что в связи с усиливающейся конкуренцией, а также растущим влиянием развивающихся рынков, ASP будет и дальше уменьшаться.
Второе место традиционно принадлежит Motorola, продажи сотовых терминалов которой по итогам года заняли 21,3% рынка, что дало ей возможность получить доход в размере 11,79 млрд долл. (годом ранее - 10,04 млрд). Впрочем, несмотря на рост выручки, серьезно снизилась прибыль - с 1,2 млрд долл. до 624 млн. В поисках причин создавшегося положения достаточно вспомнить дорогостоящие сделки по приобретению Symbol Technologies и Good Technology. Кроме того, стимулируя продажи и отвечая на действия конкурентов, Motorola снижала стоимость представителей популярных серий RAZR и KRZR. Нельзя забывать и о том, что слишком затянулся старт ее продуктов, адаптированных для сетей 3G. Как следствие, компания была вынуждена сократить 5% сотрудников, что, по мнению CEO Motorola Эда Зандера (Ed Zander), к 2008 г. позволит добиться положительного экономического эффекта в размере 400 млн долл.
Замыкает тройку лидеров южнокорейская Samsung. Эксплуатируя успех ультратонкой линейки телефонов и коммуникаторов Blackjack, компании удалось реализовать за год свыше 118 млн устройств. Однако ее доля по итогам 2006 г. уменьшилась на 0,7% - до 11,6%.
Опередив в первом полугодии LG Electronics, Sony Ericsson продолжает увеличивать отрыв. С недавних пор конкурентов разделяет более 1%, что стало результатом успешной деятельности шведско-японского предприятия в IV квартале. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи Sony Ericsson увеличились на 61,5% и достигли 26 млн единиц. Этим достижениям компания во многом обязана представителям линеек Cyber-shot и Walkman, а также моделям нижнего ценового диапазона - J200, J300 и Z300.
Для LG Electronics, занимающей пятую позицию в рейтинге крупнейших производителей сотовых телефонов, последняя четверть прошлого года была неоднозначной. Несмотря на рекордный объем поставок стоимость ее флагманских моделей продолжала падать, что привело к сокращению прибыли. Дабы исправить ситуацию, компания планирует уделить пристальное внимание развивающимся рынкам. Кроме того, особые надежды возлагаются на дебют долгожданного слайдера Shine, а также имиджевого телефона c сенсорным экраном KE850 Prada, ориентированного на потребителей Европы и Азии.
Если рассматривать рынок с точки зрения географии сбыта, заметны усиливающиеся позиции Латинской Америки, а также EMEA и Азиатско-Тихоокеанского региона. Особого внимания заслуживает Индия, которой в ближайшие пять лет под силу завоевать титул крупнейшего потребителя сотовых терминалов. Эксперты считают, что в этой стране уже через пять лет возможно будет реализовать до 116 млн аппаратов.
Безусловно, роль главной движущей силы на этих рынках отводится моделям начального ценового диапазона. "Сумев закрепиться в этой нише, мы обеспечим себе внушительную армию лояльных пользователей, которые в будущем не преминут перейти на более дорогие терминалы", - подчеркивает президент Nokia Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo). Стоит отметить и ультрадешевый сегмент - исследователи ABI Research считают, что к 2011 г. в мире продадут свыше 330 млн аппаратов стоимостью менее $20.
Подводя итоги года, будет не лишним упомянуть о первых прогнозах наступившего. Так, по данным Nokia, ввиду относительного насыщения, рынок в 2007 г. ожидают более скромные показатели роста - всего 10%.
Компания | 2006 г. | 2005 г. | Рост, % | ||
Поставки, млн шт. | Рыночная доля, % | Поставки, млн шт. | Рыночная доля, % | ||
Nokia | 347,5 | 34,1 | 264,9 | 31,8 | 31,2 |
Motorola | 217,4 | 21,3 | 146,0 | 17,5 | 48,9 |
Samsung | 118,0 | 11,6 | 102,8 | 12,3 | 14,8 |
Sony Ericsson | 74,8 | 7,3 | 51,1 | 6,1 | 46,4 |
LG Electronics | 64,4 | 6,3 | 54,9 | 6,6 | 17,3 |
Другие | 197,8 | 19,4 | 213,1 | 25,6 | - 17,2 |
Всего | 1019,9 | 100,0 | 832,8 | 100,0 | 22,5 |
По данным IDC |