`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мобилизация по-украински: вести с локального рынка

Статья опубликована в №24 (543) от 27 июня

0 
 

Первое полугодие 2006 г. на украинском рынке мобильных телефонов ознаменовалось активным развитием розничных сетей, борьбой между лидирующими производителями и ростом средней цены терминалов. Эксперты считают, что до конца года в нашей стране будет продано 10 млн аппаратов, при этом значительная их часть – в кредит.

Первая половина 2006 г. на рынке сотовых аппаратов в Украине была примечательна стабильным спросом на терминалы. Причем, по словам поставщиков, спада не наблюдалось даже после новогодних праздников, в традиционный период затишья. Эксперты прогнозируют, что в текущем году, как, впрочем, и в предыдущем, бурный рост продаж мобильных телефонов продолжится – сбыт достигнет 10 млн шт. (для сравнения – в 2005 г. было реализовано около 6,5 млн). При этом ввиду повысившейся с $145–147 до $155 средней цены аппарата в финансовом выражении емкость рынка будет расти быстрее, чем в штучном. Связано это как с увеличением доходов населения, так и со все большим выбором программ потребительского кредитования портативной техники.

Что же касается серых поставок продукции, то, по сравнению с прошлым годом, их доля уменьшилась с 25 до 15–20%. Эксперты связывают это со снижением интереса украинцев к несертифицированным в нашей стране и не обеспеченным официальной гарантией телефонам, а также с ужесточением таможенного контроля.

Что почем

Наибольшим спросом сегодня пользуются телефоны стоимостью до $150, при этом самые дешевые аппараты продаются в основном в небольших городах, а житель столицы либо областного центра, который не может себе позволить приобрести дорогой телефон, довольно часто совершает покупку в кредит, одалживая у банка в среднем $150–225. В «Евросети», к примеру, по словам управляющего филиалом «Восточная Европа» Валерия Остапенко, в настоящее время около 45% телефонов приобретаются именно таким способом, причем в ближайшем будущем этот показатель, по его мнению, увеличится до 50%.

Сегмент бюджетных аппаратов за последнее время существенно изменился – большинство из них теперь снабжается встроенной камерой, цветным экраном, все чаще производители выпускают и недорогие терминалы с модулями беспроводной связи Bluetooth, появляются и телефоны с возможностью воспроизведения MP3. Чего пока не наблюдается в данном секторе, так это проникновения в него смартфонов и устройств с поддержкой 3G, а также с Wi-Fi-модулями.

Помимо улучшения характеристик и роста продаж, в этом сегменте также отмечается изменение нижнего ценового порога – стоимость самых дешевых моделей сейчас опустилась за $50, в результате чего к мобильной связи постепенно приобщаются люди, которые ранее не могли позволить себе покупку «трубки».

Мобилизация по-украински вести с локального рынка

Что касается терминалов среднего уровня ($150–400), то сегодня на них приходится около 40% продаж. Несмотря на то что больше всего сегодня реализуется аппаратов ценой до $150, лидерами сбыта, как правило, являются телефоны именно из этого сегмента (например, Motorola V3, Nokia 6230i, Sony Ericsson K750i и др.). Кроме того, в указанный диапазон попадают и смартфоны – устройства, работающие под управлением открытых операционных систем, на которые можно устанавливать различное ПО, тем самым заметно расширяя их программную функциональность.

На телефоны стоимостью выше $400, по различным оценкам, в настоящее время приходится 10–15% сбыта. Типичными представителями этой ценовой категории являются терминалы, совмещающие в себе элегантный дизайн имиджевых моделей с производительностью и функциональностью бизнес-аппаратов. Кроме того, сюда относятся и все существующие на рынке коммуникаторы. Большинство таких устройств сегодня обходится украинцам в $550–800. Именно с такой, довольно высокой, ценой связана их все еще небольшая доля (около 1%). Тем не менее за последний год продажи конвергентных аппаратов заметно выросли: по оценкам исполнительного директора City.сom Антона Красникова – в три раза (с учетом смартфонов). Он связывает такую динамику с улучшением характеристик и эргономики данных устройств. Большинство экспертов отмечают успехи на поприще создания таких аппаратов компании Qtek, практически все продукты которой являются полноценными коммуникаторами, а не просто КПК с GSM-модулем (т. е. их одинаково удобно использовать и как PDA, и как мобильный телефон).

Еще одна преграда на пути широкого распространения коммуникаторов – постоянно снижающаяся цена на ноутбуки: их стоимость сегодня начинается с отметки $600. Поэтому если раньше многие потребители в качестве альтернативы конвергентным мобильным аппаратам рассматривали комплект из сотового терминала и КПК, то все больше украинцев в настоящее время вместо приобретения карманного компьютера задумываются о покупке портативной системы с полноценной ОС.

Борьба вендоров

Как и в прошлом году, в течение шести месяцев 2006 г. наибольшими рыночными долями в нашей стране владели компании Nokia и Samsung, причем кто из них сегодня занимает первое место, эксперты затрудняются ответить (по их оценкам, доля каждого из этих вендоров колеблется между 28 и 33%).

В последнее время весьма заметен акцент финского производителя на выпуске телефонов начального уровня. Так что если раньше основная часть продуктов Nokia относилась к среднему и высокому сегменту, то теперь она обладает достаточным ассортиментом и в бюджетном секторе. Кроме того, все чаще инженеры компании выпускают коммуникаторы, например, серии Business – E60, E61, E70, а также дорогие имиджевые аппараты L'Amour.

Говоря о Samsung, нельзя не отметить ее широкий ассортимент мультимедийных и бизнес-устройств, а не так давно в линейке южнокорейского вендора появились ультратонкие аппараты (E300) и коммуникаторы (i750, i320).

Во многом благодаря длительной популярности серии RAZR Motorola занимает на отечественном рынке третье место. Аналитики также ожидают укрепления позиций BenQ-Mobile с момента презентации на CeBIT 2006 новой линейки устройств. А вот Sony Ericsson уже в который раз перенесла начало реализации обещанных еще в середине весны конвергентных аппаратов, в частности W950, M600 и P990. Тем не менее ее k750i все еще остается достаточно популярным, и в том числе по этой причине данный производитель все еще входит в Top 5 поставщиков мобильных телефонов в Украине.

Лидеры розничных продаж

Основным каналом сбыта мобильных телефонов в нашей стране сегодня является розница. Так, по оценкам Максима Цымбалюка, менеджера отдела средств связи компании MTI, на нее приходится около 85% продаж сотовых терминалов в Украине (оставшиеся 10 и 5% составляют соответственно закупки мобильных операторов и реализация корпоративным пользователям).

Мобилизация по-украински вести с локального рынка

Наибольшее оживление в данном сегменте наблюдается в среде крупных специализированных сетей. Например, «Евросеть», открывшая в 2005 г. около 125 магазинов, к настоящему времени выбилась в лидеры и владеет 285 торговыми точками. Планы компании весьма амбициозны – до конца года их число планируется увеличить до 1000. Кроме того, если сегодня площадь большинства салонов 40–70 м2, то в дальнейшем в каждом городе с населением более 500 тыс. человек «Евросеть» собирается открыть и супермаркеты площадью свыше 200 м2, ассортимент которых будет включать не только мобильные телефоны, но и ноутбуки, КПК, прочую цифровую технику.

Весьма интенсивно развивается и «АЛЛО» – торговая сеть этой компании насчитывает 281 магазин в 56 городах нашей страны. 21 июня был также запущен первый салон нового формата «АЛЛО-Техно», где, помимо сотовых аппаратов, представлен широкий выбор другой портативной техники. Третьим крупнейшим игроком на данном рынке с 96 салонами является «Астел», затем следуют сети Germanos и Melofon.

Эксперты считают, что тенденция расширения сетей по продаже мобильных телефонов будет усиливаться, и отдельным салонам уже в следующем году работать станет довольно сложно. По мнению аналитиков, под натиском крупных игроков большинство из них либо закроется, либо продолжит свою работу, но под брендами более успешных компаний, что, в принципе, равнозначно.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT