Одновременно два ключевых аналитических центра, отслеживающих тенденции мирового рынка компьютеров, при подведении итогов развития отрасли в III квартале 2010 г. признали, что их прежние прогнозы были не совсем верными. В частности, оказался явно завышенным предполагаемый ранее объем поставок.
Если верить предварительным подсчетам IDC, то с июля по сентябрь глобальные поставки ПК (без учета серверов) превысили 89,6 млн устройств. Как следствие, результаты аналогичного периода прошлого года были улучшены на 11%, а не на первоначальные 14%. Эксперты Gartner, в свою очередь, пришли к выводу, что за тот же календарный отрезок настольных и портативных систем в дистрибьюторские каналы и конечным пользователям было продано 88,3 млн. Позитивная динамика роста поставок в этом случае находилась в пределах 7,6%, а не 12,7%, как ожидалось еще в конце первого полугодия.
Главной причиной погрешности считается неожиданно слабый спрос на устройства в потребительском секторе США и Западной Европы. Квартал, в котором из года в год продажи подогревались высоким интересом к технике со стороны начинающих очередной учебный и деловой сезон потребителей, был традиционно доходным. Однако в 2010 г. спрос на недорогие ноутбуки и нетбуки впервые замедлился после непрерывного роста, фиксируемого в течение последних двух лет. На некоторых ключевых рынках, к примеру в США, весомую роль в этом сыграл взрыв популярности планшетов. Многие потенциальные потребители ПК откладывали приобретение решений обычного формфактора, отдавая предпочтение Apple iPad, либо же выжидали с покупкой, пытаясь выяснить, как зарекомендует себя новый тип устройств в обозримом будущем. Отчасти ситуацию со сбытом ПК удалось откорректировать в сентябре. Произошло это за счет восстановления спроса в коммерческом сегменте, где наблюдалось возрождение интереса к настольным решениям. Кроме того, начало фазы массового перехода на Windows 7 простимулировал давно назревший и не раз отложенный старт очередного цикла обновления корпоративного парка ПК.
Несмотря на слабую покупательскую активность в разгар школьного сезона, США все же нарастили объемы потребления ПК по отношению к прошлому году. По версии IDC, всего было продано 18,8 млн ПК, а рост составил лишь 3,8%, хотя ожидаемая позитивная динамика должна была превысить 7%. Среди прочих новостей из Америки – долгожданный выход Apple на третью строчку местного рейтинга поставщиков компьютеров. Добившись увеличения продаж на 24,1%, вендор реализовал без малого 2 млн устройств. Таким образом, заполучив 10,6% рынка, Apple уверенно обошла Acer Group и отправилась в погоню за обладающими вдвое большими долями HP и Dell.
Возвращается к былым темпам роста регион EMEA, развивающиеся рынки которого наиболее остро почувствовали влияние кризиса. Наверстывая упущенное, страны Центральной и Восточной Европы, а также Средиземноморского региона и Африки добились наилучших квартальных показателей. Впрочем, это не компенсирует слабые результаты в Западной Европе, где корпоративные и домашние пользователи затаились в ожидании привлекательных сезонных предложений в последней четверти года. По данным Gartner, квартальное потребление ПК странами EMEA увеличилось на 7,3%, до 27,3 млн устройств.
Японский рынок был единственным, где за счет оживления активности в промышленном, государственном секторах и SMB поставки превысили первоначальные прогнозы. Освоив 3,6 млн ПК, Япония на 14,1% улучшила итоги III квартала 2009 г. Но того же нельзя сказать обо всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несмотря на увеличение отгрузок ПК к прошлому году на 10,5%, до 29,7 млн штук (Gartner), негативное влияние оказали сложности с оптимизацией складских запасов в розничных каналах Индонезии и Китая. В последнем случае также имел место фактор отложенного спроса, ведь в Поднебесной многие откладывают покупки до первой недели октября, когда действуют щедрые скидки в честь главного государственного праздника – годовщины образования КНР. Тем не менее Китай остается крупнейшим потребителем ПК в регионе – на него приходится 62% этого рынка.
По итогам предыдущего квартала продолжающая лидировать HP впервые не продемонстрировала роста. Поставив 15,7 млн ПК, вендор взял под контроль 17,6% глобального рынка, однако в годовом сравнении потерял 0,1%. В числе основных причин, предопределивших такой результат, – проблемы с каналами на Дальнем Востоке и неожиданно вялый спрос на ноутбуки в профессиональном сегменте.
Acer Group занимает вторую позицию. За рассматриваемый отрезок времени компания отгрузила 11,6 млн компьютеров, что соответствует 13% рынка. Низкий годовой рост поставок (7%) объясняется высокой сравнительной базой – большими объемами ПК, реализованных на протяжении аналогичного периода в прошлом году, что особенно заметно на зрелых рынках Японии и Северной Америки. Более того, в США тайваньский вендор спустился на четвертую строчку рейтинга, уступив место в первой тройке Apple. Тем не менее на развивающихся рынках Азии и Европы Acer по-прежнему демонстрирует стабильный рост.
Замыкает первую тройку Dell. Повышенный интерес к продукции компании на развивающихся рынках, а также оживление приоритетного для Dell бизнес-сектора привели к увеличению поставок относительно прошлого года на весомые 9,7%. В каналы ушло 11,1 млн ПК, что соответствует 12,4% глобального рынка.
Лучшей динамикой в годовом сравнении (32,9%) может похвастать следующая четвертой Lenovo. Не без помощи стержневого для компании Азиатско-Тихоокеанского региона объем ее поставок достиг 9,2 млн ПК (10,3% мирового рынка). Справедливости ради отметим, что не менее высокими показатели ее продаж были и в странах Европы и Африки. Здесь, по версии Gartner, Lenovo выросла больше других производителей из первой пятерки – на 61,3% к прошлому году.
Почти такой же рост – на 30,5% – продемонстрировала и замыкающая Топ 5 крупнейших поставщиков ASUS. Несмотря на проблемы с затовариванием складов, вендор укрепил свои позиции во всех без исключения регионах. Наилучшим образом компания сработала в странах бассейна Тихого океана. Toshiba, следующая сразу за пятеркой лидеров, с июля по сентябрь направила в каналы 4,6 млн портативных устройств, добившись наибольших успехов в странах Азии, Европы и Африки.
Сохраняющаяся тенденция к снижению стоимости компонентов для ПК, ажиотаж вокруг новых формфакторов устройств и дальнейшее восстановление корпоративного сектора внушают игрокам и наблюдателям рынка оптимизм. По мнению главы Intel Пола Отеллини, увеличение поставок за весь 2009 г. будет не ниже 18%. Склонны согласиться с этой цифрой и в IDC, по версии которой, несмотря на незначительный провал в середине года, в целом за 2010 г. должно быть продано не менее 356,6 млн ПК, что в относительном выражении будет соответствовать росту поставок на 17%.
Позиция | Вендор | III квартал 2010 г. | III квартал 2009 г. | Изменение, % | ||
Поставки, тыс. шт. | Доля рынка, % | Поставки, тыс. шт. | Доля рынка, % | |||
1 | HP | 15 766 | 17,6 | 15 799 | 19,6 | -0,1 |
2 | Acer Group | 11 648 | 13,0 | 10 885 | 13,5 | 7,0 |
3 | Dell | 11 136 | 12,4 | 10 154 | 12,6 | 9,7 |
4 | Lenovo | 9213 | 10,3 | 6931 | 8,6 | 32,9 |
5 | ASUS | 4793 | 5,3 | 3674 | 4,5 | 30,5 |
6 | Toshiba | 4659 | 5,2 | 4066 | 5,0 | 14,6 |
Другие | 32 456 | 36,2 | 29 284 | 36,2 | 10,8 | |
Всего | 89 671 | 100,0 | 80 793 | 100,0 | 11,0 | |
По данным IDC. |
Позиция | Вендор | III квартал 2010 г. | III квартал 2009 г. | Изменение, % | ||
Поставки, тыс. шт. | Доля рынка, % | Поставки, тыс. шт. | Доля рынка, % | |||
1 | Acer | 6147 | 22,5 | 6161 | 24,2 | -0,2 |
2 | HP | 5206 | 19,1 | 4949 | 19,5 | 5,2 |
3 | Dell | 2449 | 9,0 | 2201 | 8,7 | 11,3 |
4 | ASUS | 2370 | 8,7 | 1875 | 7,4 | 26,4 |
5 | Lenovo | 1613 | 5,9 | 1000 | 3,9 | 61,3 |
Другие | 9498 | 34,8 | 9235 | 36,3 | 2,8 | |
Всего | 27 284 | 100,0 | 25 420 | 100,0 | 7,3 | |
По данным Gartner. |