Мировой рынок Internet-рекламы: все снова хорошо

18 ноябрь, 2003 - 00:00Александр Москалюк
Выход на рынок новых игроков существенно изменил ситуацию. Приобрели популярность модели платных переходов с поисковиков, когда клиент мог выбрать целевые группы пользователей, обращающихся в поисковую систему за информацией в смежных с деятельностью рекламодателя сферах. На этом рынке сегодня можно отметить лидерство Overture, FindWhat и Google. Последняя, убедившись в росте рекламного рынка и работоспособности собственных схем доставки целевых баннеров, готовит сейчас первичное размещение акций на нем. Планируемое IPO будет завершено к весне следующего года и, по слухам, принесет Google 16 млрд. долл.

Все активнее стали привлекаться к размещению баннеров рекламодатели из состоявшихся секторов экономики, и в частности не технологические компании. Скажем, в Yahoo! для работы с корпоративными клиентами был создан специальный отдел, а перешедший в Internet-предприятие из Голливуда Терри Симель (Terry Siemel) предпринял усилия для продвижения бренда Yahoo! на "офлайновом" рынке, где работают обычные рекламные агентства.

Результаты не заставили себя ждать: уже к концу четвертого квартала 2002 г. Yahoo! получила доход, заработав 46,2 млн. долл. чистой прибыли. В первом квартале 2003 г. данный показатель вырос до 46,7 млн. долл., еще через месяц прибыль составила 50,8 млн. долл. 30 сентября этого года компания отрапортовала о завершении третьего квартала с чистой прибылью в 65,3 млн. долл. Параллельно за 1,6 млрд. долл. (из которых только часть была уплачена деньгами, остальное -- акциями) Yahoo! стала владельцем Overture, которая к тому моменту сама вошла во вкус приобретений, выкупив целиком все акции американской компании AltaVista и норвежской фирмы Fast Search and Transfer.

В середине ноября свое первое сообщение о получении прибыли опубликовало подразделение MSN, которому подчиняются онлайн-предприятия корпорации Microsoft (кроме сайтов Microsoft.com и MSDN). Структура, имеющая, помимо портала MSN.com и ряда информационных сайтов, и собственную провайдерскую службу, объявила о прибыли в 58 млн. долл., причем только рекламные поступления за последний квартал увеличились на 50%.

Опубликованные в августе результаты исследования мирового рекламного рынка подтвердили наметившиеся к концу 2002 г. тенденции роста. За первый квартал 2003 г. объемы бюджетов на Internet-рекламу превысили 1,7 млрд. долл., что по сравнению с первым кварталом 2002 г. на 11% больше. Рост рекламного рынка во втором квартале составил 13,9%. При этом Internet Advertising Bureau и компания PriceWaterhouseCoopers в своем отчете рассмотрели деятельность только 15 крупнейших рекламных площадок.

Возвращаясь к теме платных поисковых результатов, во втором квартале 2003 г. данной категории принадлежала доля рекламного рынка в 31%. Годом раньше удельный вес платных ссылок был оценен в 9%. Не последнюю роль в бурном развитии этого рекламного сегмента сыграли повышение популярности Google и активное наступление Overture на крупные порталы и известные сайты. Если на минуту отвлечься от Internet-тематики и рассматривать и Google, и Overture не в качестве технологических компаний, а как рекламные фирмы, то обе они входят в десятку крупнейших рекламных агентств планеты по объему привлеченных бюджетов.

Впрочем, одному из направлений Internet-рекламы в ближайшее время грозит полное исчезновение. Речь идет о всплывающих (popup) окнах, на долю которых приходится 7,3% рекламного рынка. В середине ноября компания Microsoft сообщила о внедрении в следующий Service Pack для Internet Explorer блокиратора всплывающих окон. Несмотря на то что эффективные методы борьбы с popup-окнами существовали и раньше (в броузерах Mozilla и Opera, в бесплатных панелях для IE и в виде самостоятельных программных продуктов), подобное решение Microsoft может кардинально изменить данный сектор.