Мимо кассы

20 май, 2016 - 10:25Євген Куліков

По оценкам экспертов, доля «серого» импорта ИТ-продукции и электроники в зависимости от товарной категории сегодня составляет от 15 до 50% всего объема рынка и постоянно растет. Ассоциация предприятий информационных технологий Украины провела круглый стол с представителями государственных органов по этой проблеме.

Мимо кассы
Александра Ткаченко: «Правила для всех одинаковые или нет? Почему законопослушный производитель в результате несет не только значительные материальные издержки, но и репутационные потери, а недобросовестным предпринимателям все сходит с рук?»

Говоря о нелегальном импорте электроники и бытовой техники в Украину, участники круглого стола оперировали разными эпитетами – серый, теневой, параллельный. То есть, единого устоявшегося термина нет. Но главное суть, а она заключается в том, что речь идет о поставках без таможенного оформления или по заниженным ценам. Такой товар обычно завозится из других стран (часто из Польши, частными предпринимателями или физическими лицами) и, как правило, не предназначен для украинского рынка. Для потребителя это означает, что помимо отсутствия маркировки и документации на государственном языке, устройство не сертифицировано для использования у нас в стране. А, следовательно, может работать ненадлежащим образом, а то и вовсе выйти из строя. К тому же, неофициальная продукция не обеспечивается гарантией производителя.

Однако, за счет того, что поставщики такой продукции минимизируют свои накладные расходы и зачастую не несут ответственности за ее качество, они могут предложить более низкую цену. В условиях падения покупательной способности населения и значительного сокращения рынка для многих потребителей это становится ключевым фактором. И потому в последние годы проблема приобрела угрожающие масштабы. При этом законопослушные производители и официальные импортеры терпят убытки и несут репутационные потери, а государство недополучает миллиарды гривен налоговых поступлений.

Так, отталкиваясь от объема рынка электроники и бытовой техники в Украине по итогам 2015 г. в размере 47,3 млрд. грн. (данные GfK Ukraine), объем теневого импорта, по оценкам АПИТУ, составляет ориентировочно 14 млрд. грн., а потери бюджета – около 3,6 млрд. грн. Свои цифры по отдельным товарным сегментам приводили многочисленные участники круглого стола.

К примеру, по словам Валерия Базыленко, директора по развитию бизнеса компании ASUS в Украине, даже в случае высококонкурентного рынка ноутбуков, где прибыль всей цепочки продаж составляет всего около 10%, объемы неофициальных поставок оцениваются примерно в 15%. Схожие цифры – 15-20% – представила и АПИТУ.

По словам Бориса Белянского, исполнительного директора дивизиона ИТ-дистрибуции компании MTI, только по двум товарным категориям – жестким дискам и процессорам – и только за последние полгода в Украину мимо таможни было завезено продукции примерно на 8 млн. долл.

Что касается единственной растущей сегодня категории мобильных устройств, то по данным ГФС, в 2015 г. в страну было завезено около 5,4 млн. смартфонов и телефонов, а также 500 тыс. планшетов. При этом операторы связи за год зарегистрировали почти 14 млн. новых GSM-модулей (по IMEI кодам). Это означает, что даже с учетом растущей популярности моделей с двумя SIM-картами, по меньшей мере, 30% устройств прошли мимо таможни. По подсчетам специалистов, в действительности в Украине в прошлом году было продано не менее 8 млн. смартфонов и мобильных телефонов и примерно 650 тыс. планшетов.

По некоторым продуктовым группам уже сегодня доля параллельного импорта значительно выше. В частности, по данным Николая Фабро, исполнительного директора компании «Юг-Контракт», в сегменте профессиональных фотоаппаратов она уже превышает 50%.

Наболевшим делились также Duracell, LG Electronics и Samsung и др. Так, Ирина Молчанова, представитель Procter & Gamble, сообщила, что если еще в 2012 г. практически вся продаваемая в Украине продукция Duracell была официальная, то сейчас ее часть сократилась до 60%, четверть – это «серый» товар, а 15% – попросту подделки.

Мимо кассы

По оценкам LG Electronics, доля серых поставок плоскопанельных телевизоров этой марки выросла с 10% в 2014 г. до 30% в 2015-2016 гг. Данные основаны на статистике подключения Smart TV к Интернету. Таким образом, только в случае продукции LG объем теневого рынка за последние пять кварталов составил около 39 млн. долл., а в целом по сегменту ТВ превысил 131 млн. долл.

Не меньше проблем с серыми поставками телевизоров испытывает и Samsung. По информации ее представителей около четверти предлагаемых покупателям моделей, прежде всего через Интернет, официально никогда не ввозились в нашу страну. Свои потери от серого импорта компания оценивает примерно в 500 млн. грн. в год.

Причем, все выступавшие в ходе круглого стола сошлись во мнении, что в последние годы объем серого импорта стал стремительно расти и, учитывая состояние экономики, имеет шансы очень скоро увеличиться еще в полтора-два раза. В условиях падающего рынка это может привести как к закрытию отдельных продуктовых направлений, так и вовсе к уходу некоторых компаний.

Отметим, что значительная часть приглашенных на круглый стол представителей государственных органов проигнорировали встречу, а присутствовавшие сотрудники Государственной фискальной службы Украины преимущественно ссылались на несовершенство законодательства, которое связывает им руки в расследовании подобных случаев. По итогам мероприятия члены АПИТУ обратились с открытым письмом к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, где изложены предлагаемые ассоциацией меры по борьбе с контрабандой электроники.