Microsoft против Google: без Yahoo! не обойтись

27 февраль, 2008 - 15:48Энрике Менендес

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Билл Гейтс, оставляющий свой пост в Microsoft, назвал своей самой главной ошибкой то, что его корпорация упустила из виду рынок Интернета на заре его становления. Цена просчета – не просто десятки миллиардов долларов, но и потребность в серьезном пересмотре долгосрочной стратегии. Когда финансовые аналитики говорили об излишках свободных средств у ряда IT-компаний, которые будут направлены на покупку конкурентов, мало кто полагал, что уже начало года принесет потенциальную сделку такого масштаба.

1 февраля Microsoft сделала официальное предложение о поглощении интернет-компании Yahoo! за 44,6 млрд долл. наличными и ценными бумагами, что равняется $ 31 за акцию и на 62% превышает ее рыночную цену на момент закрытия торгов 31 января. Время для сделки было выбрано удачно – акции Yahoo! упали до своего двухлетнего минимума, ее СЕО Джерри Янг заявил о трудном для фирмы периоде и объявил о сокращении 1000 сотрудников.

Для редмонского гиганта, привыкшего покупать в основном небольшие компании, предлагающие нишевые решения, это поглощение является самым крупным за всю его историю и едва ли не последней возможностью вступить в серьезную борьбу на рынке интернет-рекламы. На данный момент Microsoft явно не устраивают ее позиции, причем настолько, что впервые за свою 32-летнюю историю она собирается привлечь заемные средства для совершения сделки.

Microsoft против Google без Yahoo! не обойтись

В Microsoft ожидают, что интеграция Yahoo! принесет финансовую экономию до 1 млрд долл. в год. В случае, если акционеры и менеджмент компании Янга примут это предложение, она постарается уладить все вопросы с регуляторными органами и завершить сделку уже во второй половине нынешнего года.

На предложение cовет директоров Yahoo! ответил заявлением о том, что тщательно рассмотрит его в контексте стратегических планов и «выберет путь, который максимально увеличит выгоды для акционеров в долгосрочной перспективе».

Напомним, что в прошлом феврале Yahoo! уже отказывалась от предложения из Редмонда. Причина такой настойчивости Microsoft –увеличивающееся давление со стороны Google, чьи доходы от рекламы растут на 30% в год.

В роли «защитника»

Оба соперника в прошлом году занимались расширением своих позиций на рынке интернет-рекламы, в том числе и с помощью покупок сторонних активов: Microsoft за 6 млрд долл. приобрела aQuantive, а Google за 3,1 млрд – DoubleClick. Дэвид Б. Йоффи (David B. Yoffie), профессор Гарвардской школы бизнеса, считает, что в лице Google Microsoft получила самого сильного конкурента за всю свою историю. «Никто не сможет в одиночку справиться с Google», – добавляет Йон Миллер (Jon Miller), бывший СЕО AOL.

Реакция Google на действия Microsoft оказалась незамедлительной – ее СЕО Эрик Шмидт (Eric Schmidt) позвонил Джерри Янгу и предложил помощь «в защите от недружественного поглощения со стороны Microsoft». В Google якобы расценивают сделку как серьезную опасность создания монополии и уменьшение конкуренции на рынке онлайн-сервисов. Кроме того, по мнению менеджмента Google, в случае объединения новый игрок будет контролировать слишком большую часть сегмента электронной почты и систем мгновенного обмена сообщениями. Дэвид Друммонд (David Drummond), старший вице-президент по корпоративному развитию и юридическим вопросам Google, предположил, что Microsoft попытается установить свой контроль за рынком теми же методами, какими она это делала в отношении ПО для персональных компьютеров.

В Microsoft эти обвинения тут же отмели, акцентировав внимание на том, что это именно Google сегодня занимает почти 75% мирового рынка поисковой рекламы, в то время как компании из Редмонда приходится довольствоваться всего лишь третьим местом – второе принадлежит Yahoo! Объединив усилия с последней, уверяют аналитики Oppenheimer & Co, она поднимется на ступеньку выше с рыночной долей 18%. Тут стоит отметить, что только в Америке в прошлом году eMarketer оценил рынок онлайн-рекламы в 21,4 млрд долл., из которых 8,6 млрд пришлось на поисковую. В ближайшие годы его объемы будут только расти, достигнув, по прогнозам, 42 млрд в 2011 г.

Microsoft против Google без Yahoo! не обойтись

В Microsoft не скрывают, что нуждаются в огромной базе пользователей Yahoo! – сейчас ее сервисами ежемесячно пользуются более 500 млн человек из разных стран. Но у многих экспертов есть серьезные опасения, что Microsoft, не имеющая опыта поглощения таких крупных компаний, применит в отношении Yahoo! те же инструменты интеграции, что и для небольших фирм – попытается «растворить» ее продукты в своем портфолио и продвигать их под общим брендом Microsoft. По их мнению, это сыграет против покупателя, поскольку в онлайн-среде торговая марка Yahoo! гораздо более популярна, чем Microsoft.

Это, в частности, подтверждают слова Майкла Гартенберга (Michael Gartenberg), аналитика Jupiter Research, который считает, что совершение сделки – это самый легкий этап. Гораздо сложнее будет заставить обе структуры работать эффективно: слишком уж разное отношение потребителей к этим двум брендам и слишком сильны различия в корпоративной культуре компаний. «Yahoo! находится в Кремниевой Долине, где Microsoft традиционно воспринимается враждебно. Лучшим решением этих проблем называют выделение MSN и Yahoo! в отдельную фирму», – дополняет аналитик Генри Блоджет (Henry Blodget).

У рекламодателей также есть опасения относительно сделки – некоторые прогнозируют, что такое слияние может повлечь за собой общий рост стоимости рекламы в Интернете вследствие укрупнения сегмента и снижения конкуренции. Впрочем, не все с ними согласны – существует и прямо противоположное мнение: если соперники развяжут между собой ценовую войну, затраты могут наоборот значительно снизиться.

Не рекламой единой

Помимо укрепления позиций на рынке интернет-рекламы, сделка может повлиять на соперничество Google и Microsoft в... секторе офисных приложений. Конкуренция со стороны Google тут пока совсем небольшая, но аналитики уверены, что со временем она будет лишь усиливаться. Microsoft вынуждена совершенствовать свои традиционные продукты в соответствии с концепцией «Software as a Service», и развитая инфраструктура центров обработки данных, принадлежащих Yahoo!, наряду с опытной командой инженеров могут помочь ей закрепить позиции на этом рынке.

Еще одно следствие возможного слияния, не лежащее на поверхности, заключается в том, что после него может снизиться активность поддержки со стороны Microsoft небольших стартапов. Редмондский гигант лишь недавно начал активно внедрять эти инициативы, но после того как компания потратит 44 млрд на Yahoo!, она может сократить и суммы, выделяемые на покупку стартапов. К тому же на одного из игроков рынка интернета станет меньше, а значит, уменьшится и число потенциальных покупателей, начнется серьезная конкуренция за деньги инвесторов.

А тем временем вопрос о том, состоится ли сделка, остается открытым. Если Yahoo! хочет остаться независимой, то Джерри Янгу нужно сильно постараться, чтобы объяснить акционерам, как он собирается вернуть компании утраченные позиции. Microsoft очень заинтересована в покупке, и Стив Баллмер явно не собирается отступать. Его детище, по некоторым данным, потратило на свою интернет-стратегию, не принесшую ей особых успехов, 10 млрд долл. за последние годы. В запасе у Microsoft есть несколько планов в духе Ларри Эллисона. Например, привлечь на свою сторону кого-либо из совета директоров Yahoo!, который является непостоянным, а избирается на определенный срок. Но здесь есть ограничение: 13 марта – именно тогда истекает срок полномочий действующего совета. Вполне может быть, что в случае отказа Yahoo! Microsoft попытается выкупить на открытом рынке мелкие пакеты ее акций, став, таким образом, мажоритарным акционером. Это вероятно еще и потому, что у Yahoo!, в отличие от многих компаний Кремниевой Долины, нет держателей больших пакетов ценных бумаг.

Как будет действовать Microsoft и Google – покажет время. Но уже сейчас очевидно, что именно Yahoo! при нынешнем раскладе сил находится на позиции игрока, способного диктовать условия.