Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

15 июнь, 2016 - 14:45Александр Черников

Microsoft делает свое самое большое приобретение в истории, тратя $26,2 млрд. на ориентированную на корпоративный сектор социальную сетевую компанию LinkedIn. Для последней эта сделка однозначно выгодна. Но сумеет ли Microsoft извлечь из нее пользу и получить хорошую прибыль?

Причины покупки по Сатья Наделла

Быть может, это все пустое…
Письмо Татьяны к Онегину

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

CEO Microsoft Сатья Наделла (Satya Nadella – слева) и CEO LinkedIn Джефф Вайнер (Jeff Weiner) привели пять доводов, почему заключаемая сделка имеет смысл и должна быть осуществлена

1. Один социальный граф, чтобы управлять всем

Когда сделка будет завершена, LinkedIn станет «социальной тканью (social fabric), пронизывающей всю Microsoft», – сказал Наделла на селекторном совещании 13 июня.

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

Основная идея заключается в построении новых профессиональных профилей корпоративного персонала, которые будут дополнены и объединены, с данными, появляющимися в соответствующее время в приложениях Outlook, Skype и Office.

«Теперь у вас есть возможность каждый раз, когда вы ищете контакт, не только видеть информацию в Active Directory, но и получить все возможности профессиональной сети» – сказал Наделла.

2. Более «умная» служба рассылки новостей

Служба рассылок LinkedIn всегда была одним из наиболее быстро растущих ее компонентов. С интеграцией решений двух компаний она обеспечит более обстоятельный контент.

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

«Просто предположите, что в рассылке о проекте, над которым вы в настоящее время работаете, ваш календарь объединен с Microsoft Machine Learning и AI, чтобы обогатить информацию и сделать ее более релевантной», – сказал Наделла.

3. Социальные продажи для Dynamics CRM

LinkedIn's Sales Navigator помогает фирмам «превратить холодные звонки в теплые перспективы», за счет лучшего понимания этих перспектив, – сказал LinkedIn CEO Джефф Вайнер (Jeff Weiner).

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

Теперь возможности социальных продаж (social selling capabilities) могут быть глубоко интегрированы в Dynamics Microsoft CRM.

4. Лучшее обучение сотрудников

У компаний сегодня есть ограниченное представление о наборах навыков своих сотрудников, и их связь с возможностями обучения не всегда однозначна. Теперь сервисы LinkedIn Lynda.com будут объединены с Office.

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

ПО Excel может быть дополнено таблицей «learning», которая показывает пользователям, к каким коллегам они могут обратиться за помощью

В заключение этого раздела – вопрос. Так за что же, собственно, платятся 26,2 млрд. долл.? Да, описанные технологии интересные и очевидно полезные. Но перечисленное никак не может стоить таких денег.

Однако в разделе приведено только четыре причины покупки. Какая же пятая? О ней мы поговорим в заключение, а пока давайте посмотрим на это приобретение с точки зрения самой сделки.

Что даст покупка LinkedIn

LinkedIn получила в прошлом году около $3 млрд. дохода. Microsoft платит за нее примерно в восемь раз больше. Вообще-то, за $26 млрд. покупатель должен получить что-то такое, что или производит потрясающую и быстро растущую прибыль, или имеет очень высокую стратегическую ценность. Если сравнивать покупку LinkedIn, например, с покупкой Skype за $8,5 млрд., эта сделка в чем-то и лучше, и хуже. В плюс можно отнести следующее.

Во-первых, отношение цены к продажам (price-to-sales ratio) в соответствии с соглашением выглядит лучше. Во-вторых, вероятность того, что LinkedIn станет только одним из многих продуктов в его области (как это имеет место у Skype), кажется меньшей.

Слабость продукта LinkedIn в том, что он имеет не очень большое значение для основной части его базы пользователей большую часть времени, – то есть, когда не идет «охота за головами».

Microsoft может предложить большие финансовые ресурсы, но не очевидно, что у LinkedIn есть какие-то идеи, которая просто требуют финансирования. Пока также совершенно не ясно, будет ли LinkedIn расти, как она будет интегрироваться в Microsoft, в какой пропорции сохранится ее прежний штат и т.д.

В конце концов, и Наделла, и Microsoft будут оцениваться по финансовым результатам, которые покажут, имела ли эта сделка смысл. Вернутся ли Microsoft когда-нибудь эти $26 млрд.? Снова, это кажется невозможным предвидеть.

Самое большое предложение, которое когда-либо делала Microsoft – это попытка поглощения Yahoo за $45 млрд. в 2008 г., которая так и не состоялась. Теперь это обернулось покупкой гигантской, известной интернет-компании, что сопряжено с некоторыми проблемами.

LinkedIn – не Yahoo и ей не принадлежит невероятно ценная доля в Alibaba. Вместо этого LinkedIn продает подписки, – которые клиенты, в общем, покупают не слишком активно, – и делает большую часть своих денег на рекрутерах. Собственно, продукт и предназначен в основном для них. Получение какого-то дополнительного «лифта» из Редмонда также кажется маловероятным.

Это раздел описывает сделку, фактически, с точки зрения здравого смысла. Возможно, все было бы именно так, если бы не пятая причина покупки, озвученная Наделлой среди прочих.

Пятый элемент – Cortana

И где он так научился вести переговоры?
Из фильма «Пятый элемент»

С информацией от LinkedIn цифровой помощник Microsoft Cortana получит совершенно новый мир данных, с которым он будет работать.

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

«Расскажи-ка мне, Кортана, что он есть за человек»

«Предположите, что вы идете на встречу. Cortana может сказать вам все, что вы хотите знать о людях, с которыми встречаетесь, потому что у нее есть доступ к профессиональной сети», – сказал Наделла.

Таким образом, Microsoft потратила $26,2 млрд., чтобы гарантировать, что ваша встреча никогда не окажется «холодной». Хороший продавец должен знать как можно больше о своем клиенте, прежде, чем его нога ступит в дверь. Это требует определенной предварительной работы или, по крайней мере, компетентного помощника. И это – именно та роль, которую Microsoft отводит комбинации Digital Assistant Cortana и Office 365.

Сейчас Cortana обеспечивает некоторую основную информацию о вашем расписании – например, когда вам нужно выехать, чтобы попасть на встречу вовремя. Теперь ожидается, что Cortana будет в состоянии обобщить все, что вы должны знать о ваших деловых отношениях, и о том, какую информацию лучше использовать, чтобы установить более личную, более тесную связь с клиентом.

Для тех, кто работал в поле, – с теперь уже устаревшими системами активизации продаж (Sales Force Automation, SFA), – это вовсе не кажется ни льстивым, ни елейным подходом. Каждый хороший продавец скажет вам, что эмоциональная связь помогает подписать договор. Впрочем, если вас беспокоит мысль о том, что Microsoft имеет все данные о вас, то вы, вероятно, должны уже сейчас удалить ваш профиль в LinkedIn.

Microsoft уже знает ваш календарь (Outlook), ваши встречи (Outlook), ваших коллег (Delve), ваши счета (Microsoft Dynamics CRM) и часть вашей экспертизы (Delve). Microsoft называет это «офисным графом» (Office Graph).

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

Графы Microsoft и LinkedIn отлично дополняют друг друга

Со своей стороны, Джефф Вайнер сказал, что LinkedIn работает с «экономическим графом» (Economic Graph). Это – цифровое представление каждого сотрудника и его резюме, цифровые отчеты по каждой его работе и по даже каждому его «цифровому навыку» (digital skill).

Покупка LinkedIn объединяет показанные два графа и дает Microsoft больше данных, чтобы питать ее процессы машинного обучения и BI. «Если соединить эти два графа, происходит настоящее волшебство», – сказал во время упомянутого выше селекторного совещания Сатья Наделла. В первую очередь Microsoft будет использовать информацию LinkedIn, чтобы сделать более мощными такие приложения, как Delve.

Кроме этого, LinkedIn принадлежит учебная сеть Lynda.com, где можно брать уроки, получая недостающие знания и приобретая полезные навыки.

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

Повышенная мощность Office 365, безусловно, обеспечит большее количество подписок на него, прежде всего в сегменте SMB, и, очень вероятно, приведет к новым продажам подписок на Lynda

Согласно данным Microsoft, сегодня в мире насчитывается 1,2 млрд. пользователей Office 365 и 70 млн. «monthly users»* в сегменте бизнеса.

* Monthly Active Users – метрика, используемая в социальных сетях и глобальных сетевых играх. Характеризует количество уникальных пользователей, заходивших со своего аккаунта в течение определенного периода, в данном случае – месяца.

Microsoft и LinkedIn – надежды и опасения

Рост числа аккаунтов LinkedIn и их активных пользователей (Montly Active Users, MAU, Global). Источник – LinkedIn Earnings, 2016

Добавьте к этому 433 млн. человек, которые сегодня имеют аккаунт на LinkedIn, и 106 млн., которые используют его хотя бы раз в месяц. Microsoft чувствует, что эти две сети должны быть объединены. Здесь уже приходится признать, что объединенная сеть действительно может стоить таких денег.

LinkedIn, по существу, является Facebook делового мира и цифровым репозиторием большинства резюме в мире. Разница в том, что вы можете сколько угодно врать своим друзьям, как вы провели летний отпуск. Но очень немногие люди лгут в своих резюме потенциальным работодателям. Это – именно та информация, за которую Microsoft готова заплатить.