Microsoft Dynamics: деловит, но незаметен

12 декабрь, 2006 - 17:38Александр Черников

Вынесенное в заголовок определение линейки программных продуктов, которые Microsoft совершенствует вот уже в течение четырех лет, в одном из стихотворений Иосифа Бродского являлось исчерпывающей характеристикой хорошего купца. Его задача – без излишней шумихи вести и развивать свой бизнес. Именно эта концепция была положена в основу при разработке семейства корпоративных приложений, не так давно получившей общее название Microsoft Dynamics: не более чем еще один кирпич в стене единой IT-инфраструктуры от одного поставщика.

Microsoft Dynamics деловит, но незаметен

В июне текущего года Microsoft Business Solutions выпустила специальную брошюру, в которой изложила стратегию и планы развития продуктовой линейки, существенно обновленные с апреля 2005 г., когда появился предыдущий подобный документ. В ней корпоративное ПО определяется как «people-ready», т. е. максимально удобное для применения людьми, и приводятся планы реализации данного стратегического видения на несколько лет вперед.

Главная идея, на которой базируются инновации, связанные с Microsoft Dynamics, – люди должны получить ПО со знакомым интерфейсом, тесно связанное со всеми существующими в компаниях системами. При разработке также планировалось предоставить каждому конечному пользователю (в Microsoft предпочитают говорить «каждой роли») столько информации и в таком виде, чтобы люди не утонули в слишком больших ее объемах и не тратили на просеивание основную часть времени. Компания отметила, что концепция Microsoft Dynamics фактически объединяет три ранее самостоятельных направления: разработку делового ПО, управление предприятием и автоматизацию бизнес-процессов.

Сегодня Microsoft Dynamics включает ряд хорошо адаптированных программных решений: Microsoft Dynamics AX (Axapta), CRM, GP (Great Plains), NAV (Navision) и SL (Solomon). Их пользовательский интерфейс напоминает Microsoft Office, и действия выполняются по тем же общим принципам. Приложения рассчитаны на быстрые внедрение и вывод в рабочий режим с полной нагрузкой.

Две волны

Microsoft Dynamics деловит, но незаметен
Хотя Navision и Axapta были приобретены Microsoft еще в 2002 г., их практическая отработка как части полной корпоративной IT-инфраструктуры находится лишь на середине первого этапа

Microsoft говорит сегодня о двух волнах реализации ПО в рамках Microsoft Dynamics. Первая призвана стереть внешние различия между Microsoft Office System и Microsoft Dynamics – так, чтобы для пользователя было естественным отсутствие переключения между приложениями, а те «бесшовно» взаимодействовали бы между собой. Продукты первой волны уже отгружаются потребителям, но их совершенствование займет весь 2007 г.

Microsoft Office SharePoint Portal Server 2007 при этом реализует портальные технологии как для всех видов совместной (collaboration) работы, так и для Web-сайтов. Microsoft SQL Server 2005 и SQL Reporting Services обеспечат принятие решений и дадут инструменты бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) каждому сотруднику компании.

Вторая волна планируется на 2008–2012 гг. Ее главная задача – дать Microsoft Dynamics новый логический, модельно-ориентированный (model-driven) движок, который должен радикально снизить стоимость и сложность настройки корпоративных информационно-управляющих решений. Новая конструкция лучше отразит фактические бизнес-процессы и последовательность их выполнения подразделениями и отдельными ролями-исполнителями. Основной дизайн пользовательского интерфейса в Microsoft Dynamics существенно не изменится и в итоге будет напоминать Microsoft Office Outlook 2007.

Реалистичная бизнес-модель

В течение последних трех лет Microsoft инвестировала значительные ресурсы в моделирование процессов реальной работы компаний – ее исследователи более 1400 раз посетили почти 300 различных организаций. Немалый вклад в это вносят и партнеры, которые ежегодно проводят User Experience Lounge at Convergence, специальную конференцию Microsoft Dynamics.

Итоговая бизнес-модель сегодня включает пять основных подразделений и 61 тип исполнителей с собственными ролевой нагрузкой и набором задач. Как оказалось, в пределах каждого подразделения организационная структура укладывается в 15 видов диаграмм, которые определяют, как взаимосвязаны люди и процессы. Модель также содержит схемы работы малого бизнеса, где роли обычно включают больше функций, чем в крупных организациях. Кроме этого, были выделены 33 группы бизнес-сценариев, содержащие 155 различных типовых процессов, задач и шагов.

Бизнес-роли уже доступны в GP, который описывает 21 из них. CRM обеспечивает ролевой подход в отделах продаж, маркетинга и обслуживания клиентов. SL предлагает ролевые аналитику и портальные интерфейсы. В будущие релизы NAV и AX также планируется включение ролей (например, в NAV их будет 28). При этом одни роли смогут выполнять свои функции, не выходя из бизнес-приложения, а другие будут проводить больше времени в приложениях Microsoft Office – Outlook или Word, но иногда обращаться к бизнес-приложениям за информацией или для каких-либо действий. Предусмотрен и конфигуратор ролей, позволяющий объединять или разделять работы, а также полностью заменять задачи и процессы, в которые роли вовлечены.

Инфраструктура

Microsoft считает своим большим преимуществом то, что ее программные продукты могут быть объединены в оптимизированной инфраструктуре, получившей название Connected Business Technology Infrastructure.

С другими технологиями компании Microsoft Dynamics взаимодействует следующим образом.

Microsoft SharePoint Portal Server 2007 и Windows SharePoint Services реализуют полную среду для командной работы персонала и построения бизнес-процессов. Кроме отображения одновременно структурированной и неструктурированной информации, SharePoint Portal Server 2007 также позволит включить блоги и wikis для повышения эффективности коллективной работы. Помимо этого, он будет содержать мощную поисковую машину, единую для всех видов предоставления информации.

Компании могут использовать этот сервер для построения корпоративного Web-сайта, который отображает документы и информацию из Microsoft Office, отчеты и BI-данные, извлеченные из SQL Server 2005, а также информацию из приложений Microsoft Dynamics. Важный компонент технологии SharePoint – Web-сервисы. Сегодня в инфраструктуре их насчитывается уже 240, и это число будет увеличиваться.

Для создания «моста» между решениями Microsoft Dynamics и другими системами (в том числе наследуемыми, до сих пор работающими на мэйнфреймах и мини-компьютерах прошлого века) предназначен Microsoft BizTalk Server 2006. Он включает 23 приложения и многочисленные адаптеры для связи со старыми системами. BizTalk Server может также использоваться с приложениями Microsoft Dynamics для обмена данными с ПО в филиалах или у партнеров и даже для общего управления всей инфраструктурой из центральной системы.

Интеграция BizTalk Server и Microsoft Dynamics существенно снижает общую стоимость владения системой (Total Cost of Ownership, ТСО) за счет упрощения связи, в том числе между несовместимыми корпоративными системами и приложениями. Эта особенность может быть очень ценной, например, при слияниях, приобретениях и других подобных организационных изменениях.

Кроме этого, под общим названием Microsoft Dynamics Snap скрывается целая коллекция продуктов, предназначенных для тех, кто преимущественно работает в приложениях Microsoft Office, но иногда нуждается в данных из Microsoft Dynamics (модули Snap захватывают информацию из бизнес-приложений). Некоторые подобные продукты уже доступны для свободной загрузки. Они существенно облегчают выполнение ряда задач, устраняя, например, необходимость ввода данных в две или более системы. Это направление будет развиваться и в дальнейшем.

Наконец, дизайн и концепция интерфейса решений Microsoft Dynamics (навигация, папки, откаты и т. д.) совместимы с Windows Vista, что повышает комфортность и возможность использования предыдущего опыта работы в среде продуктов Microsoft.

Аналитика

Microsoft Dynamics в интеграции с Microsoft SQL Server 2005, SQL Server Analysis Services и Microsoft Office Excel предоставляет мощные аналитические средства, как говорят в компании, «переводя информацию в разряд движущей силы бизнеса».

В сочетании с порталом результаты становятся доступными для всей команды на интранет-сайте, а руководители могут использовать ключевые индикаторы исполнения (Key Performance Indicators, KPI). За последующие несколько лет решения Microsoft Dynamics, согласно перспективным планам, получат еще более сильную поддержку принятия решений, в том числе контекстную бизнес-аналитику (Contextual Business Intelligence, CBI). Она предполагает, что люди всегда смогут получать исчерпывающую информацию, соответствующую текущему моменту.

SQL Server 2005 сегодня представляет собой полноценную BI-платформу с интегрированными средствами аналитики (включая OLAP), извлечения данных (Data Mining), построения отчетов и инструментами класса ETL (Extract – Transform – Loading), характерными, как правило, для хранилищ данных. Его дополняют SQL Analysis Services и SQL Reporting Services, а также Microsoft Business Scorecard Manager.

Концепция работы предприятия по версии Microsoft предполагает использование бизнес-аналитики всеми ролями для принятия делегированных им решений по ведению бизнеса: стратегических, тактических и эксплуатационных (операционных).

Например, стратегические, глобальные решения, определяющие будущее компании, принимает небольшая группа топ-менеджеров, основываясь на глубоком анализе всех учитываемых факторов. Тактические решения на ближайшую перспективу являются прерогативой директоров и старших менеджеров. Эксплуатационные (операционные) решения принимает ежедневно почти каждый сотрудник. Они не имеют долгосрочного характера, но могут быть важными для успеха бизнеса как совокупности действий.

Поэтому Microsoft Dynamics поддерживает все роли и типы решений, хотя традиционно бизнес-аналитика была (и во многих случаях остается сейчас) средством выработки в основном среднесрочной тактики. Согласно точке зрения Microsoft, такой подход не помогает организации ни вести правильную операционную деятельность, ни формулировать верную долгосрочную стратегию.

Microsoft Business Forum 2006

Эта первая в Украине практическая конференция подобного рода для руководителей отечественных компаний состоялась 23 ноября в Киеве. В ее рамках сертифицированные партнеры Microsoft представили свои решения, созданные на базе программных продуктов Microsoft Dynamics AX, Microsoft Dynamics NAV и Microsoft Dynamics CRM, и поделились опытом их использования на предприятиях различных отраслей.

Microsoft Dynamics деловит, но незаметен
Константин Щербина: «Подобные конференции уже несколько лет успешно проводятся в Европе и России, и закономерно, что теперь эта практика распространилась на Украину»

Программа форума имела подчеркнуто практический характер и была направлена не только на обзор стратегии и продуктов компании, но и на освещение ряда других вопросов, непосредственно касающихся внедрения корпоративных информационно-управляющих систем. В частности, сразу после вступительного слова Константина Щербины, директора департамента Microsoft Business Solutions компании «Майкрософт Украина», был представлен методический материал «От стратегии к системе управленческого учета и бюджетирования», а во втором блоке выступили представители учебных центров, осуществляющих подготовку и сертификацию специалистов по технологиям Microsoft Dynamics.

Завершилась конференция обстоятельной презентацией компании Columbus IT. На ней участники смогли познакомиться с описанием проекта в российском ООО «Юнимилк», где насчитывается более 600 одновременно работающих в Dynamisc AX пользователей в 20 филиалах, расположенных в пяти часовых поясах на территории России и Украины. Большой интерес присутствующих вызвали результаты нагрузочного тестирования системы, выполненного в ходе данного проекта, в котором была показана принципиальная возможность наличия в системе 1300 конкурентных пользователей и определены требования к аппаратной части такого решения.

Напомним, что департамент Microsoft Business Solutions был официально открыт в Украине в мае 2006 г. Основными направлениями его деятельности сегодня являются развитие партнерской сети (поиск, развитие и поддержка), консультирование существующих и потенциальных клиентов и проведение информационных мероприятий по продуктам Microsoft Dynamics. За прошедшие полгода подписаны соглашения с пятью новыми партнерами, появился ряд новых клиентов, а их общее число в Украине превысило 80. Всего же программные решения Microsoft Dynamics используют более 309 тыс. клиентов по всему миру, а в сети продаж задействованы свыше 9 тыс. партнеров в 132 странах.

На данный момент в Украине развиваются три вида решений, которые, как отмечалось на форуме, могут быть использованы предприятиями всех отраслей и масштабов: Microsoft Dynamics AX (для крупного и среднего бизнеса), Microsoft Dynamics NAV (для среднего и малого бизнеса), Microsoft Dynamics CRM (для всех типов бизнеса). Такой подход сохранится и в 2007 г.

В целом конференция, прошедшая при поддержке сертифицированных партнеров Microsoft, компаний InnoWare, «OXS – Украина», Ulys Systems, SystemGroup, «Е-Консалтинг» и международной консалтинговой компании Columbus IT, была содержательной и полезной. Остается только пожелать новому департаменту «Майкрософт Украина» дальнейших успехов.