Место для шага вперед

18 октябрь, 2012 - 14:43Андрій Кухар

Исторически бизнес-приложения, относящиеся к категории ERP (Enterprise Resource Planning), выступали средствами ввода транзакционных данных. Интерфейс таких решений строился, отталкиваясь от бизнес-процессов, а не потребностей конечных пользователей. Но жизнь не стоит на месте, и сегодня в силу развития технологий автоматизации и динамики изменения экономических условий все чаще на первый план выходят удобство применения ПО и повышение продуктивности работы конечных пользователей.

Такие запросы

Ни для кого не секрет, что рынок ERP сейчас как никогда горяч. По мнению аналитиков из американской компании Nucleus Research, недавно опубликовавших свою очередную матрицу оценки ERP-технологий (Value Matrix), чтобы полноценно конкурировать с другими компаниями, современный поставщик систем автоматизации бизнес-процессов должен предлагать:

  • Несколько вариантов развертывания ПО. По мере того как все больше ИТ-директоров склоняются в пользу облачных бизнес-приложений, такие решения активно предлагают как развивающиеся игроки, так и старожилы рынка первого и второго эшелона — в дополнение к традиционным (on-premise) системам.

  • Интеграция аналитических возможностей и встроенных инструментов отчетности. Шумиха, поднятая вокруг концепции Больших данных, привела к тому, что крупные поставщики ПО все активнее наращивают возможности аналитических подсистем с тем, чтобы вызывать обновления у существующих клиентов и привлекать новых.

  • Доступ к данным с мобильных устройств, основанный на ролях интерфейс сотрудников и организация совместной работы. Консьюмеризация ИТ не только стала катализатором требований потребителей, но и корректором планов поставщиков ПО. Приложения с интуитивно понятными интерфейсами, ролевые представления сотрудников (для настольных и мобильных систем), способность конечных пользователей вносить изменения в бизнес-процессы и рабочие потоки без вмешательств ИТ-специалистов, средства совместной работы и социализации для повышения эффективности выполнения групповых задач — все это уже не желаемая функциональность, а основные требования.

  • «Быстрые решения». Преднастроенные системы для конкретных индустрий и специфических бизнес-требований, посредством применения которых можно сократить стоимость внедрения и проектные риски и гарантировать соответствие ПО нуждам заказчиков.

Расстановка сил

Согласно данным Nucleus Research, в первом полугодии текущего года лидерами по показателям функциональности и удобства применения стали следующие системы: Microsoft Dynamics AX, Oracle E-Business Suite и Oracle JD Edwards EnterpriseOne. Рассмотрим вкратце каждую из них.

В последнее время Microsoft заняла более агрессивную позицию в продвижении Dynamics AX в качестве конкурентного ERP-решения, отличающегося простотой применения и низкой стоимостью владения. Сегодня оно доступно для таких отраслей, как производство (процессное, дискретное и экономичное), государственный сектор, профессиональные услуги, дистрибуция и розничная торговля. Поддержка автоматизации торговых сетей появилась в Microsoft Dynamics AX 2012 зимой в составе пакета расширений (Dynamics AX 2012 Feature Pack), еще раз продемонстрировав, что удобство использования ERP для Microsoft не пустой звук.

Место для шага вперед

Ролевой центр Microsoft Dynamics AX 2012, предназначенный для предприятий розничной торговли

Средства Microsoft Dynamics AX 2012 for Retail ориентированы на применение средними и крупными торговыми компаниями и представляют собой целостное решение с поддержкой кросс-канальных возможностей, социальной и мобильной коммерции, функционального кассового оборудования и дополнительных средств для управления сбытом. Вместе эти возможности призваны обеспечить максимально полное и персонализированное обслуживание покупателей. Но не это главное. Обращает на себя внимание прежде всего то, что новое ПО характеризуется простотой применения и интеграции, чрезвычайно важными характеристиками для компаний, занимающихся розничной торговлей.

Здесь доступны специализированные ролевые интерфейсы. В состав базовой поставки входят такие интерфейсы, как Headquarters (сотрудник штаб-квартиры), Store Manager (менеджер магазина) и Store Cashier (кассир). Все они в совокупности призваны оперативно донести нужную информацию нужным людям для быстрого принятия эффективных решений. Каждый из этих интерфейсов, предлагаемых под общим названием Retail Role Center (ролевой центр торговли), отображает актуальные для конкретных сотрудников данные, индикаторы и отчеты, причем перечень информации могут менять как администраторы, так и сами пользователи.

Богатейшие возможности интеграции, реализованные в Microsoft Dynamics AX 2012 for Retail, обеспечивают быстроту изменений в коммерческой деятельности. Например, всего несколькими щелчками мыши можно не только изменить цены на определенные товары в магазинах, но и полностью поменять интерфейс на торговых и кассовых терминалах во всех магазинах одновременно.

Следующий лидер — система Oracle E-Business Suite, в которую империя Ларри Эллисона продолжает инвестировать, расширяя возможности. Последние нововведения включают экологический учет (предполагает оценку и анализ воздействия окружающей среды на хозяйственную деятельность организации, а также организации на окружающую среду), управление жизненным циклом поставщиков, классификация расходов и управление проектами. Что же касается развертывания и легкости работы, аналитики отмечают — Oracle продолжает развитие платформы разработки, развертывания и обслуживания контента User Productivity Kit (UPK), предназначенной, прежде всего, для ускорения процесса освоения бизнес-приложений, а также модернизацию средств Oracle Business Accelerators, призванных сокращать сроки внедрения специализированных решений и минимизировать связанные риски.

Место для шага вперед

Подсистема One View Reporting, входящая в состав Oracle JD Edwards EnterpriseOne, предлагает 178 встроенных отчетов на все случаи жизни

В будущем году заказчикам следует ожидать от Oracle принятия мер по облегчению администрирования и уменьшению затрат на поддержку ПО —выпуска доработанных пакетов Oracle E-Business Suite для Enterprise Manager, предназначенных для автоматизации и мониторинга задач администрирования, а также реализации поддержки онлайн-пачинга. Последняя обещана появиться в версии 12.2 системы и позволит сократить периоды простоев (вызванных обновлением ПО) с нескольких часов до считанных минут, указывают специалисты.

Другой продукт Oracle — JD Edwards EnterpriseOne — продолжает завоевывать новых заказчиков благодаря поддержке комплексных требований при цене (как внедрения, так и поддержки), меньшей, чем SAP ERP. Хотя есть мнение, что Oracle JD Edwards EnterpriseOne — зрелый, сформировавшийся продукт, поставщик продолжает работать над его улучшением — упрощением интерфейсов и расширением функциональности. Так, в декабре 2011 г. Oracle объявила о выпуске платформы Oracle JD Edwards EnterpriseOne Tools 9.1, включавшей переработанный пользовательский интерфейс и усовершенствованные средства управления, включая возможности для задания пороговых значений использования памяти и вывода предупреждений, призванных повысить стабильность и доступность бизнес-приложений, а также расширения по части восстановления после сбоев. С данным релизом в систему также были включены инструменты построения отчетности.

В марте 2012 г. Oracle представила Oracle JD Edwards Mobile Expense Management, новое мобильное приложение, дополняющее анонсированные ранее средства самообслуживания заявок, подтверждения заказов на поставку, запроса статуса заказов и пр.

В апреле компания выпустила ПО Oracle JD Edwards EnterpriseOne 9.1, в поставку которого вошла новейшая подсистема отчетности OneView Reporting, позволяющая бизнес-пользователям самим формировать интерактивные отчеты без потребности в содействии ИТ-отделов. Это, безусловно, очень важный шаг в сторону удобства работы. Кроме того, в релизе нашли отражение отраслевые особенности предприятий, деятельность которых связана с науками о жизни, производством пищи и напитков, агробизнесом, недвижимостью, профессиональными услугами.

Претенденты

В свете рассматриваемых тенденций упрочить свое положение в перспективе должны SAP и Infor. Немецкий поставщик продолжает движение вверх по «оси удобства применения» ее продуктов за счет инвестиций в построение так называемых «быстро развертываемых решений» RDS (Rapid Deployment Solutions, внедряемых в пределах нескольких месяцев), развитием платформы управления приложениями и взаимодействием с поставщиком Solution Manager, а также услугами, благодаря которым существующие заказчики могут получать больше преимуществ от ERP-систем.

В свою очередь Infor стремится превратиться из традиционного тяжеловесного ERP-поставщика в более динамичную современную софтверную компанию. С приходом Чарльза Филлипса (Charles Phillips) штат Infor пополнился 400 инженерами-программистами. И результаты их работы не заставили себя ждать. Так, весной прошлого года поставщик ввел новый унифицированный пользовательский интерфейс Workspace, построенный на базе платформы организации совместной работы Microsoft SharePoint Portal. Его реализация не только сделала так, что бизнес-приложения выглядят теперь как обычные прикладные программы, но и привнесла следующие ключевые элементы: ролевой интерфейс и интерфейс потоков работ, «контекстные» отчетность и бизнес-аналитику (при смене окон меняются и отвечающие им дешборды), всевозможные средства сотрудничества в реальном масштабе времени.

Место для шага вперед

Workspace — больше, чем портал, больше, чем просто единый пользовательский интерфейс бизнес-приложений Infor, его потенциал — в размытии границ между программами и сквозной демонстрации контекстных данных

Наверное, ни для какой другой компании этот шаг не был бы столь важным, как для Infor с ее аппетитом к приобретениям. За годы существования поставщик обзавелся множеством как различных ERP-систем, так и вспомогательных компонентов, расширяющих возможности традиционных средств управления ресурсами предприятия. Именно благодаря M&A-активности портфолио компании в свое время пополнилось такими приложениями, как Supply Chain Management (SCM), Product Lifecycle Management (PLM), Customer Relationship Management (CRM), Enterprise Asset Management (EAM) и др.

Также следует отметить, что в марте текущего года Infor представила Inforce Everywhere — интегрированное SaaS-решение с возможностями ERP и CRM. А в сентября состоялся анонс Inforce Marketing, сервиса, созданного в содружестве с лидером отрасли компанией salesforce.com, и, как следует из названия, предназначенного для управления маркетинговыми активностями. В планах к концу года выпустить еще одно новое сервисное приложение.

Напоследок еще несколько слов об империи Ларри Эллисона. Весьма перспективным аналитики Nucleus Research считают новый комплекс бизнес-приложений Oracle Fusion Applications. Из-за того, что на момент проведения исследования принимались в расчет сведения лишь о применении Oracle Fusion Financials, Oracle Fusion Customer Relationship Management и Oracle Fusion Human Capital Management, решение попало в зону «посредников». Тем не менее, эксперты полагают, что по мере выхода все большего числа компонентов комплекса и появления новых клиентов данное ПО будет активно двигаться в направлении лидеров.

«Матрица ценностей»

Место для шага вперед

Матрица базируется на функциональности и удобстве работы — двух главных параметрах, влияющих на возврат инвестиций от внедрения ERP.

Значения по шкале удобство составлены с учетом интуитивной понятности интерфейсов приложений, наличия ролевых интерфейсов, требований к освоению ПО, влияния на продуктивность работы конечных пользователей. Показатель функциональность базируется на широте возможностей главного приложения, легкости включения вспомогательной функциональности, дополнительных выгодах, а также уровне инвестиций поставщика в инновационные разработки за пределами ядра, положительно влияющие на общий эффект от внедрения ERP.

Матрица разделена на четыре зоны: лидеры, эксперты, посредники, поставщики базовых возможностей.

  • Поставщики в зоне лидеров уделяют достаточно внимания и функциональности, и удобству применения ПО, следовательно, их системы несут наибольшую выгоду.

  • Компании в зоне экспертов сфокусировались на углублении функциональных возможностей, что, естественно, делает их бизнес-приложения более сложными и требующими больших затрат на освоение, чем продукты лидеров.

  • Поставщики-посредники инвестируют средства главным образом в упрощение и повышение удобства использования своих продуктов, ускорение развертывания с умеренными требованиями к обучению.

  • В зоне базовых систем находятся точечные решения или приложения с ограниченными возможностями по сравнительно малой стоимости, что делает их хорошим выбором, когда необходимы базовые средства автоматизации.