«Маркетинг 2.0» и Дейл Карнеги

10 январь, 2008 - 20:53Александр Черников

В США уже нашлись те, кто поспешил объявить 2008 г. как «A New World of Customer Engagement» – «Новый мир взаимодействия с клиентом», или, более игриво (что допускает одно из значений engagement) – помолвки с клиентом (CustomerThink.com). И первая темой, которая поднимается в данном контексте – «Использование социальных сетей для развития бизнеса».

Социальные сети, блоггинг и маркетинг типа «word of mouth», или «из уст в уста», сегодня являются модными темами, обсуждаемыми продавцами во всем мире, причем явное преимущество пока не отдается ни одному из этих каналов. Если посмотреть на это с изнанки, окажется, что причина в том, что не только революционного, но и сколько-нибудь значительного увеличения объемов продаж ни один из этих каналов пока не дает – потому и нет среди них лучшего. Да вот и преподаватели американских университетов отмечают, что их студенты очень любят рассуждать на данную тематику, но исключительно в теоретической форме и с технической стороны проблемы.
 
С моей точки зрения (далеко не уникальной), о громко провозглашаемом «новом мире маркетинга» говорить либо рано, либо вообще не стоит. Это не более чем старая как мир идея – в очередной новой упаковке. Как хорошо отметил один из аналитиков, это все тот же «technology twist».
 
Когда вышло первое издание Дейла Карнеги «как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»? Да, да, еще в 1936 году. И что представляют собой по сути новомодные концепции? Да, да, – тот же самый старый и добрый relationship marketing: создавайте новые, более тесные связи и влияйте с их помощью на людей себе на здоровье.
 
Как здорово звучит в устах новоиспеченных «менеджеров»: customer-centric, customer-focused, customer experience… Но Дейл Карнеги уделывает их всех, как детей: «Единственный способ, которым я могу заставить вас делать что-нибудь, – это дать вам то, что вы хотите». Другими словами, залогом любой успешной стратегии является масимально полное и точное выяснение того, чего потенциальный покупатель хочет. А это сама, без участия живого человека, социальная сеть уж никак не сделает. Так что хочется в очередной раз сказать приверженцам компьютерного мироздания: изучайте матчасть пречитывайте Карнеги.
 
Вы найдете, что самое глубокое желание человеческой натуры – быть значимым, а еще лучше – важным. И ну: как вы будете использовать социальную сеть, чтобы заставить ваших клиентов почувствовать себя важными и понятыми, не производя впечатление неискреннего или корыстного продавца? И не я первый сказал о том, что больше всего на свете люди ненавидят чужие советы. Здесь есть о чем подумать.
 
А тем, кто жгуче хочет увеличить объемы своих продаж и поэтому готов инвестировать в проекты, связанные с новыми и, как утверждают их создатели, эффективными сбытовыми каналами, кроме старого доброго Карнеги я рекомендую не менее старых и добрых Веркора и Коронеля – «Квота, или Сторонники изобилия».